Скутер не заводится; стартер не крутит: причины и пути решения проблемы
Скутер не заводится — стартер не крутит: причины и пути решения проблемы
Водитель любого транспортного средства может столкнуться с такой неисправностью, как неработающий двигатель. Невозможность запуска силового агрегата, в частности, на мопедах и скутерах, может быть обусловлена выходом из строя стартерного устройства. Как быть, если скутер не заводится, не крутит стартер — основные рекомендации по диагностике, а также ремонту механизма описаны в этой статье.
Что делать, если скутер не заводится?
Бывают случаи, что владельцы скутера сталкиваются с проблемой того, что он не заводится. Причины этого могут быть разные, но есть и довольно типовые. В некоторых случаях устранение проблемы занимает несколько минут.
Рассмотрим несколько причин, которые приводят к тому, что скутер не заводится. Все примеры реальные, полученные при ремонте китайского скутера ABM Storm L и Motoland VXR5.
Скутер не заводится с кнопки.
Если скутер не заводится с кнопки «Пуск», а с кикстартера заводится без проблем (с «ножки»), то стоит обратить внимание на главный предохранитель, который находится в отсеке с аккумулятором.
Причиной может быть этот самый предохранитель. Был реальный случай, когда при замере напряжения на клеммах аккумулятора на дисплее мультиметра отображалось 13 вольт. Норма, если учесть, что аккумулятор был чуток разряжен.
При замере напряжения после предохранителя, мультиметр показывал 12,8 вольт. Чудно, не правда ли? Неужели на кусочке провода (предохранителе) падает 0,2 вольта? По идее такого быть не должно. Также было замерено напряжение в электросети скутера после замка зажигания. Напряжение было чуть больше 5 вольт и «гуляло». Также безбожно трещало реле поворотов после того, как скутер заводили кикстартером и включали поворотники.
Из-за того, что предохранитель сделан, мягко говоря, халтурно, провод внутри стеклянной колбы едва касался контактных колпачков. Из-за этого электрический контакт в предохранителе был некудышный. Вот, где и пропадали те самые 0,2 вольта напряжения.
Из-за того, что на реле поворотов поступало заниженное напряжение, оно трещало, так как напряжения питания то хватало для срабатывания электромагнитного реле, то нет.
Также при нажатии кнопки «Пуск» не запускался стартер, который раскручивает вал двигателя при запуске. Естественно, так как напряжение в электросети скутера было занижено из-за неисправного предохранителя.
После замены неисправного предохранителя скутер стал заводиться и с кнопки «Пуск».
При таких неисправностях следует в первую очередь проверять целостность соединительных проводников в цепи запуска двигателя. Если у вас нет под рукой электрической схемы скутера, то загляните сюда. Там вы найдёте электрическую схему скутера, которая подходит практически ко всем китайским скутерам.
Рассмотрим другую неисправность.
Скутер не заводится ни с кнопки «Пуск», ни с кикстартера.
В чём может быть проблема?
С такой неприятностью многие сталкиваются, когда пытаются завести скутер после зимы. В таком случае скутер схватывает, но не заводится. Электростартер крутит, но чего-то не хватает для запуска самого двигателя. Причиной может быть старое топливо, которое осталось в бензобаке. Старое топливо лучше слить и заправить бак новым.
Также возможной причиной может быть свеча зажигания и проводники, которые соединяют модуль зажигания CDI, катушку зажигания и свечу.
Для начала лучше проверить наличие самой искры. Сделать это можно так.
Чтобы проверить искру на скутере нужно добраться до свечи зажигания. Для этого придётся снять сиденье и найти колпачок.
Колпачок свечи снимается небольшим усилием на себя. Он крепится на свече упругим металлическим зажимом, который встроен в колпачок.
Крутить колпачок с проводом по часовой стрелке не нужно! Некоторые так делают, чтобы снять колпачок. Так можно повредить контакт провода и колпачка.
Свечу можно выкрутить с помощью торцевого ключа. Я снимал вот так.
Далее собственно, проверка искры.
Вставляем свечу в колпачок и прислоняем внешний металлический край свечи к металлическому корпусу двигателя. Вот так, как на фотке.
Так мы соединяем минусовой, общий контакт свечи с общим проводом электропроводки скутера. Затем поворачиваем свечу так, чтобы нам был виден зазор, где должна проскакивать искра. Нажимаем кнопку «Пуск», как мы это делаем при запуске двигателя. При этом скорее потребуется помощью другого человека. Одному неудобно.
В момент нажатия кнопки «Пуск», в зазоре свечи зажигания должна проскочить яркая искра белого оттенка. Если искра имеет сине-зелёный цвет, то, скорее всего, нужно почистить свечу и заодно проверить контакт высоковольтного провода и колпачка свечи зажигания. Делается это так.
У китайских скутеров высоковольтный провод, который соединяет катушку зажигания и свечку зажигания крепиться к колпачку свечи весьма ненадёжным способом. Провод просто накручивается на металлический шуруп колпачка. При этом металлический шуруп просто врезается в жилы медного провода. При вибрациях и тряске такой контакт может ослабевать.
Если искра слабая, то не лишним будет обновить контакт высоковольтного провода и колпачка свечи. Для этого нужно просто укоротить на 0,5 см. высоковольтный провод. При этом медные жилы будут свежие, не ломанные. Далее просто вкручиваем торец высоковольтного провода на шуруп колпачка свечи зажигания. После этого можно проверить искру. Если искра есть и она яркая, то устанавливаем свечу на место, надеваем колпачок. Проверяем, заводится ли скутер.
Не стоит забывать, что причиной отсутствия запуска двигателя могут служить поломки не связанные с электрооборудованием скутера.
Как восстановить запуск со стартера
Мопед плохо заводится со стартера, однако, с лапки делать это — просто и легко. При плохом запуске мотора со стартера, первоначально надо произвести проверку предохранителя, находящегося в отсеке с аккумулятором.
Место расположение предохранителя на аккумуляторе отмечен стрелкой
Благодаря зачастую некачественному изготовлению предохранителей, а, следовательно, и всего стартера, провод, находящийся внутри колбы из стекла стартера, может едва прикасаться к контактным колпачкам, почему и контакт предохранителя становится неподходящим. После того, как был заменен некачественный предохранитель, мопед можно будет запустить посредством стартера.
Проверка элементов питания
Если скутер не заводится как в холодную, так и в теплую погоду, владельцу следует проверить: бензобак, обогатитель, кран, фильтр, карбюратор и насос.
Сначала рекомендуется провести диагностику топливного крана. Для этого нужно отсоединить шланг от карбюратора, и провернуть коленвал. Если все в порядке, из трубки начнет вытекать бензин. Но если топливо не стекает или течет даже при неработающем двигателе, значит, кран следует заменить.
Второй этап диагностики системы питания – осмотр топливного фильтра. Если компонент засорился, его следует заменить. Но даже если фильтр чистый, но не продувается, значит, в нем образовался засор.
Из-за загрязнения карбюратора тоже могут возникнуть проблемы с запуском двигателя. Причиной засора является некачественный бензин или неэффективный фильтр. Чтобы решить проблему необходимо:
- Демонтировать, и разобрать карбюратор.
- Продуть и промыть все отверстия. Для очистки используется баллон со сжатым воздухом либо простой компрессор.
- Проверить поплавковую камеру и ее компоненты.
- Очистить топливный жиклер.
Также стоит помнить и о самых банальных проблемах – отсутствии топлива или старом бензине. Если после продолжительного простоя скутер не заводится с кнопки, следует слить старый бензин и наполнить бак свежим топливом.
Возможные неисправности
Кто-то может думать, что существует 159 причин, и сделать все самому нереально. Однако, ремонт и диагностику вполне можно сделать самостоятельно. Причины того, что плохо заводится скутер, можно разделить на несколько категорий:
- Проблемы с зажиганием
- Проблемы с топливом
- Проблемы со стартером
- Проблемы с электрической цепью.
Для полной проверки мопеда следует провести комплексную диагностику, поочередно выполняя проверку каждой из этих категорий.
Проблемы с топливом
В этой категории неисправными могут быть несколько деталей. Самые распространенные поломки – это выход из строя топливного крана, забитый воздушный фильтр или карбюратор.
Помните! Если скутер без труда завелся с ножки, то этот этап можно пропустить. Переходите сразу к неисправностям электрического характера.
Топливный кран
У этого элемента системы питания может быть две неисправности: не льется топливо, либо бензин льется не переставая. Диагностируется топливный кран очень просто:
- Снимите шланг подачи топлива с карбюратора и шланг вакуума с крышки головки цилиндра. Потяните ртом воздух в себя через вакуумный шланг, тем самым принудительно создав вакуум. Из шланга подачи должен потечь бензин. Если этого не происходит, следует заменить топливный кран.
- В случае, когда из шланга подачи беспрерывно потечет топливо, следует сразу менять кран.
- Если топливо течет с трудом, тогда замените топливный фильтр или прочистите вакуумный кран.
Карбюратор и воздушный фильтр
Эти два элемента связаны между собой. Попробуйте завести скутер без воздушного фильтра. Если удалось, то меняйте фильтр. Что касается карбюратора, то его необходимо периодически чистить. Особенно учитывая качество бензина на заправках.
Проверить, подается ли топливо в цилиндр, можно, выкрутив свечу и оценив ее состояние. Мокрая свеча свидетельствует о проблемах с переливом или неисправности системы зажигания. Закройте пальцем свечное отверстие и прокрутите вал двигателя кик-стартером. При исправной подаче топлива, на пальце останутся следы бензина.
Проблемы с зажиганием
Эта категория также характерна, если совсем не заводится скутер 4т или 2т. Отсутствие искры не позволит стартовать двигателю. Необходимо проверить наличие искры на свече. Выкрутите ее, вставьте в колпачок и поднесите к цилиндру. При вращении двигателя между электродами должна проскакивать искра. Если ее нет, очищайте свечу от нагара, выставите необходимый зазор или меняйте её.
Проблемы со стартером
Если скутер не заводится со стартера, то велика вероятность неисправности в нем самом. Перед тем, как снять стартер, следует убедиться, что на него поступает необходимое напряжение. При помощи мультиметра это будет легко сделать:
- Выставите прибор в режим измерения постоянного тока.
- Подсоедините щупы мультиметра к корпусу стартера и плюсовому проводу.
- Нажмите кнопку запуска двигателя.
- Должно появиться напряжение 12В.
- Если напряжение не появляется, то проблему, прежде всего, следует искать в электрической цепи (проводах, идущих к стартеру).
Помните! Перед такой диагностикой обязательно убедитесь, что аккумулятор заряжен. Напряжение на нем должно быть не ниже 12В! Это обязательное условие, чтобы ваша Ямаха, например, заводилась со стартера.
Если напряжение на стартере появляется, но он не крутит, значит, проблема в нем. Снимите его, открутив два болта крепления и отсоединив плюсовой провод. Разберите и осмотрите его на наличие следов гари. Оцените состояние щеток, при необходимости замените их. Возможно, придется даже менять стартер, если повреждена обмотка.
Обязательно перед ремонтом стартера отсоедините минусовую клемму от аккумулятора или снимите его вообще!
Электрическая цепь (проводка)
Ответ на вопрос, почему скутер не заводится, может скрываться в электрической цепи. Если на стартер подается напряжение, меньше 12В или вообще не подается, то двигатель не стартует.
Проблемных мест здесь может быть несколько:
- Кнопка стартера
- Главный предохранитель
- Обрыв провода.
Кнопка пуска проверяется в снятом положении при помощи мультиметра. Следует выставить на мультиметре режим прозвонки (измерение сопротивления). При нажатой кнопке, прибор должен пищать.
Еще одной причиной, почему не заводится скутер, может быть главный предохранитель. Он находится сразу возле аккумулятора (на красном проводе, идущем на стартер). Были случаи, когда предохранитель имел плохие контакты, и из-за этого падало напряжение в цепи. В результате этого, стартер не крутил двигатель.
Если эти элементы исправны, тогда ищите обрыв провода, идущего от аккумулятора на клеммы стартера. Это делается также мультиметром в режиме прозвонки. Если провод не прозванивается, тогда ищите обрыв в нем или замените его целиком.
Срок службы мопеда зависит от обслуживания. Уход сводится к соблюдению правил, рекомендованных производителем.
К основным относится:
- Обкатка нового скутера. Первое касается обкатки нового скутера. Первые 1000 км нельзя перегружать скутер. При длительной езде необходимо останавливаться каждые 30 минут, чтобы предотвратить перегрев движка.
- Правильная эксплуатация зимой. Нужно слить топливо перед тем, как убрать скутер в гараж на зиму. Остатки топлива могут разрушить бак и залить карбюратор. Если планируется эксплуатация скутера зимой, нужно поменять топливо, проверить заряд аккумулятора, уровень масла, состояние фильтров и давление в колесах (оно должно быть около 1,5 атмосфер).
- Правильная эксплуатация летом. В жару важно не допускать перегрева скутера. При длительной езде при 30 градусах цилиндры будут постоянно перегреты. Из-за этого может порваться ремень или поломаться двигатель. Еще не стоит долго выжимать ручку газа, а при остановках сразу глушить двигатель.
- Использовать качественное топливо. Бензин должен быть не ниже 92-го. На новом мопеде первый раз менять масло нужно после пробега в 500 км. Последующая замена понадобится через каждые 1000 км. Первый раз менять масло в заднем редукторе необходимо после 200 км, затем каждые 5000 км.
- Замена ремня вариатора. Эта деталь относится к расходным материалам, так как быстро изнашивается из-за большой силовой нагрузки. Если мопед перестал выжимать высокую скорость, значит, деталь и ее комплектующие нужно заменить.
- Обслуживание карбюратора. Процедура включает визуальный осмотр на наличие течи и уровня расхода бензина, проверку состояния соединительных элементов и исправности элементов агрегата.
- Контроль качества фильтрации. Фильтр нужно своевременно заменять, после установки пропитывать специальным средством. Это нужно для качественной очистки воздуха. Грязный воздух уменьшает срок эксплуатации мотора.
Когда стартер считается неисправным — основные признаки
Итак, начинаем разбираться, почему машина не заводится стартером. По мнению экспертов, основные признаки неисправного стартера, следующие:
- Машина не заводится. Водитель вставляет ключ для завода автомобиля, поворачивает его, но ожидаемого результата нет. Такая ситуация может говорить о том, что стартер или полностью вышел из строя, или не функционирует только его какой-то отдельный элемент.
К примеру, если при повороте ключа под капотом раздаются только щелчки, то тогда проблема, вероятнее всего, с втягивающем реле стартера. Но если щелчков нет, то тогда, возможно, неисправность возникла или в замке зажигания, или в проводке. Также возможен вариант, что при запуске автостартер издает гудение, а двигатель не прокручивается. В таком случае речь может идти о выходе из строя бендикса. - Машина заводится, но с трудом. При включении зажигания автомобиль заводится, но очень медленно и с трудом. Вероятнее всего, это тоже указывает на неисправность стартера: он еще прокручивается, но уже с серьезными затруднениями. Чтобы предотвратить затратный ремонт в будущем, в такой ситуации лучше заняться диагностикой и ремонтом механизма уже на этой стадии.
- Холостой ход и нехарактерный шум. Неприятный нехарактерный шум и холостой ход тоже являются симптомами, свидетельствующими, что стартер нуждается в ремонте. При холостом ходе механизм безуспешно пытается вращать маховое колесо для взаимодействия с двигателем. А при неприятном шуме механизм тоже делает холостые движения, и все не может начать никак действовать в необходимом режиме.
При этом практика показывает, что чаще всего из признаков неисправности стартера наблюдаются именно раздающиеся под капотом щелчки. Если при запуске машины вы их слышите, то сомневаться в проблеме на 95% уже не приходится.
Почему скутер не заводится со стартера
На подавляющем большинстве скутеров пуск двигателя, как горячего, так и холодного, не представляет трудностей. Все особенности приготовления требуемой горючей смеси при разных тепловых состояниях мотора учитывает автоматика системы питания.
При пуске электростартером обязательно надо нажать на рычаг тормоза
Пуск двигателя электростартером
От водителя требуется лишь поворотом ключа в положение «ON» включить зажигание, выжать рычаг любого тормоза и нажатием на кнопку на руле привести в действие электростартер. При этом поворачивать ручку «газа» ни в коем случае не следует. Как только мотор заработал, отпустите кнопку электростартера, иначе он может быть поврежден.
Если в течение пяти секунд после включения электростартера мотор не заработал, следующую попытку предпринимайте не ранее, чем через 10-15 с. За это время аккумуляторная батарея успеет несколько восстановить свою емкость.
Пуск двигателя кик-стартером
Этим приспособлением пользуются, если скутер не оборудован электростартером (что сегодня встречается редко), разряжена аккумуляторная батарея или возникли неисправности в самом электростартере. Прежде всего, следует откинуть лапку рычага кик-стартера (если она убирается). При ножном пуске лучше всего стоять слева от скутера, а не сидеть на сиденье. Скутер рекомендуется держать на центральной подставке. Остальные действия такие же, как при пуске электростартером: включите зажигание, выжмите рычаг переднего или заднего тормоза. После этого, не поворачивая ручки «газа», правой ногой резко нажмите на педаль кик-стартера (7). Если после 4-5 попыток двигатель не заработает, то следует немного повернуть ручку «газа» на себя. После того, как двигатель заработал, ручку следует вернуть в исходное положение.
После пуска двигателя педаль кик-стартера должна самостоятельно вернуться на место. Если этого не произошло, помогите ей рукой или ногой.
Неправильное положение корпуса и ног при пуске кик-стартером
Пуск двигателя с ручным обогатителем
Скутеры, оборудованные таким устройством, еще встречаются на рынке. Единственное преимущество ручного обогатителя перед автоматикой — он более надежен.
Перед пуском рычаг обогатителя переведите в крайнее левое положение. Все остальные пусковые операции не отличаются от описанных для скутеров с автоматическими пусковыми устройствами. Через 20-30 секунд работы мотора рычаг обогатителя следует передвинуть назад на половину его хода. После того, как двигатель полностью прогреется и начнет работать равномерно, можно передвинуть рычаг обогатителя в крайнее правое положение. Для пуска прогретого двигателя ручным обогатителем пользоваться не следует — он только затруднит пуск или вообще сделает его невозможным, переобогатив горючую смесь и залив свечу.
Инструкции рекомендуют производить пуск двигателя при установке скутера на центральную подставку. Это вынужденная мера безопасности при пуске двигателя — ведь если водитель случайно повернет ручку «газа», то сработает центробежное сцепление и заднее колесо начнет вращаться. Если скутер будет стоять на земле, он вырвется из рук опешившего водителя и уедет вперед или упадет.
Прогрев двигателя
После пуска холодного двигателя дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу, иначе непрогретый мотор будет работать с «провалами», вяло разгонять скутер или вообще глохнуть. Если скутер оборудован тахометром, по его показаниям можно определить, прогрелся ли двигатель. Дело в том, что автоматический пусковой обогатитель при холодном пуске обеспечивает повышенные обороты холостого хода. Как только тахометр покажет значение, характерное для холостого хода прогретого мотора, можно ехать. Избегайте долгой работы двигателя на холостом ходу.
Важное замечание: в связи с тем, что отработавшие газы содержат в себе вредные для здоровья компоненты, не производите прогрев двигателя в плохо проветриваемом или закрытом помещении!
Правильное положение — скутер стоит на центральной подставке, пуск осуществляется правой ногой
Пуск горячего двигателя
Как ни странно, иногда он вызывает больше проблем, чем пуск холодного мотора. Трудности связаны с переобогащением смеси, которое происходит из-за испарения топлива в нагретом карбюраторе. Поэтому, если горячий мотор не заводится «с полуоборота», немного поверните ручку «газа» на себя. После того, как двигатель заработал, сразу отпустите ручку, чтобы не сработало автоматическое сцепление. Естественно, заводить скутер следует, когда он стоит на центральной подставке.
Проблемы с пуском
Они возникают чаще всего у старых скутеров, когда не работает автоматический пусковой обогатитель карбюратора. Жарким летом этот дефект может не влиять на пуск, но при температуре воздуха ниже +15° С скутер начинает с трудом заводиться. Конечно, неисправность следует устранить (о том, как это сделать, будет рассказано далее), а до того завести мотор можно проверенным, хотя и не описанным в инструкциях способом — налить немного бензина в воздушный патрубок карбюратора. Сделать это можно несколькими способами. Например, снять крышку воздушного фильтра, плеснуть в канал карбюратора порцию бензина (в качестве меры используют крышку от пластиковой бутылки) и поставить фильтр на место. Другой способ — отсоединить вакуумный шланг, идущий от карбюратора к автоматическому топливному крану, в штуцер карбюратора налить порцию бензина и поставить вакуумный шланг на место. Еще один способ — поднять оплетку троса «газа» и залить бензин по тросу. В последних двух случаях удобно использовать медицинский шприц или тонкую трубочку, в которую можно набрать бензин, окунув ее в бак и закрыв пальцем верхний срез. Если виной другие дефекты — их надо устранять, ведь скутер «с толкача» не заведешь. Алгоритм поиска неисправностей и способы их устранений подробно рассмотрены далее.
После остановки не забудьте вынуть ключ из замка зажигания
Переодичность технического обслуживания скутера
Через каждые 1000 км.
— проверка и чистка воздушного фильтра (для пыльных дорог — 500км.)
— проверка и регулировка троса газа
— проверка тормозов
— проверка давления в шинах
— проверка световых приборов
— проверка свечей зажигания
Через каждые 3000 км.
— удаление нагара из двигателя
— проверка уровня трансмиссионного масла
— проверка подшибников рулевой колонки
— проверка и регулировка тросов тормозов
— проверка тормозных колодок
— проверка аккумулятора
— проверка износа шин
— смазка тросов
Через каждые 6000 км.
— замена свечей зажигания
— замена трансмиссионного масла
— проверка передней вилки
— проверка заднего амортизатора
— очистка и настройка карбюратора