УАЗ Хантер и 469
Что делать, если буксует сцепление ВАЗ
Диск сцепления является расходным материалом и рано или поздно все равно подвергается замене. Отремонтировать изношенный диск невозможно. Дело в том, что при соприкосновении с маховиком, он начинает некоторое время стачиваться и только потом детали сцепляются между собой. Таким образом, толщина сцепления уменьшается и в конечном итоге диск утрачивает свою функцию.
«Сточить» сцепление можно и быстрым способом. Многие водители, при начале движения, нажимают на газ слишком сильно и в этот же момент быстро отпускают педаль сцепления. В эти моменты износ сцепления увеличивается в разы и тогда его замена понадобится довольно скоро. Быстрый износ диска достигается также быстрой ездой на пониженных передачах.
Другая причина заключается в попадании на рабочую часть диска моторного масла. Проблема довольно редкая, но тоже имеет место быть. Дело в том, что при износе сальника коленвала сзади, масло просачивается к маховику двигателя. Масло остается на поверхности сцепления, и трение уменьшается, таким образом, диск «пробуксовывает».
Примерный интервал пробега, через который рекомендуют проводить проверку и настройку работы сцепления – 10 000 километров. Стоит свериться с графиком обслуживания авто, установленным заводом-изготовителем, – здесь могут быть указаны другие цифры.
Регулировка сцепления обязательна после замены/ремонта сцепления или его элементов, например, приводящего троса. Процедура требуется даже при подозрениях на отклонение амплитуды педали от нормальных показателей:
- авто трогается с места рывками;
- педаль сцепления западает или “ходит”с трудом;
- уровень жидкости в гидравлическом приводе снижается;
- при переключении передач вы замечаете удары, шум и вибрацию.
Убедиться, что сцепление нуждается в регулировке, поможет простой тест. Заводим двигатель, плавно отпускаем педаль сцепления и медленно трогаемся. Если машина осталась на месте, когда сцепление полностью отпущено, значит, ход педали увеличен. Если машина начала движение еще до того, как вы сняли ногу с педали, её ход чересчур мал.
Регулировка привода сцепления
Определившись с причиной пробуксовки и устранив ее, следует обязательно отрегулировать привод автомобильного сцепления в следующей последовательности:
- используя рожковой ключ, внутри салона отвинчивается фиксирующая гайка М-10, которая контролирует движение педали;
- далее нужно выставить необходимый зазор, поворачивая устройство для ограничения вправо;
- толкатель цилиндра тщательно очищается от сора и пыли;
- для регулировки люфта толкателя используют ключ размером на 17;
- этим ключом удерживается регулировочная гайка, а вторым, на 13, ослабевают фиксацию основного крепежа;
- в итоге вылет толкателя в свободном режиме должен быть не менее 4, и не более 5 мм;
- продолжая удерживать гайку одним ключом, подтягиваем основную, которую часто называют «контргайкой».
На этом этапе процесс регулировки впору считать законченным. Владельцам останется только замерить ход педали внутри салона, который может варьироваться в пределах от 2,5 до 3,5 см.
Если какой-то этап регулировки будет не полностью понятен или владельцы ВАЗ-2107 самостоятельно не готовы разобраться с причиной возникновения пробуксовки, в любое время предлагаем просмотреть обучающее видео на интернет-ресурсе, проводимое профессионалами своего дела.
- Заведите мотор и затяните ручник.
- Включите передачу и начинайте плавно подгазовывать, одновременно отпуская сцепление. Если после этого двигатель вашего авто заглохнет, можно будет сделать вывод о том, что со сцеплением у вас ок. Если же мотор не заглох, а машина начала движение, делаем вывод о том, что у вас буксует сцепление.
Что делать в такой ситуации? Рекомендую проверить легкость хода педали сцепления, обнаружив какие-либо проблемы попытайтесь выполнить регулировку сцепления. Возможен вариант когда буксует сцепление из-за серьезного износа фрикционов, в таком случае вам следует выяснить насколько большой износ. Если износ небольшой, убрать пробуксовку сцепления можно путем регулировки свободного хода педали, в противном случае потребуется замена ведомого диска вместе с накладками. Как правило, это делают в случае когда между рабочими элементами и заклепками расстояние превышает 0,2 мм. Иногда накладки могут замасливаться из-за слишком высокого уровня масла в коробке, а также по вине забитых дренажных отверстий маховика. Решение данной ситуации будет довольно простым, все что необходимо — выполнить промывку накладок при помощи керосина. После такой мойки все поверхности тщательно вытираются и обрабатываются «шкуркой».
Встречаются случаи когда сцепление буксует из-за разбухших резиновых деталей гидропривода сцепления. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение необходимо выполнить следующее:
- Демонтируйте рабочие цилиндры вместе с главным;
- Используя спирт, промойте всю систему;
- Детали, которые разбухли замените новыми;
- Выполните чистку компенсаторных отверстий;
- По завершению процедуры залейте тормозную жидкость и выполните прокачку тормозов.
У машин, возраст которых 10 и более лет, пробуксовка сцепления возможна из-за потери эластичности нажимных пружин, в итоге давление на ведомый диск становится не достаточно большим, как результат — проблемы с пробуксовкой. Чтобы оценить состояние пружин потребуется снятие диска сцепления целиком, при необходимости пружины меняются или выполняется полная замена сцепления.
У меня все. Жду ваших комментов. Спасибо, что читаете ВАЗ Ремонт своими руками, до новых встреч!
Другие статьи про сцепление:
О том, что сцепление ВАЗ 2107 начинает буксовать, свидетельствуют следующие факторы:
- неприятный запах;
- машина тяжело разгоняется;
- при подъеме на гору двигателю не хватает мощности.
Для того, чтобы понять, буксует сцепление ВАЗ 2107 или нет, нужно:
- затянуть ручник;
- включить скорость и начать мягко выжимать газ, в то же время отпуская педаль сцепления;
- в случае, если мотор заглохнет, можно быть уверенным, что система сцепления работает нормально;
- если же двигатель глохнет, а автомобиль движется, то можно с уверенность говорить, что сцепление вашего автомобиля буксует.
Замена диска
Что предпринять в подобном случае? Сначала нужно проверить сцепления ВАЗ 2107 на легкость хода. Выявив неполадки, постарайтесь устранить их регулировкой. Вероятно, что система пробуксовывает вследствие пришедших в негодность фрикционов. В данном случае вам нужно узнать степень его изнашивания. В случае, если износ незначительный, то для того, чтобы ликвидировать буксовку, достаточно отрегулировать ход сцепления. Если износ приличный, то необходимо провести замену ведомого диска и накладок. В этом есть необходимость, если расстояние между рабочими частями и заклепками больше 0,2 миллиметров.
Часто в силу разных причин накладки замасливаются, в основном вследствие повышенного уровня смазки в КПП или же вследствие того, что дренажные отверстия маховика забиты. Выход из этой ситуации очень простой: достаточно промыть накладки жидкостью наподобие керосина. Затем все поверхности нужно вытереть и зачистить с помощью наждачной бумаги.
Буксовку сцепления могут вызвать раздувшиеся детали из резины гидравлического привода. Для того, чтобы доказать либо опровергнуть данное, нужно проделать следующие шаги:
- снять цилиндры, в том числе и главный;
- систему очистить с помощью спирта;
- раздувшиеся части заменить на новые;
- хорошенько прочистить компенсаторные отверстия;
- залить тормозную жидкость;
- прокачать тормоза.
У автомобилей старше десяти лет пробуксовка часто возникает из-за отвердевания нажимных пружин, в итоге ослабевает давление на ведомый диск, что влечет за собой сложности с пробуксовкой. Для того, чтобы определить состояние пружин, нужно снять полностью диск сцепления. Если нужно, то замените пружины или даже все сцепление.
Признаки буксующего сцепления
Водитель может обнаружить пробуксовку следующим образом:
- Трудное переключение скоростей, своеобразный хруст.
- Машина плохо двигается с места и начинает буксовать.
- При быстрой езде на пониженных передачах дергается (рабочие рывки).
- Потеря мощности при подъеме.
- Появление вибрации или шума.
- Провал педального устройства.
Из-за чего это происходит?
Чтобы понять, почему буксует сцепление на ВАЗ 2107, необходимо разобраться в его устройстве и принципе действия.
Весь механизм состоит из таких элементов:
- картера;
- ведомого диска корзины;
- клепаных фрикционных накладок;
- диафрагменной пружины;
- нажимного диска;
- гидропривода выключения сцепления.
Детали размещаются в стальной корзине; ведомый диск содержит шлицы и демпферные пружины, обеспечивающие плавность переключения скоростей.
Принцип действия основан на трении между рабочими частями. Сцепление связывает силовой агрегат и трансмиссию, передает вращательный момент с маховика мотора на промежуточный вал коробки переключения передач (КПП) автомобиля. При нажатии на педаль диск отходит, соединение мотора и коробки разъединяется, вращение вала кпп прекращается. При отпускании педали происходит соединение маховика и вала кпп, вращение в коробку передается.
Сцепное устройство пробуксовывает по причинам:
- Течь масла, попадание жидкости на поверхность деталей корзины.
- Перегрев ведущего диска. При превышении температурного режима во время использования диски расширяются. Это явление на ходу незаметно. Его определяют при осмотре детали. На поверхности видны сажные налеты и гарь.
- Износ или расслоение фрикционных накладок. Элементы не только изнашиваются, но и могут обгореть. В салоне машины появляется неприятный запах.
- Повреждение или изнашивание нажимной пружины. При наличии дефектов пружина не способна создавать на диск требуемого давления.
- Отсутствие зазоров в гидроприводе выключения.
- Уменьшенный параметр свободного хода.
Специалисты соединяют причины, почему это происходит, в 2 группы:
- Сцепное устройство не полностью включается (ведет). Связано с увеличенным расстоянием педали до площадки.
- Сцепление не полностью включается (пробуксовывает). Диски проскальзывают относительно друг друга, уменьшается педальный ход.
Как проверить буксует сцепление или нет
Для проверки системы самостоятельно без специальных технических приспособлений выполняют следующие действия:
- Включают мотор, устанавливают нейтралку.
- Опускают стояночный тормоз.
- Нажимают на газовый рычаг.
- Включают первую передачу.
- Выжимают педаль.
- Выжимание производят несколько раз.
При правильной работе сборочного узла двигатель глохнет. Если мотор не выключается, или присутствуют посторонние звуки (щелчки, скрипы, стуки) и запах гари, сцепление считается неисправным. Особое внимание уделяют ходу педали. Рычаг должен опускаться плавно, без рывков и перебоев.
Что делать, когда сцепление буксует
В зависимости от причины пробуксовки определяют ход ремонтно-восстановительных работ.
Если неисправность кроется в нажимной пружине, ее нужно заменить на новую. При износе фрикционных накладок производят замену ведомого диска. При ремонте и замене одних накладок обязательно осматривают прокладки. Если они повреждены или имеют выгоревшие места, их также меняют. При попадании масляной жидкости на детали ведомого диска требуется обработать поверхность керосином или уайт-спиритом и очистить наждачной бумагой мелкого калибра.
Попадание смазки на поверхность маховика и нажимного диска возможно при чрезмерном увеличении уровня жидкости в картере КПП или течи в заднем подшипнике коленвала. Для решения проблемы проводят визуальную диагностику и устраняют причину протекания, затем зачищают детали.
Что делать при отсутствии зазоров гидропривода или недостаточном свободном ходе рычага, подскажет инструкция по ремонту автомобиля.
Величина свободного хода по ТУ равна 30-35 мм, полного хода – 140 мм. Любое отклонение параметра связано с нарушением работоспособности трансмиссионной системы и требует проведения регулировочных работ по изменению хода педали и положения диска относительно маховика.
Учитывая уязвимость сцепления при неумелой эксплуатации, мастера рекомендуют исследовать величину хода при прохождении ТО. Проверку параметра осуществляют мерной линейкой. Для этого измеряют расстояние от педали до центральной части площадки.
Ремонтные работы производят в салоне автомобиля с помощью рожковых ключей 13х17 мм и 17х19 мм. Регулировочная гайка М10 накручивается на наконечник. Закручивание и откручивание элемента влияет на увеличение или уменьшение расстояния от педального рычага до пола. Предварительно толкатель следует обработать универсальным аэрозолем WD-40 от засохшей грязи. Гайку регулировки толкателя проворачивают вращательными движениями до необходимого значения, ключом на 17 стопорят от проворачивания, ключом на 13 ослабляют контрольный крепеж.
По завершении работы закручивают контргайку, чтобы не сбились настройки. Отрегулированное сцепление проверяют выжиманием педали несколько раз, после чего заново замеряют расстояние от пола.
На ВАЗ 2107 регулировку свободного хода штока вилки выполняют на смотровой канаве. Вилка может отклоняться в пределах 2-4 мм.
Алгоритм выполнения процедуры по настройке свободного хода вилки:
- Пассатижами снимают концы возвратной пружины под крепежами рабочего цилиндра.
- Регулировочная гайка сдерживается ключом на 17, основной крепеж ослабляют ключом на 13.
- Стопорят шток переставными клещами “Кобра”.
- Вращением ключа на 17 по регулировочной гайке настраивают свободный ход штока.
- Затягивают контргайку.
Проверка работы муфты сцепления:
- Заводят и прогревают мотор до рабочей температуры.
- Выжимают педаль.
- Переключают на первую передачу.
- Выключают, переходят на задний ход.
При нормальном функционировании муфта не ведет, с легкостью выжимается и не заедает. Повреждения детали и неправильно установленные настройки способствуют необходимости замены муфты.
Замена сцепления ВАЗ 2107 своими руками
Выполнять эту процедуру рекомендуется на смотровой яме и эстакаде. В первую очередь необходимо обездвижить автомобиль с помощью противооткатных устройств. Использование коробки передач для этого не допускается, так как ее необходимо будет подвергнуть снятию.
Вначале снимается минусовая клемма аккумулятора и сливается тормозная жидкость из бачка сцепления. После этого, необходимо снять стартер с двигателя и разобрать в салоне автомобиля рычаг переключения скоростей. Для этого скручивается верхняя рукоятка.
Теперь необходимо перейти под автомобиль. Выкрутите крепление карданного вала к шлицам коробки передач. Предварительно, необходимо пометить положение разъединенных элементов, так как есть риск неправильно собрать узлы в дальнейшем, из-за чего потом появляется вибрация и гудение. С КПП отсоединяются клеммы включения лампы заднего хода, и отсоединяется трос привода спидометра. Далее выкрутите две гайки крепления цилиндра сцепления и отведите последний в другую сторону. Открутите гайки, крепящие коробку передач к дну автомобиля.
Последним действием будет откручивание гаек, с помощью которых трансмиссия закрепляется на двигателем. При этом, потребуется помощь напарника, который будет придерживать и страховать тяжелый агрегат от падения. Чтобы облегчить демонтаж коробки передач и сорвать ее с креплений, рекомендуется для облегчения работы установить рычаг переключателя в положение, которое соответствует третьей передаче.
Чтобы избежать лишних замен в дальнейшем, советуем поменять заранее следующий перечень деталей: венец маховика двигателя, выжимной подшипник, ведущий диск (и ведомый) и болты, которые крепят корзину. Многие опытные мастера меняют корзину с диском новой в сборе.
После замены, необходимо установить КПП на место. Делать это очень трудно, так как данное действие выполняется только с помощью центровки. Если этого не сделать, то коробка не встанет на свое место. Для центровки можно использовать специальное центрирующее устройство, или первичный вал от старой, разобранной КПП.
Дальнейшая сборка узлов происходит в обратной последовательности. В этом и заключается весь комплекс мероприятий, который направлен на решение распространенной проблемы – «буксует сцепление». Желаем вам удачи на дорогах!
Попадание масла
Нередко, если сцепление буксует, причины этого кроются в попадании масла или другой технической жидкости в корзину. Масло попадает на поверхность выжимного диска, маховика или на накладки ведомого диска из-за течи заднего сальника коленного вала. Нередко причиной течи служит и избыточный уровень масла в картере коробки передач. В этих случаях, если буксует сцепление, ВАЗ-2107 ремонтируется очень просто. Вполне достаточно будет устранить причину протечек и зачистить те узлы системы, на которые попало масло. Сделать это можно при помощи уайт-спирита или бензина. В случае с попаданием жидкости на фрикционные накладки их придется еще и зачистить наждачной бумагой мелкого калибра.
Самые известные причины пробуксовки машины:
- педаль не перемещается свободно;
- изношенны фрикционные накладки;
- набухли резиновые детали.
Для того, чтобы устранить или предупредить пробуксовку сцепления, прежде всего нужно проверить ход педали сцепления. При необходимости, её регулируют.
Фрикционные накладки износились до заклёпок
Буксует сцепления ваз 2109
Причинами такой неприятности могут быть:
- нормальная изнашиваемость с учётом условий эксплуатации;
- ошибки при управлении авто, нажатие педали «газ» с места;
- плохой ход системы сцепления;
- неправильная установка или регулировка привода сцепления.
Примечание! В подобном случае сжатие сцепления происходит с недостаточным усилием.
Теряется упругость нажимных пластин
Ваз 2109 буксует сцепление
Пробуксовка дисков сцепления может наблюдаться при ослабевании или неисправности нажимных пружин. Также это может происходить за счёт износа или коробления трущихся поверхностей маховика с диском нажимным.
Примечание! Если фрикционные накладки диска ведомого замаслены, то они вместе с неисправными нажимными пластинами меняются новыми.
Трущиеся поверхности маховика с диском нажимным обрабатывают с применением шлифовки. Если при передвижении машины ощущается запах горения накладок, наблюдается незначительный разгон, снижение скорости либо медленное пересечение возвышенностей, то причина, скорее всего, скрывается в сцеплении, возможно, оно не полностью активируется.
Если двигатель отключается, то сцепление будет работать нормально, если же этого не произошло, тогда можно сделать вывод, что сцепление пробуксовывает.
Ваз 2109 сцепление буксует
В лучшем случае фрикционные накладки также рекомендуют менять при обнаружении трещин на поверхности, прогораний и задиров. Пробуксовка сцепления иногда может произойти из-за набухания резиновых элементов гидропривода.
Подобный дефект чаще всего возникает за счёт использования некачественной тормозной жидкости, либо состав не отвечает нормам. Не исключается проникновение в жидкость минеральных масел, керосина или бензина.
Для устранения подобной неисправности нужно:
- демонтировать функционирующий и основной гидропривод;
- разобрать систему;
- промыть её очищенной тормозной жидкостью;
- сменить разбухшие детали;
- почистить компенсаторное отверстие;
- залить чистую качественную жидкость.
Упругость нажимных пластин может пропасть из-за долговременной работы. Также это может случиться вследствие недостаточного давления на диск (ведомый).
Состояние пластин рекомендуется проверить в автомастерской, поскольку не обойтись без использования специальных приборов и приспособлений.
Как правило, ослабленные пружины требуется заменить. Это также касается и масла фрикционных накладок.
Замасленные или засаленные фрикционные накладки
Такая проблема может случаться по нескольким причинам:
- при повреждении уплотнителя КП или двигателя;
- в случае избытка смазки на валу КП либо на коленвале;
- если нарушилась герметичность привода гидравлического.
Примечание! В результате снижается коэффициент трения накладок.
Если при нормальном передвижении педали сцепление всё-таки пробуксовывает, то, скорее всего, попало масло на накладки. Необходимо демонтировать сцепление и проверить диск ведомый с накладками на предмет замасливания.
Обычно масло проникает на диск и накладки из-за его излишка в КП, а также из-за загрязнения дренажного зазора маховика.
Для извлечения масла с накладок, их требуется хорошо промыть с помощью керосина или бензина. После этого детали насухо протирают и зачищают наждачной бумагой.
Если ведомый диск сильно замаслен, его меняют, это также касается и комплекта фрикционных накладок. Далее нужно установить в КПП нормальный уровень масла и почистить зазор маховика.
Сгорание или отслаивание фрикционной накладки
Буксует сцепление в ваз 2109
Сгорание или отслаивание может случиться из-за:
- частого пробуксовывания сцепления;
- «газования» с места при высокой передаче;
- чрезмерно малого усилия сжимания сцепления;
- неисправностей или дефектов в системе активации сцепления либо из-за отсутствия зазора, который должен образоваться между рычагом отключения сцепления и подшипником;
- замасливания и засаливания;
- чрезмерной глубины маховика, это может быть ошибка тюнинга.
Примечание! В этих случаях может произойти перегрев, ведущий к значительному повреждению накладок.
Фрикционные накладки не воспринимают нагрузку всей поверхностью
К причинам такой особенности стоит отнести:
- недоработку маховика;
- наличие царапин на поверхности трения.
В итоге может снизиться коэффициент трения накладок.
Примечание! Фрикционная накладка на новом диске сначала воспринимает наружную нагрузку, при этом обеспечивается полноценная нагрузка заменённых деталей до общей проработки.
Перегревание нажимного диска
Перегрев может произойти по нескольким причинам:
- за счёт частой пробуксовки сцепления;
- при засаливании или замасленности;
- из-за поломки и дефекта сцепления или при малом зазоре между рычагом отключения сцепления и подшипником сцепления;
- если глубина маховика значительно больше нормы.
При наличии одной из причин может снизиться коэффициент трения накладок. Постоянная пробуксовка влияет на повышение показателей теплопоглощающих способностей. В результате происходит перегрев.
Сильный износ конечностей мембранной пружины
Это может произойти в тех случаях, когда:
- изнашивается система привода;
- выработалась направляющая трубка;
- на подшипник действует чересчур большая нагрузка.
Эффективность усилия сжимания сцепления блокируется за счёт зависания подшипника выжимного, она также может частично уменьшаться из-за высокой начальной загрузки.
Разломанная мембранная пружина
Диск нажимной ваз
Разлом элемента может произойти по причине больших усилий сжимания либо разрешенного хода отключения сцепления. В подобной ситуации пружина может потерять собственные расчётные показатели.
Примечание! Может случиться разъединение сцепления при незначительном отжимании нажимного диска.
По возможности решать проблему с пробуксовкой нужно незамедлительно, сразу при обнаружении первых причин. В ином случае при движении на трудной дороге будет риск поломки двигателя.
Если не получается выявить причину пробуксовки авто самому, нужно обратиться в автосервис. Если же посредством видео и фото причина всё-таки выявлена, можно попытаться устранить неисправность своими руками.
Для лёгкой работы в сети есть инструкция по ремонту того или иного элемента. Так как цена услуг на СТО постоянно растём, многие предпочитают ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.