Порвался ремень ГРМ, какие будут последствия
Порвался ремень ГРМ, какие будут последствия. Что «реально» делать и как понять?
Про ремень ГРМ, очень много вопросов. Первый по популярности это – порвался что делать, какие могут быть последствия. Куда бежать? Двигателю хана? В основном пишут начинающие автомобилисты, когда машина встает колом и никуда не двигается. Завести ее невозможно, а зачастую это вообще не рекомендуется при обрыве, в общем у водителя паника. Сегодня я постараюсь описать план действий — как диагностики, так и устранения этой неисправности. И знаете иногда можно влететь на приличный ремонт! Так что читаем и вникаем …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Почему рвется ремень?
- Что будет, какие последствия подстерегают?
- Как определить обрыв и что не нужно делать
Надеюсь не нужно объяснить — что такое ремень ГРМ? Ну хорошо — если коротко, то он соединяет валы двигателя — коленчатый вал и распределительный вал в определенной последовательности — чтобы при движении поршней вверх или вниз, открывались или закрывались только нужные клапана. Таким образом, создается давление внутри цилиндров нужное для воспламенения топливной смеси. Без ремня не было бы работы мотора – это состоявшийся факт, это очень важное звено в строении мотора. Теперь давайте поговорим, почему может быть обрыв.
Последствия разрыва ремня ГРМ
Многие автолюбители слышали, что разрыв ремня ГРМ оставляет после себя нежелательные последствия. Так, это может даже стать фатальным для двигателя.
Какие двигатели гнут клапана на ВАЗ-2112, а какие нет?
Итак, рассмотрим, какие последствия разрыва ремня ГРМ на работающем двигателе:
- Незначительные последствия: деформация клапанов, разбивание направляющих втулок, попадание масла в цилиндры.

Веер деформированных клапанов
Средние последствия: сбитые фазы ГРМ, трещины в головке блока, деформация или разрушение посадочных места клапанов.
Деформирование посадочных мест установки клапанов
Значительные последствия: деформация распределительных валов, попадание кусочков металла в цилиндры, царапины на стенках гильз, трещины в корпусе головки и плоскости блока, разрушение деталей и элементов головки.
Деформация шатуна и разбитый поршень
Методы устранения неисправностей
Наглядный пример разрыва ремня ГРМ на двигателе
Более детально показано оборванный ремень ГРМ
Когда, основные причины рассмотрены, и определены все последствия обрыва ремня ГРМ, то следует посмотреть на методы устранения неисправности. Итак, рассмотрим, как же устранить последствия возникновения такого эффекта.
Незначительные последствия
Многие водители слышали о том, когда разрывается ремень ГРМ, то гнёт клапана. Эта одна из несущественных причин, почему необходимо вовремя проводить замену данного узла. Так, гнутые клапана приводят к разбиванию направляющих втулок, а точнее увеличению их зазора. Еще одним не приятным последствием становится то, что происходит «надкалывание» алюминия в посадочных местах крепления изделия.
Гнутые клапана вследствие обрыва ремня ГРМ
Для устранения данных последствий необходимо провести ремонт головки блока, а точнее замену направляющих втулок клапанов, непосредственно сами клапана и маслосъемные колпачки.
Конечно, первой проблемой станет – как вытянуть клапан с деформированной втулкой из головки блока. Здесь, придётся просто повыбивать их, но при этом стоит учитывать, что посадочное место будет разбиваться и при ремонте необходимо будет применить аргоновую сварку, чтобы восстановить поврежденные полости. Также, рекомендуется осмотреть посадочные крепления седел, которые, скорее всего, тоже деформированы. При необходимости данные элементы рекомендуется заменить.
Еще одним незначительным последствием может стать то, что масло попадет в цилиндры, поэтому когда снимется головка блока необходимо осмотреть, а возможно и удалить его остатки. Также, рекомендуется осмотреть внешний вид поршней и маслосъемных колец, которые могли получить повреждения.
Средние последствия
Средние последствия обрыва ремня – это фактически капитальные ремонт или замена головки блока цилиндров.
Если в процессе движения сразу двигатель не остановился, а продолжал работать, то ГБЦ могла деформироваться или получить значительные трещины, помимо рассмотренных уже повреждений. Таким образом, каналы охлаждающей жидкости могли открыться и тосол (антифриз) мог попасть в саму головку или в цилиндры блока.
Деформация клапанов и направляющих втулок
Устранение данной неисправности проводится достаточно легко и просто, но дорого. Конечно, новая головка блока будет работать идеально, только вот ценовая политика на детали владельца не порадует. Поэтому, многие автолюбители стараются выйти из ситуации с минимальными затратами.
Конечно, не всегда можно отремонтировать трещины в корпусе головки блока и приходится искать деталь. Так, некоторые автомобилисты находят на разборках поддержанные детали и устанавливают их, предварительно проведя диагностику.
Значительные последствия
Провернутые вкладыши коленчатого вала
Значительные последствия заставят владельца купить новую головку блока или даже двигатель. Как показывает практика, то обычно это становятся поддержанные двигатели с разборок автомобилей или с рук. При значительных последствиях, обычно, происходит деформация и разбитие посадочных мест распределительных валов, особенно в местах крепления шкивов, деформация головки блока, а также, может случиться самое неприятное – застучит двигатель.
Разбитые поршня — значительное повреждение обрыва ремня ГРМ
При значительных повреждениях — дешевле и быстрее заменить основной силовой агрегат в сборе, чем проводить ему капитальный ремонт.
Иногда, это даже не целесообразно, поскольку трещины в блоке заварить достаточно тяжело, да и не всегда целесообразно. Поэтому, если выявлено, что двигатель получил значительные последствия, рекомендуется его заменить в сборе.
Вследствие обрыва ремня клапана повредили поршня
Рекомендации
Чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112 необходимо проводить замену узла в сроки, а диагностику его состояния регулярно. Важно выбрать качественный ремень. Так, завод изготовитель рекомендует замену комплекта газораспределительного механизма делать один раз на каждые 50 000 км пробега.
Но, как показывает практика, лучше это делать, спустя 40 000 – 45 000 км. Связано это с тем, что при таком пробеге ремень уже на стадии повышенного износа, а поэтому, чтобы не испытывать фортуну и кошелек на прочность лучше поменять заранее, чем устранять последствия.
Новый комплект ГРМ
Некоторые автомеханики рекомендуют устанавливать на автомобиль спортивные кит-комплекты ГРМ. Связано это с тем, что они более выносливые за счет своих конструктивных особенностей и при размеренной езде, срок эксплуатации будет составлять примерно 60-70 тыс. км пробега. Хотя, здесь имеется и вторая сторона медали, ведь стоимость таких комплектов, как правило, в 1,5-2 раза больше, чем стандартного производства АвтоВАЗ.
Схема газораспределительного механизма на двигателе
Почему гнутся клапана при обрыве ремня или цепи ГРМ
Несмотря на доработки, общий традиционный принцип работы ГРМ и клапанного механизма двигателя остается неизменным. Как известно, поднятие поршня в ВМТ (верхней мертвой точки) означает, что в указанный момент впускные и выпускные клапаны закрыты. Это необходимо для создания давления и герметизации камеры сгорания.
Если происходит обрыв ремня ГРМ, тогда клапана попросту не успевают закрыться, что означает их столкновение с поднимающимся вверх поршнем. В момент обрыва ремня ГРМ распредвалы сразу останавливаются. Такая немедленная остановка происходит по двум причинам:
- так как пропадает приводное усилие от ремня или цепи;
- на сами кулачки распределительного вала оказывают замедляющее воздействие возвратные пружины;
Что касается коленчатого вала, данный элемент КШМ продолжает вращаться по инерции. Инерционное вращение вала не зависит от того, на какой передаче и с какой скоростью двигался автомобиль, на каких оборотах работал двигатель и т.д. Маховик все равно проворачивает коленчатый вал. Другими словами, если ремень ГРМ оборвало, тогда механизм газораспределения сразу останавливается и клапана остаются открытыми, в то время как коленвал продолжает вращаться и движущиеся поршни бьют по открытым в это время клапанам.
Инженерам и автопроизводителям хорошо знакома данная проблема. Для предотвращения последствий обрыва ремня/цепи ГРМ в некоторых старых ДВС на поршне выполнялись специальные проточки под клапана. Указанные проточки фактически обеспечивали необходимое свободное пространство, которое позволяло открытым клапанам не столкнуться с движущимся вверх поршнем. В таких моторах после обрыва привода клапана не гнулись.
Современные двигатели также имеют характерные выемки на поршне. Стоит отметить, что данные проточки позволяют избежать риска повреждения клапана на работающем двигателе. При обрыве ремня ГРМ на таких моторах указанные проточки не спасают от загиба клапанов, то есть клапана все равно гнет даже при наличии специальных углублений на поршне.
Рекомендуемые сообщения
Sanchous 0
Sanchous 0
- Знаток
- Пользователи 0
- 340 сообщений
- Пол: Мужчина
- Автомобиль: Маненькая синенькая Фабия
- Город: Санкт-Петербург
Dimm
16.07.2006, 13:25
Привет Реношникам!
У меня Сlio c пробегом 18 тыс., брал с рук.
Очень беспокоюсь за ременьролики ГРМ, но просто вбабахивать 320 у.е. не хочется.
Можно ли определить по внешнему виду или звуку?
VeryOldSeadog
16.07.2006, 13:32
Нет. В еропе ремень живёт 90’000, у нас условия считаются тяжёлыми, поэтому замена через 60’000.
МИХАН
16.07.2006, 15:17
Только когда им уже почти трындец, да и то не всегда. Что можно услышать? Например шум в подшипнике ролика, если он износился. Ещё шум из водяного насоса, если он износился. По внешнему виду нужно посмотреть на внутреннюю поверхность ремня — если там видно трещины у основания зуба, либо некое подобие чёрных ворсинок которые собираются по углам кожуха, тогда срочно менять. Также замене подлежит ремень на котором есть следы масла, топлива, ОЖ или любой другой агрессивной жидкости. Но, ИМХО, если у тебя честные 18 тыс. — беспокоиться не о чем.
VeryOldSeadog
16.07.2006, 17:37
Цитата(МИХАН @ 16.07.2006, 15:17) *
. либо некое подобие чёрных ворсинок которые собираются по углам кожуха, тогда срочно менять.
Истирание резины — это нормальное явление, запугаешь человека будет через 30000 менять
МИХАН
16.07.2006, 18:34
Истирание резины — это нормальное явление, запугаешь человека будет через 30000 менять
Не-е имеюстя ввиду ворсинки от синтетических волокон корда.
XaMeLeOn
16.07.2006, 20:29
а вот у меня 54 тыс и я не первый хозяин. чеж делать.
VeryOldSeadog
16.07.2006, 21:08
Менять на 60000, собственно
Dimm
16.07.2006, 21:28
Дык вот знать бы реальный пробег.
В целом, похоже, что моя машина прошла 18, но ведь если порвется — на сколько я попаду?
VeryOldSeadog
16.07.2006, 21:34
Что-то мне не известны случаи скручивания пробега с 45000, к примеру, до 18000
Дмитрий 2
16.07.2006, 21:46
Поменяй ремень,масло, все фильтра и катайся спокойно.Конечно денег жаль,но за душевное спокойствие не такая уж и большая плата.
VeryOldSeadog
16.07.2006, 23:51
А сервисная книжка где .
Miha
24.07.2006, 20:21
Привет Всем!
А не проще, сгонять к официальному дилеру и узнать все про состояние купленного автомобиля, а?
Dimm
24.07.2006, 20:30
Узнавал цены на диагностику у диллера.
Дешевле всего в Крылатском 1500 руб. за Рено Клио.
Но. они вряд ли что скажут о состоянии ремня ГРМ
Miha
24.07.2006, 20:53
Но межет про реальный пробег скажут. А там решишь!
VeryOldSeadog
24.07.2006, 21:11
Уфф, есть море признаков по которым можно определить пробег.
Износ резины
Износ тормозных колодок
Внешний вид деталей ходовой
Внешний вид двигателя
Износ накладок педалей
Потёртость руля
Потёртость водительского сиденья
Потёртость порога на водительском месте
Замученность салона машины
Следы щёток на лобовом стекле
И т.п. и т.д.
Всё это хорошо видно, тем более при таком смешном пробеге.
Так что ездите себе спокойно и не забивайте голову мыслями о ремне.
Сережка
07.09.2006, 13:23
А если уменя движок на клио 1.4 75лс 8клапанный при обрыве клапана загнет? А то моя 90тыс прошла все то пройдены про ремень вразумительного ответа не дали меняли типа на 60 тысячах
Полковник
07.09.2006, 13:51
Если меняли, то следующая замена на 120 тысячах. А есть сомнения в том что меняли?
Раз ТО 60 пройдено, то в сервисной книжке должна стоять печать сервиса, который проводил это ТО 60.
Надо попросить поднять данные у этого сервиса. И все сомнения уйдут. И денег не надо будет тратить.
Наталья
07.09.2006, 13:55
А если есть сомнения (вот у меня они возникли, когда я на нашем форуме об этом начиталась), то думать и определять ничего не надо — надо поменять ремень срочно!
Р930МЕ
07.09.2006, 14:10
У меня тут у другана на 21099 под тамбовом ремень порвался 120 машина прошла.
Какое счастье на классике Цепь подтянул за 5 минут и все, успокоитель поменял, как звенеть начнет. Я один раз раскрутил ее до 7 тыщ.об и у меня сразу звенеть начало. цена вопроса 30-40р и пол часа работы
Сережка
08.09.2006, 15:41
НЕ ТРАВИ ДУШУ сьездил в сервис усе нормально на 60тыс тщ пройдено пока спокоен
Сережка
08.09.2006, 16:20
А клапана при обрыве гнет или нет (75л.с 8 клапанов).
igor1209
08.09.2006, 16:26
По поводу гарантии на авто и сервисной книжки.. есть?
Если нет ни того не другого то что тогда перживать. поехай в специализированный сервис по РЕНО и пусть посмотрят состояние ремня. Всё. Если гарантия есть и отметка о прохождении ТО и самое важное где, то не просто ли сьездить в этот сервис и попросить распечатку по проведеным работам. И НЕ ПАРИТЬСЯ. Неужели для себя любимого трудно оторвать попу и сьездить. А потом спать спокойно.
Sp@ce
16.09.2006, 22:39
По поводу ремней. Когда я на 127 тыщах приехал делать ТО, то мне сказали что я ремень менял в 60 и типа 7 тыщ уже переезжаю, надо срочно менять ремни, а вместе с ними как оказалось помпу и сальники (( а рядом показали Клио европейский вариант — на 27 тыщах разорвало ремень и погнуло клапана ((( хозяин попал, хотя он и не пределах. еще мне пояснили, что на клио если рвется ремент генератора, то он своими лохмотьями наматывается на ролик ремня ГРМ и скидывает его с ролика и начинается жесть.
Саньок
23.09.2006, 22:58
По виду ты нефига не оприделиш и по звуку тоже может толко ролик стучат и все. Ето сложный вопрос можеш понадеятся на порядочность бывшего владельца или забахать новый ремень и заплатит за свое спокойствие
siam
25.09.2006, 14:48
. забахать новый ремень и заплатить за свое спокойствие
Я так и сделала, покупая предыдущую машину: 136 тыс. км. Меняли ремень — не меняли.
Поставила новый и ездила спокойно.
Сережка
30.09.2006, 19:05
По поводу ремней. Когда я на 127 тыщах приехал делать ТО, то мне сказали что я ремень менял в 60 и типа 7 тыщ уже переезжаю, надо срочно менять ремни, а вместе с ними как оказалось помпу и сальники (( а рядом показали Клио европейский вариант — на 27 тыщах разорвало ремень и погнуло клапана ((( хозяин попал, хотя он и не пределах. еще мне пояснили, что на клио если рвется ремент генератора, то он своими лохмотьями наматывается на ролик ремня ГРМ и скидывает его с ролика и начинается жесть.
Блин ну а двигло у того мужика какое было 8 или 16 клапанное smile.gif А по поводу ремня генератора- это че его под защиту затягивает? sad.gif Они ж друг друга не видят тоесть не контактируют dry.gif(УЖАССС)
Саньок
03.11.2006, 23:09
Цитата(Сережка @ 08.09.2006, 17:20) *
А клапана при обрыве гнет или нет (75л.с 8 клапанов). unsure.gif
Канечно ище и как гнет. При обрыве ремня если у машины уже приличный был пробег да и машина уже не новая то даже нету смысла ее востанавливать. Стоимость востановки может привысить стоимость самой машины, так что выход продать машину под разборку.
А ремень может оборвать если нарушена разгерметизацыя, если масло попадает на ремень или вода или всякие смазущиеся средства. Так что ремень должен обезателно быть в зашите. И если не дай бог
оборвался ремень и вы даже не поняли не заводите двигатель у вас нечего не получится но вы еще можете усугубить ситуацию. Бывали такие случаи что ремень обрывался когда машина просто стояла включеной и машина просто резко заглохла. Вначале нада заглянуть под капот убидится что все ремни на месте все на месте а потом пробывать повторно заводить и убидится что в баке есть бензин
Что будет, если порвется ремень ГРМ
Чаще всего, если порвался ремень системы газораспределения, можно услышать характерный хлопок, после которого мотор останавливается, несмотря на то, что остальные системы автомобиля остаются исправными. При повторном запуске ДВС будет издавать металлические звуки и необычно легко вращаться.
Серьезность повреждений после того, как порвался газораспределительный ремень, зависит от конструкционных особенностей силового агрегата, который используется для оснащения конкретной марки автомобиля.
Какими могут быть последствия обрыва ремня ГРМ:
- Капремонт силового агрегата.
- Восстановление системы газораспределения.
- Замена согнутых клапанов. В момент, когда привод порвался, клапана могут перемещаться для выпуска отработанных газов и подачи топливно-воздушной смеси. При этом коленвал продолжает перемещение и толкает поршни, которые могут встретиться с клапанами. Ситуация, когда порвался ремень ГРМ и загнуло клапана, происходит с моторами, у которых уменьшена камера сгорания, либо если на поршнях отсутствует специальная выборка. Чтобы определить характер повреждений, необходимо доставить авто в сервис. Для дефектовки мотора нужно снять ГБЦ и провести диагностику с применением специального оборудования. После такой поломки, даже если повреждены только несколько клапанов, стоит заменить их полностью.
- Замена разрушенных поршней. Такая процедура как правило необходима для японских машин, у которых обрыв привода ГРМ приводит к сильному удару поршней по клапанам. Если он порвался на скорости, то будут погнуты все клапаны, разрушатся втулки, а осколки пробьют поршни. В результате может понадобиться сложный ремонт с заменой ГБЦ.
Наиболее серьезные поломки возникают, если порвался привод газораспределения на дизельном агрегате. Его конструкция не дает возможность для перемещения клапанов, которые при обрыве располагаются в верхней мертвой точке. В результате повреждение получают следующие узлы:
- Распределительный вал с подшипниками.
- ГБЦ.
- Шатуны поршней.
- Клапаны.
Характер повреждения ремня ГРМ оказывает непосредственное влияние на последствия неисправности. Случается, что он не рвется, но срезается несколько зубьев ремня. При этом коленвал и распредвал продолжают двигаться, поэтому поршни могут наносить удары по сопряженным деталям. Такими же могут быть последствия перескакивания ремня ГРМ на несколько зубьев.
Рекомендуем
Ребятки, выручайте,срочно ! Дело такое, нахожусь в 900 км от своего города и вчера ремень грм поиздевался(Contitech), зубчики,порядка 20 оторвались(мотор A15MF) дело произошло на скорости 20 км/ч. Оттащили на СТО там поменяли ремень на Bosch, завели. машину колбасит на холостых,произвели замер компрессии,везде,кроме 3 цилиндра компресия 12 с копейкой, а в третьем 4 очка. Ну,клапана загнуло. Завтра ехать домой,доехать то доеду(надеюсь).
Теперь интересно узнать во сколько примерно выйдет такой ремонт. Какие запчасти и какой фирмы покупать, ну и действительно ли я доеду без особого вреда мотору ?
Если надо ехать, и ремонт на месте произвести нельзя, снимите фишку с форсунки 3-го цилиндра, освободите машину от лишнего груза, (порожняк) и потихоньку можно ехать, но следить за температурой и маслом .Желательно выкрутить свечу, но на такое расстояние, чавканье вынесет мозг.
Я, конечно, еще начинающий вод
яитель, но насколько мне рассказывали, то если уж дошло до такого состояния, то ехать ооочень не рекомендуется на 8-и клапанном моторе, а на 16-и клапанном вообще нельзя. Я завел себе тех.блокнот и в него записываю какие ТО делал, где, когда и при каком пробеге.
Ребята,срочно еще вопрос. До дома доехал и машина даже не чихнула. Там,на отдыхе заправлялся на Shell бенз вонял тухлыми яйцами(сера) , машину трясло после замены ремня. А тут бляха заправился на лукойле, и машина как новенькая полетела,только бенз смешался и периодически в пути еще воняло шелловским бензом, т.к. его было 70% бака на момент выезда домой, и вот когда пованивало шелловским машина работала как трактор, как только в пути подливали лукойл, снова все тихо работало, машина вела себя спокойно на холостых, не тряслась как сумасшедшая. Так вот, может вовсе это не клапана погнуло, как утверждали мастера в том городе, а что то из-за бенза происходит ? Ибо сегодня ехать в сервис,чтоб смотрели , боюсь,что обманут.
P.s. Расход по трассе в ливень,который сопровождал нас все 900км, составил 5.5л/ч, я не думаю,что если бы цилиндр вообще не работал, то получился бы такой расход, тем более на 16 кл.моторе
А что тут подскажешь? Приезжай, померяю тебе компрессию. Не обману, честное слово. На клапана не похоже, остальное смотреть надо, а не гадать на кофейной гуще. Если опыта мало, то можно за троение принять неустойчивую работу двигателя. Ищи нормальный сервис.
Последний раз редактировалось Valerii; 10.08.2015 в 11:17 .
За 10 минут до того ,как заметили,что зубья ремня повылетали, компрессия была в идеале по 12 с копейкой, после замены ремня третий цилиндр показывал 4,машино колбасило. Залил другой бенз, все идеально стало работать,только был легонький звук,будто песочек где то сыпется
но это уже в движение на скорости
В любом случае-нужно компрессию мерить. А на второй замер (в проблемный цилиндр) маслица залить.
Причины обрыва ремня ГРМ
Наиболее распространенные причины, которые приводят к обрывам приводного ремня, – это несоблюдение владельцами предписаний производителя по замене. Когда машина новая и находится на гарантии, то владельцы очень редко заглядывают под капот – всю работу по обслуживанию выполнит официальный дилер. Когда гарантия заканчивается, многие пытаются сэкономить на замене ремня.
Нередко может выйти из строя помпа. Во многих моделях авто она приводится от ремня ГРМ. Если помпа выходит из строя, то систему заклинит, а ремень протрется за несколько часов. Также одна из самых популярных причин – это некачественные ремни. Поэтому лучше приобретать качественные и оригинальные расходные материалы.
Могут выходить из строя и распределительные валы, а также натяжные ролики механизма ГРМ. Последние отваливаются или же могут заклинить – ремень или слетает с шестеренок или происходит обрыв. Вот из-за чего на ВАЗ загнуло клапаны.
С ремнем может случатся не только обрыв. Нередко зубья срезаются, а обнаружить их не так просто. Зубья могут проскакивать, если поломалась пружина натяжного ролика. На некоторых моторах шестеренка распределительного вала имеет специальную коническую посадку. В качестве страховки от проворачивания шестерни служит только затянутый болт. Если его не дотянуть, то есть риск, что шестерня провернется, а в результате гнет клапаны. Замена — единственный выход из ситуации.
Гнутся ли клапана на?
Такая беда случилась с двигателями Volkswagen TSI в середине х годов: Чтобы у таких моторов не гнули клапана, следует периодически проводить диагностику цепи ГРМ и навесного оборудования и по необходимости менять их на новые. Помимо этих способов предотвратить загиб клапанов можно, сделав на головках поршней специальные углубления, которые по своим габаритам будут соответствовать стержням клапанов. Если случится обрыв ремня или проскочит цепь, то, при остановке распредвала стержни клапанов не уткнутся в головки поршней, а войдут в углубления и остановятся.
Правда, у этого способа есть и свои минусы: Главная Датсун он Датсун он до гнет ли клапана. Запись на ТО Запись на тест-драйв Заявка на авто. Ваше имя. Дата заезда. Код с картинки.
Как проверить клапана двигателя и отрегулировать их самостоятельно?
Вопрос о том, как проверить клапана можно задать специалисту в сервисном центре. Конструкторы приложили максимум усилий для того, чтобы водитель чувствовал себя удобно, комфортно и безопасно, а вопросы ремонта, обслуживания переложили на плечи автосервисов.
«Классика» — автомобиль не для ленивых
Ремонт и обслуживание собственного автомобиля требует от владельца немало времени, сил и средств, тем более, если хозяин действительно заботится о состоянии авто. Каждая деталь имеет свои секреты и надо знать, как правильно с ней обойтись, как ее регулировать или ремонтировать. Обычной процедурой для отечественных авто является регулировка теплового зазора клапанов, от которой зависит работоспособность всего двигателя.
Из школьного курса физики всем нам известно, что любое твёрдое тело при нагреве расширяется. Учитывая, что для работы ДВС важно очень точное соприкосновение некоторых деталей, конструкцию механизмов с их участием делают с учётом того, что работающий мотор нагревается до очень высокой температуры и, соответственно, изменяются их линейные размеры.
Тарелка клапана при любых условиях должна очень плотно прилегать к гнезду. Это необходимо для обеспечения достаточной компрессии. Для того, чтобы стержень клапана при температурном расширении не открыл просвет, между его торцом и элементом, который оказывает давление, делают регулируемый тепловой зазор. Величина зазора в зависимости от модели мотора может отличаться от 0,15 до 0,30 мм.
Как проверить клапана на слух и другими способами?
Любой водитель, который какое-то время управляет одним автомобилем, привыкает к его «повадкам», по которым можно определить состояние некоторых систем. Проверка правильности регулирования теплового зазора проводится тремя способами:
- На слух (работающий двигатель издаёт характерный звон, который может стихать или исчезать при достижении рабочей температуры);
- проверив степень компрессии в цилиндрах (имея примерно одинаковый износ, каждый из цилиндров должен показывать одинаковые значения давления на такте сжатия. Значительная разница может указывать на отсутствие теплового зазора клапанов);
- с помощью регулировочного щупа.
Отвечая на вопрос как проверить клапана, следует учитывать, что самый точный метод — это использование щупа или планки с микрометром. Применяя такую диагностику можно сразу же сделать и регулировку.
Как правильно отрегулировать клапана и почему этого не стоит бояться?
Процесс регулирования теплового зазора клапанов не должен вызывать страха у автовладельцев. Конечно, с первого раза идеально всё не получится, но после небольшой тренировки необходимые навыки будут получены. Правильность регулировок тепловых зазоров напрямую зависит от наличия специальных приспособлений и «расходников». Кроме этого необходимо иметь под рукой комплект обычных автоинструментов для того, чтобы добраться до газораспределительного механизма.
В зависимости от типа ГРМ мотора необходимо иметь:
- Щуп (или планка с микрометром), два рожковых ключа «13» и «17» (для автомобилей ВАЗ 2101-07, ГАЗ и подобные);
- щуп, приспособление для утапливания клапана, фиксатор, комплект регулировочных шайб (для ВАЗ 2108-09 и подобных).
О том, как правильно отрегулировать клапана в каждой конкретной модели двигателя, лучше прочитать в инструкции по эксплуатации к нему. Огромное значение имеет соблюдение порядка регулирования. Прежде чем приступить к процессу, необходимо выкрутить свечи зажигания, выставить по меткам поршень первого цилиндра в ВМТ, а далее соблюдать порядок клапанов по схеме к каждому мотору, проворачивая на необходимую величину коленчатый вал.
Каково бы ни было устройство головки блока двигателя — с классическим способом регулирования зазоров или с помощью шайб, весь процесс сводится к тому, чтобы зазор между клапаном и толкателем был строго заданной величины. Сама по себе регулировка в разных типах моторов отличается. Если в одном случае необходимо добиваться величины зазора, вращая регулировочный болт, то в другом следует подобрать шайбу нужной толщины.