Как найти подсос воздуха в домашних условиях
Как найти подсос воздуха в домашних условиях
Для работы двигателей внутреннего сгорания требуется смесь воздуха и топлива. Воспламеняемая сжатая смесь толкает поршни, которые поворачивают коленчатый вал, и автомобиль начинает движение. Воздух попадает в двигатель через небольшую дроссельную заслонку. А для управления вспомогательными устройствами создается вакуум.
- Последствия подсоса воздуха
- Осмотр двигателя
- Способы проверки герметичности
- 1. Осмотрите и проверьте, нет ли незатянутых шлангов на двигателе
- 2. Распылите мыльную воду вокруг зоны впуска
- 3. Используйте дымогенератор
- 4. Распылите очиститель карбюратора
- Утечки во впускном коллекторе
- Симптомы подсоса воздуха
- Ремонт вакуумных шлангов
- Заключение
Симптомы подсоса воздуха в коллекторе: проверка и определение
Явные следы треснутого шланга
Любое несанкционированное проникновение лишнего воздуха в систему питания ведёт к обеднению рабочей смеси. Нарушается оптимальный баланс топлива и воздуха, в результате чего двигатель колотит, холостые обороты могут пропасть вовсе, при этом на оборотах выше 2-3 тысяч мотор может работать вполне сносно.
Кроме этого электронный блок управления двигателем может показывать ряд ошибок — Р0171 , обеднённая смесь, может появляться ошибка Р300 , говорящая о пропусках в воспламенения в камере сгорания. В зависимости от модели двигателя, может возникать ряд других ошибок.
Тем не менее основными симптомами подсоса воздуха во впускном коллекторе считаются:
- неустойчивые холостые обороты, двигатель трясёт, невозможно отрегулировать холостые;
- двигатель может глохнуть в переходных режимах работы;
- провалы при ускорении;
- высокий расход топлива;
- сложный запуск при любой температуре воздуха;
- падение мощности, особенно на оборотах ниже 2-3 тысяч;
- двигатель троит, не работает в определённых режимах один или несколько цилиндров.
Откуда может подсасывать воздух?
Достаточно одного из этих симптомов, чтобы говорить о подсосе воздуха во впускном тракте. Точно установить место подсоса воздуха бывает довольно непросто, поскольку место крепления и уплотнения впускного коллектора к головке блока цилиндров — далеко не единственный путь для засасывания лишнего кислорода.
В зависимости от модели двигателя, мест подсоса может быть несколько:
- Повреждение или прогар прокладки впускного коллектора, это одно из самых распространённых мест неплотности.
Новые прокладки впускного коллектора
Прохудившийся шланг на коллекторе стал причиной подсоса воздуха
Негерметичный регулятор холостого хода
Как видим, неприятностей можно ждать не только от прокладки коллектора или самого коллектора, вместе с тем есть ряд мер, которые помогут найти место пробоя и быстро устранить неисправность.
Как найти подсос воздуха?
Существуют разные методы и способы, эффективные и не очень.
Начать следует с того, чтобы на холостом попытаться услышать характерное шипение и понять откуда оно. Но, на «громких» моторах, особенно дизельных, это вряд ли возможно.
Вариант второй — перекрываем подачу воздуха. Чтобы понять есть ли подсос воздуха в целом, можно сделать довольно быстрый тест. Для этого отсоединяем патрубок воздушного фильтра и на рабочем двигателе закрываем подачу. В идеале мотор глохнет, это значит, что подача воздуха в систему осуществляется исключительно через воздушный фильтр, поэтому перекрыв эту подачу, мотор глохнет. Если же мотор не заглох, значит он берет воздух из других источников, которые предстоит найти и устранить.
Идем дальше, зная, что подсос есть, пробуем найти, где именно. Если это возможно попробуйте поочередно пережимать подачу воздуха, которые идут к впускному коллектору, как правил,о это шланг вакуумного усилителя тормозов, воздушная магистраль клапана адсорбера, а также воздуховод РДТ (регулятор давления топлива).
Смысл следующий, пережимая шланг, работа мотора должна существенно меняться. Если, пережав какой-то шланг, работа мотора улучшилась, скорее всего проблема где-то в этом месте, то есть на стыке или стыках. Логика следующая, если, пережав подачу в конкретном месте, мотор стал лучше работать, скорее всего здесь есть подсос, так как ограничив подачу в этом месте ТВС стала «правильной» и мотор выровнял обороты. Кстати, если подсоса нет в системе, то передавив какой-либо воздушный шланг, мотор должен давиться, глохнуть и работать хуже.
Вариант третий — «проливка» стыков
Будьте осторожны. Данный метод довольно опасен, так как предусматривает работу с легковоспламеняющимися жидкостями, поэтому уберите все источники огня и следите, чтобы жидкость не попала на коллектор и проводку.
Если предыдущие варианты ни к чему не привели, придется прибегнуть к «дедовским» методам. Берем шприц, набираем в него WD-40 или жидкость для очистки дросселя, можно даже обычный бензин. Но, ни в коем случае не вода! Заводим движок и начинаем аккуратно обрабатывать возможные места подсоса воздуха, о них рассказал выше (стыки дроссельного узла и патрубка, стыки ГБЦ, впускного коллектора, гнезда форсунок, впускную резиновую гофру и т. д., короче все воздушные соединения, которые могут иметь неплотность). Наносим по стыку жидкость, после чего несколько секунд наблюдаем. Если в каком-то месте будет подсос воздуха, то нанесенная жидкость моментально будет втянута, а вы при этом услышите, как изменилась работа двигателя. ТВС станет богатой и мотор, так или иначе, поменяет свою работу.
Проливка стыков — видео
Вариант четвертый — парогенератор или дымогенератор. Кто-то использует масло, кто-то пар, кто-то дым. Не важно, суть одна! Запускаем в герметичную воздушную систему пар или дым через тонкую трубку, используя переходники, после чего наблюдаем за тем, что происходит. Если в соединениях есть неплотность, то сквозь них будет просачиваться наш пар или дым. Подсвечиваем и проверяем все точки, которые теоретически могут иметь подсос воздуха. Принюхиваемся и наблюдаем, что и где. Найдя одну неплотность, устраняем ее и продолжаем поиски.
На этом у меня все, используйте метод, который вам больше всего подходит, уверен у вас все получится. Если же подсос воздуха найти не удалось, обратитесь на СТО. Опытные мотористы при помощи специального оборудования быстро установят место подсоса, после чего сразу же устранят проблему.
Рекомендую тематическое видео о том, как найти подсос воздуха
Жду ваших комментариев по данному вопросу, расскажите как вы решили данную проблему и какой из методов использовали. Если статья вам помогла или пришлась по душе, поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в соц. сетях. Всем добра и удачи! До новых встреч на ГБОшнике.
Подсосы воздуха на вазовской классике
На карбюраторных Жигулях подсос воздуха может быть вызван выпавшим штуцером впускного коллектора. При этом двигатель будет заводиться и хоть и нестабильно, но будет работать. Однако в него будет подаваться большее количество воздуха, чем рассчитано изначально.
При подсосе воздуха будет сильно обедняться топливная смесь. Это вызывается тем, что в общей доле топливной смеси, поступающей в двигатель, воздуха станет больше, а бензина – меньше. Кроме потери мощности, проблема плоха тем, что, работая на обедненной смеси, двигатель может сильнее нагреваться, плюс повышается вероятность детонации.
Иногда подсос воздуха на Жигулях с карбюраторами Солекс может быть вызван случайно выкрутившимся клапаном холостого хода. Но в большинстве случаев российские машины с карбюраторной системой подачи топлива не так подвержены случайно возникающим подсосам, как автомобили с электронным впрыском.
Диагностика
Для проверки автомобиля на подсос можно воспользоваться сканером ELM327, как это сделать можно прочитать тут. Данный сканер способен провести диагностику вашего авто и указать имеется ли в нем эта неисправность. Но, проверка сканером не всегда будет эталонной, так как подсос может быть незначительный и ЭБУ попросту может его не заметить.
Лучше всего проверять подсос старым проверенным методом, а точнее несколькими, которые приведены ниже.
Первый способ
Необходимо открутить ДМРВ от корпуса воздушного фильтра. Крепится он двумя болтами под ключ на «10мм». Вынимаем ДМРВ и запускаем двигатель.
На работающем ДВС рукой или пакетом перекрываем отверстие датчика, автомобиль должен заглохнуть, а впускная гофра сжаться. В двигателе создается вакуум, который при отсутствии подсоса воздуха будет сохраняться продолжительное время и гофра останется сжатой.
Если же на вашем авто гофра мгновенно расправилась или же вовсе не сжалась, то это свидетельствует о наличии подсоса.
Второй способ
Для диагностики данным способом понадобиться насос или компрессор.
Тут так же как и в первом случае, необходимо открутить ДМРВ от корпуса и между ним вставить пакет. Затем закрутить обратно тем самым заблокировать доступ воздуха в двигатель.
На ресивере находим штуцер с заглушкой. Снимаем заглушку и подключаем туда насос, накачиваем в ресивер давление и слушаем, откуда будет исходить шипение. Для более точного определения места подсоса можно использовать мыльный раствор с пульверизатором. Данным раствором обрызгиваем места возможного подсоса и смотрим на появление пузырей.
Видео по 1 и 2 способу
Третий способ
Данный способ широко используется на станциях технического обслуживания. Поиск подсоса производиться с помощью дымогенератора. Этот способ схож со вторым, но вместо воздуха в ресивер нагнетают дым. Если в двигателе есть подсос, то из этого места будет утекать дым.
avtoexperts.ru
Для нормальной работы ДВС требуется определенный состав топливовоздушной смеси, в соотношении 1:14, 1:16. То есть для полного сгорания одного литра бензина необходимо 14-16 кг воздуха. При соблюдении данной пропорции двигатель работает стабильно, в экономичном режиме и с полной отдачей мощности. При нарушении состава смеси начинаются проблемы с работой силовой установки. Одной из причин изменения состава топливной смеси является дополнительный воздух в соединениях. При этом происходит обеднение смеси, из-за добавочного воздуха, что сразу отражается на работе мотора.
Симптомы неисправности:
• Провалы или мотор может заглохнуть при резкой подачи газа;
• Проблемы с запуском (доля топлива становится меньше, смесь обедняется, а для холодного запуска необходимо ее обогащение);
• Снижение мощности и увеличение расхода топлива;
• Самодиагностика выдает ошибки по работе двигателя: бедная смесь, перебои зажигания, неисправность кислородных датчиков.
Как найти место подсоса?
В большинстве случаев излишний воздух появляется в стыке соединений различных деталей или из-за образования трещин в самих деталях.
Чаще всего подсос наблюдается в следующих местах:
• Узел дроссельной заслонки;
• Шланге с вакуумным усилителем;
• Уплотнения коллектора впуска;
• В гофре от воздушного фильтра к дросселю (сам патрубок или места подсоединения);
• Прокладки под карбюратором или через его элементы (винт качества, пусковой диафрагмы, осей заслонок и их овальность, мембраны экономайзера);
• Кольца топливных форсунок;
• При заклинивании клапана адсорбера.
Подсос воздуха в дизелях
Чаще всего неисправность появляется в соединениях между баком топлива и соединения трубок, а также между фильтром и ТНВД. На современных дизелях подсос вызван изменением конструкции соединений.
Так в старых моторах соединения были выполнены из латуни и были по сути «вечными», а в двигателях нового типа, латунь заменили пластиком, срок службы которого на порядок ниже. Плюс к этому в зимний период на пластике могут появиться трещины, особенно у машин с пробегом порядка 150-200 тыс. км.
Основные причины неисправности:
• Негерметичность трубопроводов (подающей или обратки);
• Износ соединительных шлангов;
• Через крышку топливного насоса или вала его привода.
Трудность в поиске неисправности вызвана тем, что нет подтекания в прохудившихся соединениях, так как наружное давление выше внутреннего в трубопроводе.
Признаки подсоса на дизелях:
• Трудный утренний запуск мотора;
• Двигатель глохнет во время езды.
Причины неисправности:
Проблемы на дизельных и бензиновых моторах часто вызваны повреждением уплотнения между головкой блока и впускным коллектором либо поведением плоскости соединения на теле самого коллектора, что достаточно трудно определить визуально.
Способы определения точек подсоса воздуха:
• Закрыть поток воздуха. От воздушного фильтра снимается гофра, запускается двигатель. Далее патрубок закрывается рукой и мотор должен заглохнуть, а сама гофра сжаться. Если двигатель работает, а гофра разжалась, значит есть лишний воздух;
• Проливка стыков. С помощью медицинского шприца, наполненного бензином, обрабатываются все имеющиеся стыки. При попадании жидкости в место подсоса обороты мотора либо упадут, либо вырастут. При работе необходимо следить, чтобы бензин не попал на электропроводку. Для этих целей можно также использовать WD-40 или любое средство для очистки карбюратора.
Рекомендуемые места обработки:
• Коллектором впуска и дросселем;
• Патрубок между РХХ и крышкой клапанов;
• Между ДМРВ и РХХ;
• Коллектором впуска и головкой блока;
• Соединения с хомутами.
При обращении в автосервис механики могут определить место неисправности с помощью компрессора, подавая давление через отверстие свечи зажигания, а также с использованием дымогенератора, путем подачи дыма в коллектор. В негерметичных местах появится дым.
Преимущества использование дыма в том, что он покажет любые места подсоса, где практически невозможно подобраться со шприцом для пролива соединений.
Дымогенератор можно изготовить своими руками, посмотрев, например, один из видео роликов в интернете.
Меры профилактики
Периодически производить осмотр всех соединений, шланги, патрубки, а также надежность хомутов крепления. При проявлении выше перечисленных признаков подсоса воздуха, не откладывая, найти проблемные места и устранить неисправность.
Возможные места негерметичности впускного тракта
- Все трубки, шланги вакуумной системы. Чаще всего шланги рассыхаются в местах соединения со штуцерами, трескаются на изгибах. Также подсос неучтенного воздуха может возникнуть вследствие невнимательности, когда после ремонта забывают подключить либо путают местами шланги, сдергивают их со штуцеров по неосторожности.
- Система вакуумного усилителя тормозов. Подсос воздуха может происходить не только через обратный клапан или шланг, но и через порванную мембрану, разгерметизацию корпуса вакуумной камеры. Мы уже рассматривали, как проверить ВУТ.
- Прокладка впускного коллектора.
- Уплотнительные резинки форсунок.
- Уплотнитель РХХ в месте прикручивания к корпусу ДЗ.
- Ось вращения механической дроссельной заслонки. Возникшая на больших пробегах выработка приводит к появлению люфта. Дроссельные заслонки с электропроводом проблемой подсоса неучтенного воздуха в таких местах не страдают.
- Трещина во впускном коллекторе. Довольно типичная проблема для авто с пластиковыми коллекторами.
- Система вентиляции картерных газов. Причиной подсоса становится негерметичность шлангов, трубок, клапана.
- Негерметичность системы вентиляции бензобака.
Применение диагностического прибора
Сканер позволяет определить дополнительные симптомы, свидетельствующие о том, что причина нестабильных холостых оборотов именно в подсосе воздуха, Прибор позволит в реальном времени наблюдать:
- показания лямбда-зонда;
- степень открытия дроссельной заслонки;
- положение регулятора холостого хода;
- желаемые и действительные обороты холостого хода;
- долгосрочные и краткосрочные топливные коррекции.
На видео специалист-диагност поясняет, как именно использовать эти значения для диагностики подсоса воздуха в двигателе.
Локализируем причину
Рассмотрим основные методы определения причины подсоса воздуха без использования дымогенератора.
- Разбрызгивание очистителя карбюратора вблизи элементов впускного тракта. В состав очистителей входят легко испаряемые и воспламеняемые компоненты. Попадая через место подсоса воздуха в цилиндры, очиститель обогащает топливную смесь. В особо критичных случаях в такие моменты наблюдается кратковременное поднятие оборотов двигателя. Но гораздо достоверней во время теста наблюдать с помощью диагностического прибора за краткосрочной топливной коррекцией. Значения при всасывании очистителя будут подниматься, так как лямбда-зонд зарегистрирует обогащение смеси.
- Разбрызгивание воды. Цель проверки – услышать характерный звук всасывания воды, что обязательно произойдет в месте подсоса воздуха. Для удобства наберите в бутылку воды, предварительно сделав небольшое отверстие в крышке. Обильно полейте места подключения шлангов вакуумной системы, по возможности место стыка блока цилиндров и впускного коллектора. С особой внимательностью проверьте участок после дроссельной заслонки, так как там разряжение и риск появления подсоса выше всего. Но не стоит целиком заливать двигатель холодной водой, а особенно, выпускной коллектор. Резкий перепад температур может привести к его растрескиванию.
Тест дымогенератором
Смысл проверки заключается в подаче во впускной тракт дыма. В местах подсоса воздуха дым будет выходить, что и позволит локализировать негерметичность. Вы можете купить дымогенератор либо соорудить прибор своими руками. В интернете предостаточно различных вариантов конструкции, один из которых показан на видео ниже.
Как дымогенератором найти место подсоса воздуха?
- Заблокируйте впускной патрубок перед воздушным фильтром. Если этого не сделать давление дыма во впускном тракте нарастать будет медленно.
- Отсоедините один из доступных шлангов вакуумной системы, вместо него подключите шланг дымогенератора.
С помощью компрессора подайте дым. Когда система полностью заполнится, вам остается наблюдать за местами утечки дыма, которые могут спровоцировать подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор.
Суть и симптомы
Суть неисправности
Когда появляется подсос во впускном коллекторе, то в двигатель начинает поступать гораздо больше воздуха, чем должно. Естественно, это негативно сказывается на работе всей системы.
Когда активизируется данный симптом — мотор начинает работать нестабильно. В зависимости от серьёзности поломки может сильно варьироваться список возможных симптомов. Поэтому обнаружить неисправность не так-то уж и просто.
Симптомы подсоса двигателя
За множество лет автовладельцами и автомобильным экспертами был составлен целый список симптомов, которые могут указывать на то, что двигатель подсасывает воздух через впускной коллектор:
- На холостых оборотах двигатель работает неустойчиво. При таком симптоме вы просто не сможете задать холостой ход ниже отметки в 1000 оборотов. Каждая попытка будет оборачиваться отключением мотора.
- Перепады температуры. Двигатель начнёт часто перегреваться. Плюс это не будет зависеть от выбранного вами режима езды.
- Сложности при запуске будут особенно заметны по утрам.
- На низких оборотах мощность мотора сильно упадёт. При отметке менее 2000 оборотов машина не сможет развивать скорость.
- Сильно вырастет расход топлива.
- При езде на 2000 оборотах и больше проблемы отсутствуют.
Каждый из этих симптомов указывает на то, что есть подсос воздуха во впускном коллекторе. Поэтому при обнаружении хотя бы одного из них, нужно провести подробную диагностику и определить неисправность.
Рекомендации
Подсос воздуха в ряде случаев может не сильно влиять на работу двигателя, но ресурса мотору это не добавляет. По этой причине на автомобилях с пробегом более 150 тыс. км. рекомендуется периодически выполнять диагностику впускного тракта в целях профилактики.
Однако силовой агрегат сильно изнашивается, так как поступающий в цилиндры воздух не очищается от пыли и мелких частиц. Результат — задиры на зеркале цилиндров, повреждение трущихся поверхностей и т.д.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо периодически проверять не только герметичность впускного коллектора, но и следить за состоянием воздушного фильтра, корпуса фильтра, а также гофры.