Регулировка клапанов двигателя авто
Регулировка клапанов двигателя авто
Для чего нужна регулировка клапанов
У современного автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или клапанным. После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном моторе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.
Если клапаны неправильно отрегулированы — это может привести к снижению эффективности работы двигателя и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать — снизиться общий ресурс мотора. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать — услышите отчетливый металлический стук.
Как происходит регулировка
Чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом определенной толщины. Настройка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, «десяток», — головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.
Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла должны свободно качаться в пределах зазора.
Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки снова его проверьте. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходить в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте заново.
Потом, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.
Регулировка на двигателях ВАЗ
Проверка расстояния между рычагами и кулачками распредвала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.
В двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).
Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит с легким защемлением (не с большим усилием, но и не свободно болтаться).
На автомобилях ВАЗ-2109, -09, -10 и на других машинах с подобными моторами тепловые зазоры мотора регулируют с помощью специальных регулировочных шайб (продаются в авто магазинах). Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм. Толщина зависит от степени износа мотора.
Видео — как отрегулировать клапана своими руками
Зачем регулировать клапаны Киа Рио
Периодическая регулировка клапанов с моторами 1.4 и 1.6 л – важная процедура, которая напрямую влияет на ресурс и качество функционирования силовой установки. Эта необходимость обусловлена принципом работы мотора данного авто.
При работе ДВС выпускные и впускные клапаны подвержены воздействию максимально высоких температур, выпускные – до 800 °C. Для нормального и быстрого охлаждения клапана необходимо чтобы его тарелка плотно контактировала с седлом, поскольку именно через него отводится значительная часть тепла в головку блока.
Когда зазор неправильный, этот контакт часто нарушен, что является причиной недостаточного охлаждения. Вследствие чего происходит прогар и существенной снижение компрессии в цилиндре. Поэтому проверка тепловых зазоров клапанов, а также их регулировка являются мероприятием, которое обладатели автомобиля Киа Рио должны проводить регулярно. Особенно это актуально для машин, оборудованных газобаллонным оборудованием.
Тепловой зазор – что это такое?
В идеале кулачек распределительного вала и толкатель должны быть максимально прижаты друг к другу, чтобы поверхности идеально контактировали. НО все мы знаем, что двигатель состоит из металла (алюминий чугун не важно), также из других металлов состоят и клапана, толкатели и распредвалы. При нагревании металлы имеют обыкновение расширяться (удлиняться).
И уже зазор, который был идеален на холодном двигателе, становится неправильным на горячем! Простыми словами клапана становятся зажатыми (это плохо, про это поговорим ниже).
Из этого следует, что на холодном моторе, нужно оставлять специальные тепловые зазоры с компенсацией на расширение при горячем. Эти значения небольшие и измеряются в микронах специальными щупами. Причем на впуске и выпуске эти значения отличаются
Если тепловой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем клапана уменьшается или увеличивается – то это ОЧЕНЬ плохо для работоспособности двигателя и самого механизма ГРМ в целом. Сейчас у каждого производителя существует специальный регламент регулировки этого «теплового зазора» (это и называется «регулировкой клапанов») – обычно он колеблется от 60 до 100 000 км, все зависит от материалов, которые применяются в конструкции. Как я писал выше — регулировка осуществляется путем подбора либо «цельных» толкателей, либо замены «шайб» в верней части.
Как регулируют клапана?
Процедура занимает примерно полтора часа. За это время мастер измерит зазоры и отрегулирует их при необходимости.
- Снимаем клапанную крышку.
- Замеряем зазоры щупом с шагом 0,05 мм.
- Регулируем тепловые зазоры.
- Зачищаем крышку и место под прокладку.
- Ставим новую прокладку и надеваем крышку.
- Обтягиваем крышку в 2 этапа динамометрическим ключом.
- Проверяем работу двигателя.
Помимо регулировки зазоров важно зачистить поверхности и герметично закрыть клапанную крышку. Иначе будет подтекать масло.
После регулировки и установки крышки она закручивается в 2 этапа динамометрическим ключом. Сначала с нагрузкой 2 Ньютон-метра, потом с нагрузкой 10. Благодаря этому крышка стоит ровно, без перекосов и деформации прокладки.
Регулировка клапанов в Ларгус-Шоп СПб занимает всего полтора часа. Мы рекомендуем периодически прислушиваться к работающего непрогретому двигателю и обращаться в сервис сразу же, как услышите «цоканье». Так вы заметно продлите срок службы клапанов, катализатора и мотора в целом.
Пошаговый процесс
Любой райдер справится с процессом настройки клапанов. На это потребуется время, терпение и желание. Сейчас предлагается такое разнообразие мототехники, что сложно описать процедуру для каждого вида. Однако есть два основных подхода – с помощью регулировочных шайб или болтов (смотря что использовано производителем).
В обоих случаях понадобятся такие инструменты:
- ключи (разные, очень удобен шестигранник);
- щупы (измерять зазор);
- микрометр (измерительный прибор);
- магнит.
Можно взять фотоаппарат или смартфон, чтобы фиксировать разборку. Благодаря этому потом проще будет правильно ставить снятые элементы на свои места. Регулировка осуществляется при остывшем двигателе и состоит из нескольких главных этапов:
- Знакомство с инструкцией, выяснение требуемой цифры зазора.
- Демонтаж частей, мешающих подобраться к мотору. Обычно снимаются бензобак, седло, отсоединяются различные шланги, провода. Делается всё аккуратно, запоминая, как установить назад. Можно делать пометки маркером или фотографировать.
- Удаление заглушки, находящейся напротив коленчатого вала. Благодаря образовавшемуся отверстию можно будет работать с коленвалом, чтобы находить вверху мертвые точки.
- Снятие свечей, клапанной крышки.
- Прокрутка коленвала. Установка поршня в верхних мертвых точках. Производится поочередно для всех цилиндров.
- Определение величины зазоров с помощью щупа. Он помещается между коромыслом и штоком. Чаще всего расстояние должно быть в размере 0,1 мм. Следует взять щуп именно такой толщины и проверить, соблюдается ли она. Если он продвигается, но требуется небольшое усилие, — это нормально. Если не вставляется, значит, зазор маленький. Если проходит свободно – большой.
- Корректировка просветов в клапанах, где они не соответствует нормативу.
- Возвращение деталей на изначальное место.
Прежде чем начать регулировку, установите поршень цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку) в такт сжатия. При этом положении оба клапана регулируемого цилиндра должны быть закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.
После этого потихоньку отпускайте контргайку на регулировочном винте или болте. С помощью плоского щупа и регулировочного винта регулируйте необходимый зазор, после чего затяните контргайку.
«Следите за тем, чтобы во время затяжки контргайки не изменить установленный зазор».
После затяжки контргайки необходимо снова проверить тепловой зазор. Для проверки зазора используйте щуп. Щуп должен проходить в него с небольшим усилием, если такого ощущения не возникает, а он проходит очень легко или очень тяжело, надо отрегулировать зазор заново.
Чтобы отрегулировать тепловой зазор в остальных клапанах, необходимо провернуть коленчатый вал на пол оборота. Во время регулировки следует учитывать порядок работы цилиндров двигателя (1-3-4-2). Коленчатый вал проворачивайте за болт крепления шкива привода генератора.
Процесс регулировки клапанов Джили Эмгрант ЕС7
- Останавливаем авто и включаем стояночный тормоз.
- Открываем капот и откидываем минусовой провод от АКБ.
- Приподнимаем домкратом переднее правое колесо.
- Демонтируем защитную декоративную крышку двигателя.
- Отсоединяем патрубки от клапанной крышки, на сапуне и продувке картерных газов.
- Снимаем со свечей головки высоковольтных проводов.
- Демонтируем клапанную крышку.
- Теперь необходимо установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия. Для этого предварительно включаем 5 передачу и проворачиваем шкив коленвала по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с цифрой 0 на защитной крышке ГРМ.
- Маркируем цепь ГРМ напротив меток на шкивах распределительных валов. Между метками должно быть ровно 8 звеньев.
- Проверяем щупом зазоры между клапанами, как на схеме ниже. Нужно повторно заметить, что зазоры измеряются на остывшем двигателе !
- Проворачиваем коленвал на 360⁰. Это нужно для того, чтобы установить 4 поршень в положение ВМТ на такте сжатия.
- Замеряем щупом зазоры в оставшихся клапанах (схема на картинке ниже).
На данном этапе нужно определить, какие клапана имеют несоответствующий норме зазор. Если выявилось, что какой-то клапан или группа клапанов имеет выходящий за поле допуска зазор, необходимо демонтировать распределительные валы и проводить замену толкателей .
- Снимаем натяжитель цепи ГРМ. Держится на 2 гайках. При установке натяжителя обратно на свое место, чтобы механизм натяжения заработал, нужно немного прокрутить коленвал против часовой стрелки (буквально на 2-3 звена цепи ГРМ).
- Фиксируем цепь, чтобы не падала вниз. Достаточно просто подвязать ее какой-нибудь жесткой проволокой или прутом.
- Фиксируем распределительные валы. Лучше использовать приспособление GL301-018.
- Снимаем шкив распредвала. Держится на болтике с головкой под ключ на 17.
- Снимаем механизм регулирования фаз VVT. Держится болтиком.
- Освобождаем и демонтируем распредвалы. Каждая из прижимных втулок скольжения промаркирована, отмечается порядок и направление установки.
- При помощи магнита извлекаем толкатель клапана с неправильным зазором.
- При помощи микрометра измеряем толщину донышка старого толкателя.
- Вычисляем по формулам (приведены в начале обзора) оптимальную толщину донышка для новых толкателей.
- Ставим на место старых новые толкатели.
- Проводим сбор узла в обратной последовательности.
- Проверяем работу двигателя.
Каким двигателям и когда нужна регулировка клапанов?
Следует заметить, что далеко не всем двигателям внутреннего сгорания требуется периодическая регулировка клапанов. Дело в том, что сейчас во многих современных ДВС, которыми оснащаются легковые автомобили, в системах их газораспределительных механизмов устанавливаются таки называемые гидрокомпенсаторы. Эти устройства самостоятельно, в режиме реального времени регулируют зазоры, и поэтому их величина всегда является оптимальной.
Если в двигателе транспортного средства гидрокомпенсаторов нет, то регулировать клапана необходимо вручную. О том, что пришла пора заняться этим делом, довольно легко узнать по некоторым симптомам. Одним из них является характерное «цокание» клапанов, которое уже было упомянуто выше, а другим — то, что двигатель начинает «троить», в его цилиндрах или существенно падает, или же полностью пропадает компрессия. Как только проявляется хотя бы один из этих симптомов, необходимо проверить размеры промежутков в клапанном механизме.
Делать это нужно также и не дожидаясь «тревожных звоночков», в рамках проведения мероприятий по текущему техническому обслуживанию автомобиля. Периодичность проверки клапанных зазоров указывается в технической документации на каждое транспортное средство, и, как правило, составляет один раз на каждые 25000 – 30000 километров пробега. Ее обычно проводят на станциях технического обслуживания, но, обладая определенными навыками, проверку клапанных зазоров можно осуществить и самостоятельно.
Читайте также: Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе и почему они стучат.
Алгоритм регулировки клапанов Мерседес Актрос
Каждый раз после прохождения автомобилем 30 000 км должна производиться регулировка клапанов. Для каждой марки грузового автомобиля они индивидуальны.
Процедура регулировки клапанов происходит по следующей схеме:
- Освобождается гайка в толкателе.
- Захват головки регулирующего болта и грани тела толкателя происходит при помощи двух гаечных ключей.
- Ключом придерживается гайка толкателя, а головка болта вращается в разные стороны. Это процедура проводится для того, чтобы получить необходимый зазор. Определение зазора осуществляется при помощи щупа.
- При установке зазора фиксируется головка болта.
- Головку болта следует закреплять с особой тщательностью и осторожностью, чтобы не сбить зазор.
ВНИМАНИЕ!
Опасность неправильного клапанного зазора!
- Поршень тормоза с выпускным клапаном должен быть установлен так, чтобы его можно было полностью запрессовать в штангу клапана.
- Осладьте контргайку (2) и открутите на несколько оборотов.
- При закручивании регулировочного винта (1) несколько раз вдавите штангу клапана (3) вниз до упораю.
- Из поршня (4) тормощща с выпускным клапаном должно полностью вытечь моторное масло.
Когда необходимо регулировать клапаны: основные признаки появления проблемы
Регулировку клапанов, как уже было указано выше, необходимо проводить после каждых 30 000 км пробега. Если же диагностика не была проведена вовремя, или регулировку клапанов выполнял не профессионал, то могут обнаружиться следующие проблемы:
- Падение мощности двигателя автомобиля.
- Появление посторонних звуков: стуки, лишние и необычные звуки в моторном отсеке.
- Карбюратор начинает работать со сбоями.
- В механизмах и узлах автомобиля возникают затруднения исполнения функций.