Принцип действия и признаки неисправности регулятора холостого хода ВАЗ
Принцип действия и признаки неисправности регулятора холостого хода ВАЗ
Регулятор холостого хода является важным устройством современного автомобиля, отвечающим за стабильную работу двигателя на минимальных оборотах. Неисправность данного устройства проявляется в плавающем числе оборотов двигателя и его частыми остановками. Своевременный контроль состояния регулятора холостого хода обеспечит Вам надежную работу автомобиля.
Для нормального функционирования автомобиля нужна слаженная работа всех его устройств, поскольку выход из строя даже какой-либо единичной детали ведет к последующей каскадной разбалансировке всей системы и может впоследствии привести к серьезной аварии.
Роль устройства
На инжекторных двигателях, которые устанавливаются на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля за стабильной работой силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, при которой начнут плавать обороты на холостом ходу, то и дело автомобиль будет глохнуть.
Некоторые не знают про еще одну очень важную роль датчика холостого хода — прогрев силового агрегата в случае пониженной температуры воздуха.
Принято считать, что при наличии инжектора, прогревать двигатель нет необходимости. Мнение ошибочное. Не перенапрягайте двигатель, а сперва дайте ему некоторое время поработать без повышенных оборотов. Это положительно скажется на надежности и сроке службы мотора.
Расположение
Внешне РХХ выглядит достаточно просто. Он представляет собой с виду небольшой электродвигатель. В его конструкцию включены три детали:
- Шаговый электродвигатель;
- Пружина;
- Шток с иглой на конце.
А располагается искомый регулятор возле механизма, который отвечает за изменение положения дроссельной заслонки. Сложной системы крепления не предусмотрено. Для демонтажа нужно просто демонтировать крепежные болты.
Как он работает
Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Он может сообщить о необходимости увеличить или уменьшить количество. Важный нюанс заключается в том, что выполняет датчик свои функции непосредственно при включении холостых оборотов.
Само действие увеличения или уменьшения происходит за счет выдвигания или втягивания иглы на конце штока. Игла отвечает за перекрытие ил открытие в необходимой степени специального канала.
Учимся отличать подделку от оригинала
Сегодня многие жалуются на обильное количество контрафактной продукции на рынке автозапчастей.
Если говорить конкретно про регулятор ХХ для ВАЗ 2110, то есть несколько ключевых признаков, по которым подделку можно отличить от оригинала. Ориентируйтесь на эти данные, чтобы не установить случайно на свой автомобиль устройство сомнительного качества и происхождения.
Подделка и оригинал
- На подделках черный корпус, выполненный из металла, короче на 1 миллиметр по сравнению с настоящей деталью.
- На трех белых заклепках на корпусе в случае с подделкой отсутствуют шляпки. В оригинале они должны присутствовать. А диаметр шляпок составляет 3 миллиметра.
- На подделках пружина выполнена в белом цвете и обладает более частой навивкой. В оригинале навивка реже, а сама пружина черная.
- Обратите внимание на резиновое кольцо регулятора. На подделках оно черное и тонкое, а в случае с настоящей деталью заметен красноватый оттенок. Плюс толщина больше.
- Присмотритесь к наконечнику. В подделках он более темный по сравнению с оригинальной запчастью.
- На упаковке контрафакта отсутствуют отметки, внешне коробки заметно отличаются.
- На оригинальном желтом стикере, расположенном на корпусе, должна присутствовать внешняя рамка. Изготовители подделок про нее, видимо, забыли.
Разница в коробках
Замена
Все работы проводятся в таком порядке:
- Снять минус с АКБ.
- Отсоединить колодку от датчика.
Снимаем колодку, нажав на пластиковый фиксатор.
Выкручиваем болты крестообразной отверткой.
Перед установкой по месту посадки надо пройтись маслом по резиновому кольцу, чтобы обеспечить уплотнение. Если оно повреждено, то потребует замены.
Калибровку работы проводит реле. Оно автоматически настраивает датчик при включении зажигания. После замены обороты мотора не должны плавать на холостом ходу.
Как проверить устройство на исправность?
Перед тем, как проверить датчик, подготовьте тестер — без него диагностика будет невозможной:
- Сначала нужно потянуть за рычаг стояночного тормоза, затем отключается колодка с проводами регулятора.
- При помощи тестера производится диагностика напряжения в электроцепи контроллера, при этом отрицательный вывод подключается к мотору, а положительный — к выводам А:D. Эти выводы отмечены на колодке.
- Далее, активируется зажигание, производится диагностика параметров, который выдал контроллер — они должны составлять 12 вольт. Если диагностика показала меньшие показатели, вероятнее всего, разрядился АКБ. При отсутствии напряжения полностью нежно произвести диагностику электроцепи, а также ЭБУ.
- Затем клеммы тестера нужно подсоединить к колодке — в первую очередь к выводам А и В, а затем С и D. Уровень сопротивления в данном случае должен составлять около 53 Ом.
- После этих действий следует произвести диагностику пар выводов А и С, а также В и D. Если контроллер полностью рабочий, то сопротивление будет стремиться к бесконечности:
При несоответствии параметров производится замена регулятора. Есть еще один вариант диагностики — более простой, но менее точный. Для его реализации нужно будет в открученном положении подключить колодку и включить зажигание. Если регулятор рабочий, то при подключении питания шток с иглой должен изменить положение, если же контроллер не рабочий, то этого не произойдет.
Дефекты датчика холостого хода
Основная масса неисправностей при эксплуатации системы подачи топлива в подавляющем количестве случаев связаны с корректной работой датчика холостого хода ВАЗ 2110, цена которого вполне доступна для владельцев «десятки».
К таким основным неисправностям относятся следующие дефекты:
- двигатель непроизвольно прекращает работать при установке переключателя «механики» в нейтральную позицию;
- неустойчивая работа мотора в условиях холостых оборотов при использовании иных энергоисточников транспортного средства;
- двигатель работает неустойчиво при увеличении оборотов при запуске «на холодную»;
- самопроизвольное снижение или возрастание холостых оборотов силовой установки при использовании различных режимов эксплуатации моторного агрегата.
Необходимо запомнить, что показания датчика холостого хода инжектор ВАЗ 2110 не «читаются» автоматикой бортовой энергосистемы, не интегрирован он и в сигнализационную систему «Check Engine».
Диагностика датчика холостого хода
Регулятор установлен на блоке дроссельной заслонки, сразу же под датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Такое расположение одинаково на всех моделях ВАЗ, начиная от инжекторной классики и заканчивая Грантой и Вестой. Причины для проверки регулятора различны – плавающие холостые обороты, двигатель глохнет на нейтральной передаче или беспричинно резко набирает или сбрасывает обороты, при этом бортовой компьютер не показывает неисправности ДПДЗ. Многие спрашивают, где находится датчик холостого хода, ответ на этот вопрос на схеме ниже.
Проверяют РХХ только на выключенном двигателе. Проверка проводится в четыре этапа:
- Проверка работы двигателя. Необходимо определить, распространяется ли проблема на другие режимы работы двигателя. Оптимальный способ такой проверки – быстрый разгон автомобиля на полигоне или свободном участке дороги без ограничения скорости. Если автомобиль не потерял в динамике, то проблема в РХХ. Если автомобиль стал разгоняться хуже, необходимо проводить комплексную проверку мотора.
- Убедившись, что проблема в РХХ, необходимо проверить цепь питания. Для этого необходимо снять с датчика колодку с проводами. На моторах объемом 1,6 литра для этого придется открутить два болта и отодвинуть блок дроссельной заслонки от ресивера. Включив зажигание, измерьте напряжение сначала на контактах А и В, затем на С и D. Напряжение должно быть свыше 12 вольт. Если напряжения нет, или оно заметно меньше, необходимо проводить серьезную диагностику проводки, для чего желательно обратиться к опытному автоэлектрику.
- Убедившись, что проблема в РХХ, необходимо снять его с двигателя, для чего придется выкрутить два болта. На некоторых моделях ВАЗ РХХ сажают на лак, поэтому придется снять блок дроссельной заслонки (заодно сможете проверить и почистить его) и извлечь из него регулятор. Сняв РХХ, измерьте сопротивление на контактах А и В, затем на С и D. Оно должно равняться 50 — 80 Ом. После этого измерьте сопротивление между А и С, затем В и D. Оно должно быть не меньше 15 мегаом. Если сопротивление не соответствует, желательно заменить регулятор, потому что проблема в катушках электромагнита, который управляет иглой. Также внимательно осмотрите контакты на датчике и колодке. Если есть хоть небольшое подозрение на грязь или окислы, обработайте их средством для очистки контактов (спрей), затем просушите сжатым воздухом.
- Убедившись, что контакты и сопротивление датчика в порядке, приступайте к проверке работоспособности. Вставьте колодку в разъем датчика, включите зажигание и легонько прижмите палец к кончику иглы РХХ. Попросите помощника выключить зажигание. Если датчик исправен, то вы почувствуете укол, а игла выйдет из корпуса не менее чем на 5 мм. Несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы убедиться, регулятор полностью вдвигает и выдвигает иглу.
Признаки неисправности датчика холостого хода (рхх)
К сожалению регулятор холостого хода не оснащён системой самодиагностики, поэтому ни бортовой компьютер (бк), ни загорающийся чек эйндж не сообщит нам об этом. Но если у вас встречаются следующие проблемы, то датчик нужно проверить (Как проверить РХХ?), почистить (Как почистит РХХ?) отремонтировать (Как отремонтировать РХХ?) или заменить (Как заменить датчик холостого хода?) в случае неисправности.
- Глохнет на холостом ходу.
- Плавают обороты холостого хода.
- При запуске холодного двигателя отсутствуют повышенные обороты.
- Глохнет в момент снятия передачи на коробке.
В принципе все симптомы смерти РХХ схожи с симптомами ДПДЗ. Но отличие в том, что при смерти ДПДЗ ошибку покажет бортовой компьютер или загорится чек эйндж.
Виды неисправностей датчика холостого хода
Наиболее распространённые неисправности ВАЗовского датчика холостого хода следующие:
- потеря контакта либо неустойчивый контакт. Основная причина этого кроется в окислении разъёма либо попадании внутрь него влаги. Часто эта неисправность возникает периодически, что затрудняет диагностику;
- загрязнение штока, существенно затрудняющего его ход. Обычно это связано с несвоевременной заменой воздушного фильтра;
- выход из строя электродвигателя штока. Является одним из симптомов повышенного напряжения в бортовой сети. Или же свидетельствует о низком качестве используемого регулятора холостого хода, что тоже не редкость;
- подсос воздуха в связи с разрушением уплотнительного кольца датчика;
- износ штока. В этом случае может возникнуть зависание штока в одном положении, его самопроизвольное движение, что негативно отражается на качестве топливной смеси.
Наиболее характерная неисправность, встречающаяся не только на автомобилях ВАЗ, но и на большей части современных иномарок — загрязнение штока. Воздушный фильтр задерживает только крупные частицы пыли, и проникающие через него микроскопические пылинки со временем откладываются на дроссельной заслонке и штоке регулятора. Несвоевременная замена фильтра, использование так называемого «нулевика» и нарушение герметичности только приближают момент выхода регулятора из строя.
В турбированных моторах ещё одной причиной неисправности является износ турбины: при этой поломке масло попадает в воздушный патрубок, где загрязняет буквально всё — дроссельную заслонку, шток регулятора, сам ресивер, воздушные каналы и пр.
Одним из важных моментов в профилактике неполадок является регулярная чистка заслонки — она не только поможет предотвратить возможные поломки регулятора, но и стабилизирует работу двигателя, его отклик на нажатие педали газа. В качестве средства для промывки рекомендуется применять стандартный очиститель карбюратора.
Важно знать, что при критическом загрязнении штока датчика создаётся повышенная нагрузка на электродвигатель, которая может привести к выходу его из строя. Также на некоторых моделях ЭБУ замечена довольна слабая защита от повышенного потребления, что становится причиной перегорания резистора блока электронного управления. Несмотря на относительно невысокую стоимость самого резистора, восстановление блока является весьма дорогостоящей процедурой, тем более что для определения этой неисправности необходимо проведение диагностики с использованием специального оборудования.
Подведем итоги
Как видно, даже с учетом относительной простоты самой детали, РХХ выполняет ряд важных функций. Само собой, при возникновении сбоев в работе ДВС, необходима проверка данного элемента. При этом для диагностики и технического обслуживания датчика холостого хода ВАЗ 2110 не потребуется специализированного оборудования. Также замену регулятора ХХ можно вполне провести своими руками в условиях обычного гаража.