Что делать, если заржавел VIN-код
Что делать, если заржавел VIN-код?
Все железное рано или поздно ржавеет. В том числе автомобили. И рано или поздно во время прохождения техосмотра или при купле-продаже авто можно услышать: «А у вас номер кузова сгнил!».
В нашем распоряжении – Ford Escort, универсал 1996 года. Он был на «транзитах» – снят с учета более года назад. За это время номер кузова, он же VIN-код, сильно заржавел. Покупатель понимал: будут вопросы с постановкой на учет. И вместе с ним «РГ» отправилась в Молодечненский межрайонный отдел судебных экспертиз – именно там определяют, что с номером не так.
Без VINа виноватый: как меняется судебная практика по регистрации автомобилей
Некоторые подержанные автомобили, купленные совершенно легально, тем не менее, сложно перерегистрировать в ГИБДД. Если идентификационный номер (VIN), который наносят в нескольких местах машины, стерся или потерялся вместе с деталью, то инспекторы могут отказать в регистрации. Та же опасность может ждать в случае замены промаркированной детали на новую. Отказ ГИБДД можно оспорить в суде, и раньше статистика была в пользу автовладельцев, однако ВС в двух недавних делах согласился с доводами инспекторов. Почему меняется судебная практика и что остается делать добросовестным автолюбителям, разобралось «Право.ru».
Антон Семенов* купил подержанный автомобиль и захотел перерегистрировать его в отделе ГИБДД УМВД по городу Петрозаводску. Осмотрев машину, инспекторы обнаружили, что шасси (рама) автомобиля не содержит VIN-номера, и организовали трасологическое исследование. Эксперт пришел к выводу, что заводские агрегаты не изменялись, а деталь шасси, которая должна быть промаркирована, была утеряна в ходе эксплуатации. По результатам проверки в возбуждении уголовного дела отказали. Тем не менее, вскоре после этого Семенову не зарегистрировали авто по причине «обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения маркировки номера шасси (рамы), нанесенной организацией-изготовителем».
Семенов обжаловал решение в Петрозаводский городской суд, чтобы обязать инспекторов зарегистрировать его автомобиль (дело № 2-1001/2015 (2-11512/2014;)
М-11268/2014). Судья Ольга Гасникова посчитала, что отсутствие маркировки шасси не является непреодолимым препятствием для регистрации машины, ведь Семенов приобрел автомобиль на законных основаниях и сам не уничтожал маркировку. Апелляция оставила без изменения решение первой инстанции, а Верховный суд Карелии не решил не рассматривать жалобу ведомства.
Номера не делятся по критерию обязательности
Тогда представители Петрозаводского МВД обратились в Верховный суд, где согласились с доводами правоохранительного ведомства (№ 75-КГ15-10). Так, в п. 3 приказа МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» указано, что авто нельзя зарегистрировать, если обнаружатся признаки «скрытия, подделки, изменения или уничтожения идентификационной маркировки». Кроме того, когда автомобиль истца выпустили, действовало Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 30 июня 1997 года, п. 2.2.7 которого гласит, что в паспорте на машину обязательно указывается идентификационный номера шасси (рамы). ВС пояснил, что законодательство не разделяет номера авто на обязательные и необязательные. Отсутствия хотя бы одного из них достаточно, чтобы отказать в регистрации автомобиля. Значит, петрозаводские инспекторы приняли правильное решение, а нижестоящие суды ошиблись. Подобное разъяснение содержится и в действующем Административном регламенте МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года № 605.
Судебная коллегия в составе Тамары Корчашкиной, Людмилы Калининой и председательствующего Владимира Хаменкова акты нижестоящих инстанций отменила и вынесла новое решение, отказав Степанову.
Нужно больше доказательств
Похожая история случилась с автомобилистом из Смоленска. Антон Рашенков* установил на свою машину новый кузов, который приобрел в специализированном магазине. Он обратился в ГИБДД, чтобы зарегистрировать замену номерного агрегата, но ему там отказали. Инспекторы сочли, что невозможно идентифицировать транспортное средство. Первая инстанция и Апелляция признали отказ в регистрации неправомерным, потому что Рашенков законно установил кузов, сам маркировку не уничтожал.
Правоохранительное ведомство дошло до ВС, который разделил его позицию (дело № 36-КГ15-23). Автомобилист не представил доказательств, по которым можно определить, что новый кузов отвечает требованиям технического регламента и безопасности, подчеркнул ВС. Тройка судей под председательством Владимира Хаменкова отказала Рашенкову в регистрации авто.
Эксперты Право.ру: «ВС решил навести порядок»
Позицию ВС считает суровой, но полностью законной Павел Хлюстов, адвокат, партнер КА «Барщевский и партнеры». По его мнению, единственный удачный выход для автомобилиста – расторгнуть договор с продавцом и потребовать возврата уплаченных денежных средств на основании п. 2 ст. 475 ГК РФ (последствия передачи товара ненадлежащего качества).
Антон Соничев, адвокат компании «Деловой фарватер», уверен, что такие дела все же можно выиграть: «Если доказать, что маркировка отсутствует из-за естественных эксплуатационных причин или есть дублирующая табличка с маркировкой. Судебная экспертиза должна установить, что такая табличка прикреплена заводским способом».
Даже если правоохранительные органы не нашли оснований, чтобы возбудить уголовное дело, то и в этом случае в регистрации могут отказать, уверен Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»: «Таким образом законодатель и правоохранительные органы борются с кражами транспортных средств. Дело в том, что судебная практика складывается в пользу новых собственников, которые выигрывают дела, даже когда перебивался номер кузова. Видимо, ВС решил навести порядок по таким случаям, чтобы с помощью судебной системы не легализовывались краденые автомобили и запчасти». Юрист советует потенциальным покупателям не жалеть денег на техническую проверку машины при ее покупке. Опытный эксперт-криминалист с легкостью установит факт перебивки номеров или замены деталей автомобиля, говорит Старинский.
Инспектор ДПС: «За небольшую премию зарегистрируем»
Старший лейтенант ДПС на увловиях анонимности подтвердил, что отсутствие одного номера шасси – частая причина отказа в регистрации. По его мнению, решить проблему можно только внесением изменений в Административный регламент (Приказ МВД России от 7 августа 2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»). Он уточняет, что изменениями нельзя «перегибать палку», иначе это может привести к ситуации, когда будут регистрировать машины с «перебитыми» номерами.
Даже если каким-то чудом водителю удастся зарегистрировать авто, это будет его последняя регистрация, ведь продать машину потом он уже точно не сможет, уверен инспектор. «Если видим, что новый собственник законный, экспертиза еще не сделана, а номер просто плохо читается, то идем навстречу и регистрируем машину за небольшую премию», – признался сотрудник ДПС.
* – имена и фамилии изменены редакцией
Что делать, если номер уже покрылся ржавчиной?
Во-первых, узнать о такой неприятности желательно заранее, а не при постановке на учет-регистрации. Тогда и только тогда можно предпринять меры и «проползти» под зорким взором сотрудника инспекции. Во-вторых, не стоит применять сильные растворы и растворители, удалители ржавчины и прочую агрессивную химию. Это вызовет еще больше вопросов на осмотре. Сотрем грязь тряпкой, промоем табличку водой, а если уж осталась ржавчина — обработаем номер ортофосфорной кислотой.
Где ее взять? Да в любом продуктовом магазине — баночка Coca-cola предоставит нужный для безболезненного снятия ржи раствор. Для усиления эффекта можно сделать компресс: пропитаем легендарной газировкой ветошь и оставим «отмокать» на час-другой. Результат будет поразительный.
Табличку нельзя тереть и скрести, ковырять отверткой и отмывать растворителем — сотрудники автоинспекции «развернут» и отправят на экспертизу. Произведя все вышеописанные процедуры, сфотографируйте табличку. Если все буквы «читаются» — вам дадут зеленый свет. Если нет — отправят к экспертам. Выбрать можно как «выездного мастера», так и самостоятельную доставку ТС в лабораторию, что обойдется несколько дешевле.
Главное — выбрать контору, которая имеет лицензию. Все мероприятие по экспертизе VIN-кода занимает не более трех-четырех дней и обойдется не дороже 20 тысяч рублей. В результате на руках у «жаждущего» должен оказаться документ, подтверждающий полное соответствие номера на автомобиле и цифр в документах.
Какую информацию об авто можно получить, зная VIN-код
При покупке подержанного автомобиля, необходимо обязательно изучить ВИН-номер, чтобы получить максимум информации о том, что вы покупаете. Зная идентификационный номер машины, вы можете обратиться к специализированным интернет-ресурсам (сайты ГИБДД, Госуслуги, Автокод и т.д.), чтобы узнать:
- кто производитель и настоящий владелец ТС;
- как эксплуатировался автомобиль (не был ли в такси);
- есть ли ограничения, обременения, залоговая история;
- технические характеристики машины;
- дату выпуска, точный пробег, попадание в ДТП, был ли в угоне;
- комплектацию, цвет и тип покраски кузова, тип обивки в салоне.
Проверка ТС по ВИН-коду помогает также избежать путаницы с данными и откровенного мошенничества перекупщиков.
Итак, чтобы исключить проблемы и обманные схемы при покупке автомобиля, желательно изучить его ВИН-номер и проверить историю машины по базам различных ведомств. На это вам понадобится не более 10-15 минут. При этом не нужно досконально знать структуру и содержание идентификационного кода – специализированные интернет ресурсы сами расшифруют маркировку, и выдадут вам всю необходимую информацию.
Если продали машину, а новую не купили, то старые номера можно хранить до года. Затем они переходят в резерв. А пошлина за новые номера составляет 2 000 рублей.
- Не хватает документов или есть неточности.
- Конструкция авто претерпела изменения и отсутствуют документы, подтверждающие безопасность подобного тюнинга.
- Номера основных агрегатов автомобиля подделаны.
- Автомобиль числится в угоне или документы подделаны.
- Есть запрет на регистрацию автомобиля.
- В ПТС отсутствует отметка об утилизационном сборе.
- Собственник умер.
- Не заплатили госпошлину за постановку автомобиля.
- Недействительный ПТС.
Как проверить авто по шасси
Проверить машину по номеру шасси можно с помощью сервиса «Автокод»:
- Над строкой поиска выберите кнопку «Кузов/шасси (для японских)»;
- В строку поиска введите имеющиеся значения и получите краткую информацию об автомобиле;
- Оплатите полный отчет (349 рублей) и получите полную информацию об автомобиле.
В полученном отчете будет содержаться вся необходимая информация. Дубликат отчета вы получите на электронную почту.
Что нужно для нанесения дополнительной маркировки?
Рассмотрим пункт 6 требований, который дает дополнительную информацию о нанесении номеров кузова и двигателя:
6. Для нанесения дополнительной маркировки в организацию, указанную в пункте 2 настоящих требований, владельцем транспортного средства (его уполномоченным представителем) представляются:
а) заявление, с которым владелец транспортного средства обращался в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которое возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации транспортных средств (далее — подразделение Госавтоинспекции), для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом, либо копию этого заявления, заверенную уполномоченным лицом подразделения Госавтоинспекции. Указанное заявление (либо его копия) представляется с отметками на нем уполномоченного лица подразделения Госавтоинспекции, содержащими сведения:
- о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки в соответствии с пунктом 5 настоящих требований;
- об установленном присвоенном изготовителем транспортного средства идентификационном номере транспортного средства;
- об идентификационных элементах (пломбах, печатях, бирках), закрепленных должностными лицами подразделений Госавтоинспекции на несъемных частях транспортного средства в местах, защищенных от воздействия внешней среды (далее — пломбы);
б) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность. Уполномоченным представителем владельца транспортного средства дополнительно представляется документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) транспортное средство с наложенными должностными лицами подразделения Госавтоинспекции пломбами.
1. Перед тем, как обращаться в организацию для нанесения самой маркировки, нужно посетить подразделение ГИБДД.
Сотрудники ГИБДД направляют водителя на процедуру нанесения нового номера. При этом они:
- наносят пломбы на элементы автомобиля (места должны выбираться таким образом, чтобы пломбы было нельзя перенести или удалить);
- вносят в заявление водителя информацию о пломбах;
- вносят в заявление водителя информацию об оригинальном номере VIN;
- вносят в заявление водителя информацию об основаниях нанесения дополнительной маркировки (например, номер кузова уничтожен коррозией).
2. После этого можно обратиться непосредственно в организацию для нанесения нового VIN. При этом у водителя должны быть:
- заявление с приведенными выше отметками ГИБДД;
- паспорт;
- автомобиль с установленными пломбами.
Дополнительные документы от водителя требовать не должны.
Авто детям не игрушка
1 января вступил в силу закон о «О регистрации транспортных средств». На подготовку документа в общей сложности ушло почти 10 лет.
Основные нововведения для водителей с Нового года:
— Для получения свидетельства о регистрации и автономеров теперь не обязательно ехать в ГИБДД, их можно получить прямо в автосалоне при покупке новой машины (для изготовления дилер должен иметь статус специализированной организации).
— Возвращается принцип выдачи номерных знаков с кодом того региона, где прописан владелец автомобиля.
— Законодатели прикрыли лазейку для тех, кто переписывал машину на несовершеннолетних детей. Такому водителю не грозили штрафы с камер видеофиксации. Теперь до достижения ребенком 16 лет регистрация авто на него станет невозможна, а уже поставленные на учет машины снимут с регистрации автоматически.
— Изменится форма свидетельства о регистрации автомобиля (СТС). В документе будут указывать класс транспортного средства (к примеру, М1 — легковой, L3 — мотоцикл, N1 — грузовик массой до 3,5 т) в соответствии с классификацией Таможенного союза. Сейчас в свидетельстве есть только тип — легковой, универсал, грузовой. Данные о VIN-номере, мощности, цвете кузова перенесут с лицевой стороны на оборотную, а сам документ уменьшится до размера водительского удостоверения — 85,6 х 54 мм.
— В случае порчи (ржавчины) идентификационных номеров на кузове или раме на старом автомобиле его владельцу придется за свой счет нанести на машину специальную дополнительную маркировку. Указать информацию о маркировке можно в разделе «Особые отметки» СТС.
— ГИБДД откажет в регистрации автомобилей, в конструкцию которых были внесены изменения — например, установлено газобаллонное оборудование. Владелец должен будет предъявить специальное свидетельство. Порядок его получения вступил в силу с 1 июня 2019-го, но до 1 января действовал переходный период.
Сотрудник пункта технического осмотра сверяет идентификационные номера
Эти изменения, по мнению вице-президента Федерального союза адвокатов России Алексея Иванова, носят скорее технический характер. При этом эксперт поддержал ограничение на использование машин, оформленных на несовершеннолетних. С ним согласен глава юридической компании «Позиция права» Егор Редин. Юрист пояснил, что административная ответственность, установленная в КоАП, наступает с 16 лет. Поэтому штрафы на автомобили, оформленные на несовершеннолетних, как правило, не выписывают. Но даже если это происходит, их легко обжаловать, добавил эксперт.
Для чего нужен Вин-код
Номер кузова служит идентификатором автомобиля.
При его помощи машина ставится на учет в органах Госавтоинспекции, а также можно узнать, не в угоне ли она. Для производителя и автосервисов, он рассказывает комплектацию, год и месяц выпуска. По нему легко подбираются запасные части и дополнительные аксессуары.
Расположения на кузове
На Рено Дастер вин-код располагается в нескольких местах.
Расположение основного ВИН-кода на кузове
Это может быть как основной идентификатор, так и дублирующий. Итак, рассмотрим места, где необходимо искать номер кузова:
- Открываем капот и осматриваем правый стакан амортизатора . На одной из граней, можно обнаружить выбитый на металле 17-значный номер. В его состав входят буквы и цифры.
- Дубликат номера вин-кода можно найти также под багажным отделением . Об этом мало кто знает, но найдя, сервисный мануал на французском языке, было установлено, что на днище пола багажника с наружной стороны есть дубликат, выбитый на кузове.
- На правой средней стойке кузова, между дверями расположена табличка, на которой также написанный вин-код.
Вот и все места, где можно найти номер кузова этого кроссовера.