Подшипник ступицы на Ваз 2114: инструкция по диагностике и замене
Подшипник ступицы на Ваз 2114: инструкция по диагностике и замене
Опытные владельцы автомобилей знают, что ходовая время от времени нуждается в замене ступичного подшипника. И хорошо, если автовладелец сработал на опережение. Гораздо хуже, когда подвывающий подшипник приводит в конце концов к тяжелому ДТП. Сегодня мы поговорим о том, как осуществляется замена ступичного подшипника на Ваз 2114.
- Немного об устройстве и функционале
- Диагностика подшипника
- Инструкция по замене
Порядок снятия и установки
Как же определить неисправность ступичного подшипника?
Для этого необходимо проехать не менее 5 км, при этом тормозить нужно редко. После остановки прикоснитесь рукой к ступице и если вы не сможете удержать руку, значит, подшипник пришел в негодность и требует замены. Еще один верный признак неисправности появление постороннего шума со стороны колеса.
Справиться с заменой ступичного подшипника можно самостоятельно:
- Для начала ставим противооткатные упоры. Далее срываем гайку и немного ослабляем, не нужно откручивать ее полностью.
- При помощи домкрата нужно поднять всю переднюю часть автомобиля и поставить ее на опоры.
- Далее необходимо снять колесо, для чего откручивайте колесные болты.
- При помощи ключа на 17 снимаем направляющую тормозных колодок.
- Снимаем суппорт, для этого разжимаем тормозные колодки (обратите внимание, суппорт не должен висеть на тормозном шланге, возьмите обыкновенную проволоку и подвесьте его к кузову).
- Берем ключ на 12 и на тормозном диске откручиваем два направляющих штифта. Теперь нужно снять сам диск, для этого лучше использовать резиновый молоток. Аккуратными не сильными ударами сбиваем тормозной диск.
- Теперь можно до конца открутить гайку подшипника ступицы, после чего снимаем шайбу.
- Теперь нужно сдернуть ступицу. Вам понадобится два болта М12х1,25х130 и тормозной диск. Болты вставляем в два отверстия в тормозном диске и на всю глубину резьбы вкручиваете в отверстия ступицы. Затем резким движением тянете тормозной диск на себя, ступица должна сдернуться
- Находим два болта крепления шаровой и при помощи ключа на 17 откручиваем их. Из отверстия ступицы извлекаем наружный шарнир.
- Аккуратно выбиваем ступицу из поворотного кулака.
- Затем необходимо снять стопорное кольцо.
- Для выпрессовки подшипника лучше использовать специальный съемник. (С этим пунктом иногда возникают проблемы. Чтобы облегчить снятие, необходимо предварительно нагреть кольцо. Для этого хорошо подойдет портативная газовая горелка).
Вот вы и сняли подшипник. Далее необходимо проверить наличие грязезащитного кольца, очистить внутреннюю поверхность поворотного кулака.
Наносим большое количество смазки на внешнее кольцо подшипника. Теперь необходимо поместить подшипник в морозильную камеру, а поворотный кулак разогреть при помощи все той же газовой горелки.
Эти операции существенно упростят запрессовку подшипника в поворотный кулак.
Дальнейшую сборку производим в обратном порядке.
Подготовка к замене заднего подшипника ВАЗ 2114
В первую очередь перед разборкой узла и заменой ознакомьтесь с устройством задней ступицы ВАЗ 2114.
- Задняя полуось
- Грязезащитное кольцо
- Стопорное кольцо
- Ступичный подшипник
- Задняя ступица
- Шайба
- Ступичная гайка
- Прокладка
- Защитный колпак
Ремонтировать ВАЗ 2114 следует только на ровной поверхности. Обеспечьте свободное пространство и освещение ремонтируемого узла. Включается первая передача, ставятся противооткатные упоры. Выключите ручной, а так же педальный тормоз, чтобы колодки не помешали разборке.
Собираем комплект из инструмента:
- Домкрат, тиски.
- Съемник с плоскими лапками.
- Круглогубцы.
- Набор слесарных ключей, головок и трещотка.
- Головки 17 и 30.
- Вороток или торцевой ключ.
- Ключ моментный.
Про страну производителя
Многие стараются покупать детали именно Европейских стран, таких как Германия, Франция и т.д. Некоторые автолюбители смотрят только на Японские, Американские фирмы. Если человек слышит Китай, Корея, Малайзия, то шарахается как от «прокаженного». Ребята это не совсем правильно, серьезные производители, такие как – SKF, FAG и другие, имеют производства по всей планете, ровно также как и в Китае. Качество и технологии на всех заводах одинаковые, например у китайского SKF, по статистике брак 1 из 1 000 000 экземпляров, который обязательно отберут, ведь тестирования очень жесткие. Так что если это серьезная фирма – НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ СТРАНУ! Покупайте бренд!
Подшипник производства АвтоВАЗ
Прежде чем перейти непосредственно к процессу замены стоит рассмотреть устройство задней подвески, чтобы понять месторасположение детали, а также определить, что необходимо снять, чтобы поменять задний ступичный подшипник.
Устройство задней ходовой части в разрезе
1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн креплений рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка; 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы: 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески;
Когда проводят замену
Менять задний ступичный подшипник следует не позже, чем каждые 100 тысяч километров пробега. Но реалии наших дорог и качества изделий таковы, что на самом деле ресурс элемента заметно меньше указанного срока.
Практика показывает, что менять ЗПС требуется каждые 50-60 тысяч километров пробега, а в некоторых случаях даже чаще. Лучше всего ориентироваться не на пробег, а признаки износа.
Признаки неисправности
Автомобиль вам сам подскажет, что пришло время поменять ЗПС, выдав соответствующие признаки:
- Появляется шум, сильный гул или стук в задней части автомобиля при движении;
- В подшипнике обнаруживается люфт.
Проверка состояния
Если один из признаков появился на вашем ВАЗ 2109, требуется обязательно поднять по очереди задние колеса и убедиться, действительно ли проблема в подшипниках. Для этого:
- Поднимите колеса и раскрутите каждое из них вручную;
- Прислушивайтесь, появляются ли при раскрутке колеса посторонние звуки;
- Если услышите характерный гул, это говорит об износе ступичного подшипника;
- Проверьте узел на предмет люфта. Колеса при этом должны быть вывешены;
- Крепко возьмитесь за верхнюю часть колеса и подергайте от себя и к себе;
- Если подшипник исправен, колесо двигаться, то есть люфтить, не будет;
- Если раскачка есть, тогда придется провести замену ЗПС.
Итак, замена заднего подшипника ступицы ваз 2109 может понадобиться:
- при появлении шума (обычно проявляется в виде сильного гула) или стука в задней части вашего авто;
- появления люфта в подшипнике.
Ступица заднего колеса ВАЗ 2109.
В случае если у вас проявился один из вышеуказанных признаков, необходимо поочередно поднять задние колеса и убедиться в наличии или отсутствии неисправности:
- хорошенько раскрутите каждое из вывешенных колес и послушайте, появляются ли при этом посторонние шумы. Наличие явного гула говорит о проблемах с подшипником;
- обязательно проверьте наличие люфта (производится на вывешенном колесе). Для этого возьмитесь за верх колеса и подергайте его от себя и к себе. Если подшипник целый, то колесо люфтить не должно. В противном случае необходимо готовить себя к серьезной работе.
Бывают ситуации, когда времени на ремонт нет. Попробуйте слегка поджать гайку ступицы. Подобная хитрость порой помогает убрать люфт, но ненадолго. В дальнейшем все равно придется производить замену.
Замена подшипника передней ступицы
Передняя часть автомобиля тяжелее и чаще испытывает нагрузки при движении, поэтому ходовая часть требует большего внимания. Если вовремя не произвести замену подшипника передней ступицы, то он может раскрошиться, внутренний обод колеса сломается, и колесный диск срежет болты, при помощи которых он крепится на ступице. Все это приведет к потере колеса, что на скорости может кончиться трагически.
Процедура замены подшипника передней ступицы состоит из нескольких этапов:
- автомобиль устанавливается на подъемник и колесо демонтируется;
- откручиваются гайки ступицы и снимается тормозной суппорт;
- демонтируется крепление шланга системы ABS, поворотный рычаг автомобильного рулевого механизма и тормозной диск;
- снимается крепеж стойки, и ступицы освобождаются от нижней и верхней шаровых опор и приводного механизма;
- демонтируется ступица;
- неисправный подшипник извлекается, а на его место ставится новый;
- все демонтированные детали ставятся на свое место.
Как поменять подшипник задней ступицы Лада Гранта
Работа, связанная со снятием, установкой элемента потребует специальных инструментов, а именно:
— специальный ступичный съемник;
— зубило;
— съемник стопорных колец (или пассатижи с круглыми концами);
— головка на «30», либо ключ той же размерности;
— тиски;
— съемник для запрессовки, выпрессовки подшипников;
— отвертка с плоским концом.
Итак, приступим, ниже приведем 14 подробных этапов выполнения работ:
- Демонтируем пластиковый защитный колпачок с заднего колеса.
- Рычаг коробки передач переводим в положение «1-ой передачи». Для того чтобы машина не укатилась под передние колеса, подкладываем опоры.
- Ослабляем момент затяжки для гайки ступицы (удобнее всего использовать длинный рычаг). Немного раскручиваем, ослабляем затяжку болтов удерживающих колесо.
- При помощи надежного домкрата приподнимаем заднюю сторону автомобиля, там, где собственно и меняется подшипник.
- Раскручиваем гайки и снимаем заднее колесо со шпилек. Демонтируем тормозной барабан.
- Откручиваем и снимаем ступичную гайку, вынимаем упорную шайбу.
- Берем в руки приготовленный ранее съемник и аккуратно спрессовываем ступицу с оси.
- Теперь берем ступицу, устанавливаем и зажимаем ее тисками. Извлекаем стопорное кольцо (используем съемник).
- Выпрессовываем подшипник из задней ступицы. После чего при помощи щетки с металлическим ворсом очищаем внутренне пространство ступицы от загрязнений. Запрессовываем новое изделие обратно. Не забываем правильно установить специальное стопорное кольцо.
- Воспользовавшись, случаем, проводим очистку элементов тормозной системы от ржавчины, загрязнений.
- Одеваем ступицу обратно на осевой элемент. Возвращаем на место тормозной барабан и надеваем обратно колесо.
- Затягиваем болты крепления колеса. Отпускаем поднятую часть автомобиля до тех пор, пока колесо не будет уверенно соприкасаться с землей.
- Крепко затягиваем гайку ступицы при помощи ключа с длинным рычагом (либо специального ступичного ключа). Возвращаем на место защитный пластмассовый колпачок.
- С целью проверки результата выполненных работ, запускаем двигатель автомобиля и начинаем движение.
На этом замена заднего ступичного подшипника (лада гранта) окончена. Как видите процесс не слишком сложный. Все что нужно — хороший специализированный инструмент и немного свободного времени.