Замена лямбда зонда на ВАЗ 2114
Замена лямбда зонда на ВАЗ 2114
Лямбда зонд или просто датчик кислорода, является устройством, расположенным на выпускном коллектора силового агрегата. С его помощью оценивается количество свободного кислорода в выхлопе. Сегодня мы познакомимся с данным измерителем более подробно, рассмотрим принцип его действия на автомобиле, разберемся в признаках неисправностей и расскажем, как устройство можно заменить своими силами.
Внешний вид устройства
Назначение датчика кислорода
Современные датчики, установленные в автомобиле, следят не только за топливом и воздухом, а еще и за выхлопными газами, а точнее, за наличием остаточного кислорода в них.
За этот параметр и отвечает лямбда зонд. Исходя из показаний данного датчика электронный блок корректирует количество подаваемых в цилиндры элементов топливной смеси.
Особенно без лямбда зонда не обойтись на авто, оснащенных каталитическими нейтрализаторами.
Данные устройства за счет химических реакций снижают количество вредных веществ в выхлопных газах, однако работают катализаторы в очень ограниченных условиях, нарушение которых приведет к быстрому выходу устройства из строя.
Так вот, чтобы условия для работы катализатора соблюдались, электронный блок управления должен очень точно дозировать воздух и топливо перед подачей в цилиндры, а делает он это исходя из количества остаточного кислорода, то есть из показаний лямбда зонда (датчика кислорода).
Признаки неисправности датчика кислорода
Основные симптомы неполадок лямбда-зонда 2114 представлены ниже:
- значительный расход горючего в стандартных условиях;
- нестабильный холостой ход;
- ухудшение динамических характеристик и мощности автомобиля;
- сигналы на бортовом устройстве, указывающие на ошибки в работе датчика кислорода (ошибки Р0130, Р0131, Р0134, Р0135, Р0138, Р1102 и др.);
- потрескивание в зоне катализатора при выключении мотора;
- специфический запах, появляющийся по причине попадания в катализатор не сгоревшего бензина в большом количестве.
При возникновении всех вышеперечисленных признаков, вероятнее всего, понадобится замена датчика кислорода. Устройство определенного типа подбирают с учетом года выпуска автомобиля, так как могут использоваться одно- или четырехпроводные датчики.
- Большой расход бензина (от 12 л и более). Но такая проблема может быть и по другим причинам (Причины большого расхода топлива)
- Нестабильный холостой ход. Также причинами данной неисправности могут быть: мертвый РХХ, ДМРВ, ДПДЗ и т. д.
- Провалы при ускорении, падение динамики и мощности двигателя. Также причинами низкой динамики могут служить неисправности в следующих элементах: ДД, ДС, ДФ, низкая компрессия и т. д.
Зафиксировать наличие данных ошибок вы можете по загоревшейся жёлтой лампе на панели «чек эндж» (а может и не загореться). Прочитать эти ошибки вы сможете либо с помощью бортового компьютера, либо при компьютерной диагностике.
Ошибка Р0130 | Неверный сигнал ДК 1 | ||
Ошибка Р0131 | Низкий уровень сигнала ДК 1 | ||
Ошибка Р0132 | Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1 | ||
Ошибка Р0133 | Медленный отклик ДК 1 | ||
Ошибка Р0134 | Отсутствие сигнала ДК 1 | ||
Ошибка Р0135 | Неисправность нагревателя ДК 1 | ||
Ошибка Р0136 | Замыкание на землю ДК 2 | ||
Ошибка Р0137 | Низкий уровень сигнала ДК 2 | ||
Ошибка Р0138 | Высокий уровень сигнала ДК 2 | ||
Ошибка Р0140 | Обрыв ДК 2 | ||
Ошибка Р0141 | Неисправность нагревателя ДК 2 | ||
Ошибка Р1102 | Низкое сопротивление нагревателя ДК 2 | ||
Ошибка Р1115 | Неисправная цепь нагрева ДК 2 |
Чаще всего ошибки, связанные с ДК, появляются в связи с неисправностью цепи подогрева, вследствие чего датчик даёт неверные параметры.
В данном случае нужно искать обрыв провода или же заменить датчик.
Как отремонтировать лямбда зонд
- Если произошел обрыв контактов цепи нагревательного элемента.
Надо найти то место, где эта цепь порвалась. За одно проверьте все контакты, они могут окислиться и их нужно будет почистить (как всегда, незаменимая WD-шка 40 спасет мир). Проблемка с обрывом может сидеть в электронном блоке управления. С него просто может не идти сигнал. Тут нужно смотреть, идет ли на лямбду питание.
- Если образовался нагар на рабочей поверхности корпуса лямбда зонда.
Чистка – это самый распространенный вид ремонта, который связан не только с мелкими устройствами считывания, но и с другими частями системы. Вам потребуется удалить весь нагар, который всегда образуется на платиновых электродах керамического стержня. Только не надо использовать наждачку или что-нибудь металлическое! Вы сотрете все напыление н керамической поверхности. Нужно взять специальное средство, например, то, которое растворяет ржавчину, не оставляя налета.
Схема действий следующая:
- Снимаем датчик кислорода,
- Зажимаем его в тески и спиливаем с него керамический колпак,
- Такая же процедура повторяется и со вторым колпачком, теперь, вы добрались до стержня,
- Опускаем лямбду в раствор с преобразователем ржавчины на полчаса, можно помочь кисточкой (например, для рисования красками), ждем результата.
Если вам не помогли первые два случая, то попробуйте нагреть жидкость для удаления ржавчины, усилив ее действие.
После того, как вы провели ремонт, нужно залатать спиленные дырки кемпи-сваркой и поставить лямбда зонд на место.
Обманка лямбда зонда — механическое устройство со встроенным каталитическим элементом (керамический миникатализатор нормы Евро-4).
Обманка применяется при неисправном штатном катализаторе, при удалении катализатора, при замене катализатора на пламегаситель
По сути, обманка лямбда зонда — это катализатор в миниатюре, выполняет функцию эмулятора катализатора, то есть, имитирует присутствие рабочего катализатора в выхлопной системе, для того, чтобы «обмануть» второй лямбда зонд, который в свою очередь дает сигналы на ЭБУ двигателя аналогичные сигналам при исправном катализаторе. Благодаря установке обманки на лямбда зонд, двигатель перейдет в штатный режим работы (погаснет «CHECK ENGINE» ) и потребление топлива снизится до нормы как при рабочем катализаторе.
Внимание! Обманка устанавливается только на рабочий лямбда-зонд и не может решить проблему с неисправным кислородным датчиком (лямбда-зондом)
Внимание! Просим Вас, не полагаться полностью на данный список по применяемости обманки, так как он составлен из личной практики и не полон, но мы все время стараемся его расширять. Если Вы не нашли марку и модель своего авто в нашем списке — обратитесь за консультацией к нашему менеджеру по телефону +7 915 046-72-86
Преимущества механической обманки лямбда зонда
50.000 км. пробега!)
Установка обманки на лямбда зонд
1. Установка обманки на лямбда зонд в нашем техцентре от
руб.
Это займет не более 15 минут.
2. Установка обманки на лямбда зонд своими руками производится следующим способом.
При помощи ключа на «22»:
Катализатор и Лямбда-зонд
В 90-х годах из-за ужесточения экологических норм, автопроизводители стали применять на автомобилях каталитический нейтрализатор (катализатор). Катализатор — механическое устройство, которое снижает содержания вредных веществ в выхлопных газах проходящих через него. Его эффективная работа возможна только при совместной работе с двумя лямбда-зондами (другое название — «Датчик О2» или как его еще принято называть «Датчик кислорода»), которые постоянно контролируют состав топливно-воздушной смеси. Первый лямбда-зонд установлен в выхлопной трубе до катализатора, второй — после (Именно на место второго лямбда-зонда устанавливается наша механическая обманка лямбда зонда и уже в нее вкручивается лямбда зонд, но об этом чуть позже).
На рисунке ниже, в виде схематичной диаграммы, представлены изменения в показаниях первого и второго лямбда зонда, в зависимости от состояния катализатора
Неисправности катализатора
Низкая эффективность катализатора — Ошибка P0420
Низкая пропускная способность катализатора
Разрушение катализатора
Полное или частичное разрушение каталитического элемента (катализатора)
Причины:
При неисправном катализаторе (код ошибки P0420, P0421, P0422, P0430 и другие связанные с работой катализатора) двигатель автоматически переходит в аварийный режим работы, что приводит к повышенному расходу топлива и снижению мощности двигателя. На приборной панели, загорается индикатор «CHECK ENGINE» , который информирует водителя о том, что работа двигателя нарушена. Что бы выявить неисправность, нужно произвести компьютерную диагностику автомобиля. Если при диагностике считываются ошибки P0420, P0421, P0422, P0430 и др. — «Неэффективность катализатора / Катализатор неисправен» — в данном случае, неисправный катализатор подлежит замене на новый, либо на более дешевый и практичный — пламегаситель.
Самым практичным решением данной проблемы является установка пламегасителя вместо катализатора. Если Вы все же решили установить пламегаситель, то неизбежно столкнетесь с проблемой, что второй лямбда зонд не обнаружит работающий катализатор и двигатель продолжит работу в «аварийном режиме» (увеличенный расход топлива до 20%), именно здесь к Вам придет на помощь наше устройство — механическая обманка лямбда зонда с миникатализатором.
Если вы еще не удалили катализатор, но собираетесь это сделать, предлагаем приобрести в комплекте с обманкой пламегаситель вместо катализатора
Такие проблемы являются верным признаком неисправности катализатора, которая наступает главным образом из-за использования низкокачественного топлива.
Описание кислородного датчика
Начнем с описания устройства. Предлагаем ознакомиться с его предназначением, устройством, а также принципом работы.
Предназначение и местоположение
Лямбда зонд ВАЗ 2110 во многом влияет на стабильное функционирование мотора, обеспечивая нормальную работу его параметров. Этот контроллер представляет собой электронное устройство, использующееся для определения объема кислорода, имеющегося в выхлопных газах. Это необходимо для того, чтобы уменьшить объем вредных примесей и элементов, которые содержатся в выхлопных газах. Для того, чтобы обеспечить необходимую пропорцию топливовоздушной смеси, что влияет на снижение концентрации примесей, в мотор должен поступать воздух в нужном количестве.
Место установки лямбда зонда
Этого удается достичь не всегда, причем причины могут быть разными. Если контроллер выходит из строя, то содержание монооксида углерода в выхлопных газах будет составлять около 3-7%, в то время как нормативом считается значение 0.3%. Что касается места расположения, то этот датчик на ВАЗ ставится на приемной трубе глушителя., снизу. Показания, которые фиксирует лямбда зонд, передаются на управляющий блок мотора. А уже ЭБУ, ориентируясь на них, производит регулировку состава горючей смеси, таким образом, выставляя необходимое время для фазы впрыска.
Устройство и принцип работы
Датчик кислорода ВАЗ 2110 состоит из следующих элементов:
- стальной корпус;
- изоляторный компонент, который производится из керамики;
- уплотнительное колечко с проводкой и манжетами;
- специальный чехол, в котором имеются отверстия для вентиляции;
- керамический наконечник;
- токопроводящий контакт;
- специальный щиток, в котором также имеются отверстия, через которые выводятся газы;
- спираль накаливания.
В основе устройства лежат два электрода — внутренний и внешний, первый выполняется из циркония, а второй — из платины. Циркониевый электрод контактирует непосредственно с выхлопными газами, а платиновый — с воздухом. Значения, которые получает контроллер, основаны на разнице потенциалов между этими элементами. Чтобы обеспечить оптимальную работу кислородного контроллера, устройство должно быть разогрето до 300-400 градусов (автор видео — канал MotorState).
Температура довольно высокая, она достигается в результате использования специального нагревательного компонента, который встроен в структуру лямбда зонда. Когда мотор запускается, управляющий блок производит регулировку состава горючей смеси, основываясь на показания других контроллеров, а не только лямбда зонда. В частности, речь идет о ДМРВ, датчике открытия дроссельной заслонки, температуры антифриза в системе и т.д. А на показания лямбда зонда блок управления начинает ссылаться только после того, когда устройство прогреется до рабочей температуры.
На первых инжекторных двигателях «Десяток» использовались штатные кислородные контроллеры от производителя Bosch. В 2004 году, когда эти модели авто стали оснащаться более современными системами впрыска, которые назывались Январь 7.2, Bosch М7.9.7, машины стали оборудоваться модернизированными версиями кислородных регуляторов ВАЗ. Последняя версия отличается от более ранней тем, что она оборудуется керамическим нагревательным элементом, благодаря которому достигается меньший объем потребления электроэнергии.
Но даже это позволило быстрее прогревать контроллер. В настоящее время компания Bosch занимается выпуском семи различных разновидностей кислородных датчиков с разной мощностью — на 12 и 18 Вт. Следует отметить, что между собой эти устройства отличаются, разве что, значениями потребляемой энергии и числом контактов. Во всем остальном они идентичны.
Фотогалерея «Разновидности и работа устройства»
Широко распространенные поломки лямбда-зонда
Неверная работа датчика напрямую отразиться на работе двигателя внутреннего сгорания. Есть определенные признаки неисправности, по которым можно понять, что лямбда-зонд пора заменить:
- Масло стало переходит в бензин;
- Стоит неправильная регулировка зажигания;
- Соединения трубки коллектора не герметичны;
- Корпус начинает перегреваться;
- Не функционируют контакты из-за использования бензина пониженного октанового числа.
Простые водители могут понять о неисправности датчика кислорода, если автомобиль начинает движение рывками, увеличивает расход топлива и теряет мощность в движении. Также если на холостом ходу двигатель автомобиля работает не стабильно — это может являться одной из причин.
Если ваш автомобиль с похожими симптомами, то пора приступать к осмотру данного элемента автомобиля. Для этого необходимо узнать, какой тип датчика расположен в машине, осмотреть его и проверить на состояние.
Ошибки и неисправности
Теперь поговорим о поломках и признаках неисправности. Как показывает практика, чаще всего встречается проблема выхода из строя нагревательного компонента КД. Что касается непосредственно регулятора, то он может сломаться в результате воздействия на него влаги, смазки, грязи. Также часто причина поломки кроется в механических повреждениях контактов, цепей или корпуса устройства.
При неисправностях контроллера водитель сможет заметить основной симптом — увеличившийся расход топлива. Если же датчик просто «мертв», то автовладельцу предстоит столкнуться и с проблемами в запуске силового агрегата. Кроме того, значительно снизится эффективность функционирования каталитического нейтрализатора, то есть возрастет объем выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.