Воздушная пробка в системе охлаждения
Воздушная пробка – скопление воздуха внутри каналов системы охлаждения, которые нарушают циркуляцию охлаждающей жидкости. Она играет роль разрыва в потоке, который антифриз не может преодолеть. Последствия образования воздушной пробки серьезны:
- неравномерный отвод тепла от узлов и механизмов силовой установки;
- перегрев мотора;
- некорректное отображение информации с датчиков двигателя;
- повреждение термостата;
- прекращение работы системы обогрева салона.
Опасные последствия — неравномерный отвод тепла и перегрев. Из-за разницы температур в узлах происходит неравномерное расширение металла, что становится причиной коробления составных механизмов. А перегрев мотора приводит к нарушению геометрии головки блока.
Причины попадания воздуха в систему охлаждения ВАЗ
Чаще всего причиной попадания воздуха в систему охлаждения являются негерметичные соединения. Разгерметизация соединений, в свою очередь, может произойти из-за небрежности самого владельца автомобиля. Своевременная диагностика и замена старых прокладок значительно снижают риск проникновения воздуха в систему этим путём. В первую очередь, речь идёт о прокладках ГБЦ и помпы.
В топ наиболее частых причин формирования воздушной пробки также полная или частичная замена охлаждающей жидкости. Поэтому после такой операции обязательно необходимо удостовериться, что воздух в систему не проник.
И, наконец, третьей по частоте причиной формирования воздушной пробки считается проблема с воздушным клапаном, расположенным в расширительном бачке. Клапан из-за износа или неисправности может «залипать», а в результате – пробка.
Какой бы ни была причина появления воздушной пробки, её следует устранить в экстренном режиме. В противном случае вы рискуете «попасть» как минимум на капитальный ремонт двигателя, а то и в гораздо более неприятную ситуацию дорожно-транспортного происшествия.
Элементы СО
Применяемая на ВАЗ 2109 система охлаждения работает при небольшом давлении. Изучив компоненты, вы узнаете про их функции и особенности.
Элемент
Особенности
Он обеспечивает эффективную, стабильную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости охлаждения, что способствует ее движению по малому или большому контуру. Насос состоит из корпуса, оси с расположенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Последняя дает возможность ОЖ перемещаться. Между осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе недопустимо. Иначе подшипник разрушится
Играет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что сначала движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), после чего требуется дополнительно охладить жидкость. Сначала ОЖ двигается по малому контуру — через рубашку в радиатор печки, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно назвать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Горячая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластину термостата, деформирует ее, из-за чего клапан подачи ОЖ в радиатор может открываться или закрываться
В СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и основной. Конструкция у них одинаковая вне зависимости от того, карбюратор у вас или инжектор. При этом есть между основным и печным радиаторами заметная разница. Основной больше по размерам, они выполняют разные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в любой момент, нажав кнопку, то основной радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные параметры работы СО
Расширительный бак с пробкой
Внутри СО поддерживается постоянное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высоком давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при более высоких параметрах. От этого повышается надежность двигателя. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. Второй подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.
Не стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, поскольку именно по ним осуществляется подача жидкости охлаждения в нужные точки. При замене ни в коем случае не используйте обрезки других патрубков, которые не соответствуют параметрам используемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, менять придется все в комплекте, а не отдельно
Посмотрев на радиатор (основной), внизу вы увидите пару проводов и устройство желтого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также располагается другой датчик — температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или указатель
Стандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, оснащенные 4 лопастями. Но если вы хотите добиться большей эффективности, советуем заменить его на электровентилятор с 6 лопастями. Так увеличится поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Внутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель располагается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.
Термостат
Планируя замену электровентилятор, выполнять работу следует через подкапотное пространство. Не требуется демонтировать улитку.
Насос СО
Замена радиатор
Радиатор меняют в том случае, если в нем появилась течь. В некоторых случаях его возможно отремонтировать, запаяв места течи. Чтобы убедиться в ремонтопригодности или необходимости замены устройства, лучше сначала провести небольшую проверку
Расположение радиатор
Советуем все же сразу менять неисправный радиатор, а не пытаться залатать старый.
Собравшись с силами, выполняем замену.
- Отключите минус с АКБ или извлеките батарею.
- Слейте полностью всю жидкость охлаждения.
- Если у вас инжекторная машина, а не карбюратор, потребуется дополнительно снять воздушный фильтр.
- Разрежьте хомут, который удерживает жгут проводов. Отключите колодку проводок электровентилятора.
- Снимите хомут тяги заслонки (дроссельной). Она находится на кожухе вентилятора.
- Отключите отводящий шланг, соединенный с термостатом.
- Отключите подводящий шланг. Он соединен с патрубком рубашки.
- Демонтируйте шланг пароотвода.
- Открутите гайку, которая удерживает радиатор на кузове в верхней части. Этот же болт удерживает кожух вентилятора.
- Наклоните немного радиатор к двигателю, снимите его, поднимая вверх. Демонтаж осуществляется прямо вместе с электровентилятором.
- Ослабьте натяжение хомутов и отключите все шланги, идущие на радиатор.
- Открутите все крепежи, удерживающие кожух с электровентилятором и сам радиатор.
- Рассоедините радиатор с кожухом вентилятора.
- Демонтируйте с радиатора пару подушек нижней фиксации. Изучите состояние подушек. Если они изношены, потеряли изначальную упругость, лучше сразу заменить на новые.
- Двигаясь в обратной последовательности, установите на место старого новый агрегат. Не забудьте про подушки нижней фиксации.
- Залейте в систему новую жидкость охлаждения.
Радиатор СО
На этом замену устройства можно считать завершенной. Особых сложностей в СО ВАЗ 2109 нет, что позволяет своими руками проводить профилактику, ремонт и замены ее отдельных агрегатов.
Профилактика завоздушивания
Соблюдайте нехитрые правила при замене охлаждайки и вы сможете избежать проблемы появления завоздушивания:
- Заливайте охлаждающую жидкость медленно, не торопясь, маленькими частями.
- Заливая ОЖ, сжимайте патрубки, прокачивая её.
- Предварительно снимите один из шлангов на блоке подогрева карбюратора или на дроссельном патрубке на впрысковом моторе, так как туда и вытиснется лишний воздух. После чего можно заливать ОЖ.
Обычно после замены охлаждающей жидкости на ВАЗ-2109 в 90% случаев возникает воздушная пробка. Печка начинает не справляться со своей задачей. Но вы можете избежать этой проблемы, соблюдая наши нехитрые рекомендации по замене ОЖ.
Как выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ калина
Ваз 2110Калина как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
В холода у владельцев калин часто начинаются проблемы с работой печки на холостых оборотах. Например когда вы прогреваете автомобиль температура двигателя уже вырастает, а из печки по прежнему дует холодный воздух, при прогазовке печка начинает дуть теплым или горячим воздухом с характерным журчанием воды под панелью приборов. Данные симптомы говорят о том, что в системе охлаждения двигателя появился воздух.
Попадает воздух в систему в основном из-за не герметичности соединений патрубков, а так же не правильной работы пробки расширительного бачка.
Что нужно сделать перед тем как выгонять пробку
Первым делом надо понять почему образуется воздушная пробка, для этого:
- Проверяем нет ли подтеков ОЖ в соединениях патрубков, если таковые имеются подтягиваем хомуты или заменяем их.
- Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, у калин желательно держать уровень на максимуме или чуть выше него.
- Проверяем правильность работы пробки расширительного бачка, если пробка на вход воздуха не работет или с заметным затруднением, то ее лучше заменить, ниже я объясню подробнее о пробке.
- Желательно еще проверить не подтекает ли радиатор отопителя салона, это можно сделать из салона убрав правое нижние боковины панели под ногами и ощупав полы и сам блок печки.
Есть 2 основных способа:
- Действует на всех семействах автомобилей калины: встаем мордой на хороший уклон, откручиваем пробку расширительного бачка и прогреваем машину до срабатывания вентилятора. После полного прогрева радиторов и двигателя по обратке в расширительный бачок польется струйка ОЖ, если не идет нужно газовать. Постоянно смотрим за структурой поступающей жидкости, если она пенится и в ней явно есть пузырьки, то продолжаем дальше, пока не польется ОЖ без воздуха. Занимает данная процедура около 20-30 минут.
- Выгоняем пробку с помощью патрубков идущих к дроссельному узлу, не подходит у кого электронная педаль газа. В этом варианте оставляем заглушенную машину на определенное время постоять, чтобы воздух поднялся в самую высшую точку, а именно к дроссельному узлу. После этого откручиваем один из патрубков и зажав одну из дырок (на дроссельном или сам шланг) дуем в расширительный бачок пока не польется ОЖ без воздуха, после этого затыкаем дырку и проводим такую же операцию с другой. После двух операций быстро соединяем все обратно, чтобы воздух не попал.
Фото патрубков около дроссельной заслонки:
После того как выгнали пробку обязательно даливаем уровень жидкости то максимума.
Зависимость появления воздушной пробки в системе охлаждения от крышки расширительного бачка
При нагревании жидкости в системе охлаждения она расширяется и нарастает давление в системе. Для того, чтобы систему не разорвало крышка расширительного бачка при повышении давления в 1,3 атмосферы должна выпускать лишний воздух. При остывании жидкость и воздух сжимается и появляется разрежение в системе. Для того чтобы воздух не подсасывался из под патрубков крышка должна свободно впускать воздух в расширительный бачок.
Часто данные крышки плохого качества или просто окисляются и перестают нормально впускать и выпускать воздух из вне, из-за чего происходит подсасывание воздуха в слабых местах и соотвественно завоздушивание системы заново. Так же бывает ситуация замерзания клапанов крышки при остывании двигателя.
Для дефектовки крышки попробуйте с обратной ее стороны высосать из нее воздух, если воздух не поступает или он поступает с явным усилием то крышку пора менять. На наличие обмерзания проверяется следующим способом, прогретую машину оставляем до полного остывания, после этого откручиваем крышку и смотрим на клапана, если они полностью во льду значит проблема в конденсате. В случае обмерзания можно опробовать обработать крышку силиконовой смазкой или ВД-шкой.
Последнюю крышку которую я брал и она была самая удачная:
Вот ее обратная сторона:
Так же есть еще один из вариантов борьбы с плохими крышками — это откручивание ее в зимний период, для свободного доступа воздуха в обе стороны через резьбу. Но учитывайте что в этом случае максимальная температура закипания ОЖ снизится.
Воздушная пробка в системе охлаждения Лады Калина: признаки, ремонт
Любая модель автомобиля – это в первую очередь сложный вид техники, который состоит из многочисленных узлов и агрегатов. К сожалению, рано или поздно один из элементов может выйти из строя, так как при эксплуатации машины различные комплектующие неизбежно нагреваются, согласно законам физики. Чтобы предотвратить сильный перегрев, в Ладе Калина, да и во всех остальных автомобилях, предусматривается система охлаждения, в которой способен образоваться воздух.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Первое то лада х рей
Если воздушная пробка в системе охлаждения Лады Калина не будет своевременно удалена, то такая неисправность может вывести из строя различные узлы, и даже привести к поломке двигателя. Поэтому автовладельцам обязательно нужно заняться ремонтом машины при первых признаках поломки. А откуда может взяться воздух в системе охлаждения и как удалить его по правилам, будем анализировать далее.
Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
Проводя замену, следует помнить, о том, что воздух в системе ВАЗ 2109 появляется вверху охладительной системы.
До начала работы рекомендуется до упора открыть отопительный кран. 3 способа выгона пробок воздуха, проверенные временем:
Первый способ выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
Алгоритм действий как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения ваз 2109 карбюратор:
Погреть движок, поднять температурный режим до работающего состояния, выключить и оставить постоять минут на 5. Отсоединить шланг, идущий к подогревающему карбюраторному блоку или патрубку дросселя. Запустить мотор или прокрутить с помощью стартера. Подождать пока из трубки пойдет ОЖ, подсоединить его снова к штуцеру. Нельзя забывать об осторожности и требуемых мерах безопасности, потому как жидкость для охлаждения является горючей.
Второй способ выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
Алгоритм действий как выгнать воздух из печки ВАЗ 2109:
Данный способ считается радикальным и больше рекомендуется для того как развоздушить печку ВАЗ 2109. Загнать транспорт под уклон, так чтобы капот оказался в задранном положении немного выше багажника. Погреть движок, поднять температурный режим до работающего состояния, заглушить. Отсоединить шланг, идущий к карбюраторному блоку или дроссельному патрубку. Выполнить запуск мотора или прокрутить с помощью стартера. С поступлением охлаждения в шланге подсоединить его к штуцеру.
Третий способ выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
Алгоритм выполнения действий как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения ваз 2109 инжектор:
Определить месторасположение заслонки дросселя, снять ее. Открутить крышку на расширительном баке, в случае потребности выполнить доливание охлаждайки. Нагнать давление в охлаждающей системе, усиленно подуть в бак. Благодаря, созданному давлению жидкость охлаждения начнет выталкиваться из бачка, подгоняя воздушный затор перед собой в снятую трубку дросселя, появление жидкости будет сигнализировать об удалении пробки.
При необходимости удаление воздуха можно производить неоднократно, пока желаемый результат не будет достигнут. Для удобства и контроля ситуации данную работу лучше делать вдвоем.
Воздушная пробка ВАЗ 2109, что нужно знать, чтобы правильно заменить охлаждение:
- Заливку охлаждения делать медленно, небольшими объемами.
- При выполнении заливки, зажимать патрубки, проходящие к радиатору и термостату, подкачивая, поступающее охлаждение.
- Перед выполнением работ по заливу охлаждения отсоединит шланг на карбюраторном блоке подогрева или патрубке дросселя, это поможет вытеснить нежелательный воздух.
Профилактические меры
Контролировать наличие антифриза в системе охлаждения, своевременно производить доливание. Частое доливание охлаждения, сигнализирует о неполадках системы, определить, которые поможет дополнительное диагностирование. Контроль наличия следов от протекания жидкости, для этого лучше использовать смотровую яму.
Рекомендуется использовать один и тот же антифриз, определенный производителем для конкретной модели автомобилей. Приобретать следует жидкость в проверенном лицензированном магазине, это поможет избежать подделок и последствий от некачественного продукта. Не следует пренебрегать указаниями и требованиями производителей.
Возможные последствия воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля
Наличие воздуха в охлаждающей жидкости приводит ко многим неприятным последствиям. Сразу же нарушается нормальная циркуляция тосола (антифриза) и начинает страдать основное предназначение системы охлаждения:
- отвод тепла от узлов работающего двигателя происходит неравномерно;
- обогрев воздуха в салоне не обеспечивает нужного комфорта.
Опытный водитель сразу заметит дёргание стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости и закипание её в системе охлаждения. Воздушная пробка в охлаждающей жидкости вызывает:
- перегрев деталей и узлов двигателя на холостом ходу, что приводит к температурным скачкам;
- неправильную работу датчиков — от этого начинаются сбои в показаниях указателя температуры;
- неточности в работе термостата, которые могут стать причиной перегрева двигателя;
- недостаточный нагрев печки вызовет запотевание лобового и боковых стёкол, что приведёт к ограничению видимости и созданию аварийной ситуации на дороге.
Симптомы завоздушивания
Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:
- Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
- Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
- Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
- Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.
Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.
Как бороться с неисправностями системы охлаждения
Ремонт в большинстве случаев состоит в замене деталей. Находим причину поломки, после чего заменяем неисправную деталь.
- Постоянное понижение уровня ОЖ в бачке. Если протекает тосол, нужно провести проверку патрубков системы охлаждения и термостат, какая-то из этих деталей имеет повреждения, замените неисправную на новую.
- Возможно, из строя вышел датчик температуры возле блока цилиндров, проверьте его контакты, переподключите. Если не помогло — замените датчик.
- Иногда в радиаторе образуется воздушная пробка, которая не дает ОЖ передвигаться по каналам. Как выгнать воздух из системы охлаждения? Прогрейте радиатор и прощупайте рукой в перчатке его тело. Если в каких-то местах он холодный, значит там пробка. Нам понадобится верхний патрубок (шланг), который ведет к радиатору. Заливаем полный бачок тосола, включаем двигатель. Патрубок нужно слегка отгибать, воздух понемногу будет выходить сам. Чтобы воздушная пробка в системе охлаждения пропала, потребуется очень аккуратно проделывать эту процедуру. Воздух выйдет, когда из патрубка польется тосол, а сама трубка нагреется.
- Если причина в прокладке головок блока цилиндров, вы можете не сразу обнаружить неисправность. Количество ОЖ в бачке будет постепенно уменьшаться, что практически незаметно. Одним из признаков этой неисправности будет мутный цвет масла, который возникает после того, как тосол попадает в поддон картера.
Отремонтировать подобную неисправность можно таким образом:
- найдите карбюратор, от которого следует отключить контакты и тросики газа;
- отключается тросик воздушной заслонки;
- извлекаются патрубки;
- снимается трамблер;
- откручиваются 3 болтовых крепления распределителя ГБЦ;
- сливается жидкость охлаждения;
- снимаем все, что мешает добраться до прокладки;
- крышка снимается после того, как вы открутите 2 гайки и головку;
- демонтируется старая прокладка, затем устанавливается новая, после чего производится сборка в обратном порядке.
Это самые простые варианты борьбы с неисправностями, которые приводят к перегреву движка ВАЗ 2109. Более сложный ремонт лучше проводить на СТО. Если вы на ходу заметили, что температура ОЖ возросла до 120ºС, единственный способ охладить двигатель — свернуть на обочину и выключить движок при первой же возможности.