Реорганизация и ликвидации кооператива: этапы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация и ликвидации кооператива: этапы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для преобразования юрлица есть одно, но важное условие – решение в ходе общего собрания о реорганизации должно быть единогласным, если другое не указано в законе или в Уставе. Факт того, что реорганизация кооператива уже произошла, вносится в протокол заседания. Это требуется для доказательства в случае возникновения претензий в суде.

Правила и особенности ликвидации кооперативов

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

Ликвидация потребительских обществ

Если на общем собрании будет принято решение о ликвидации общества (кооператива), этот процесс проводится согласно тех же законодательных актов, что и реорганизация. На практике порядок закрытия мало чем отличается от аналогичной операции относительно коммерческих предприятий.

Наиболее значимым моментом здесь является возврат пайщикам их взносов. Часто в этот период возникает масса взаимных финансовых претензий, требующих участия юристов. В случаях же грамотной подготовки последних привлекают на первоначальном этапе.

Иногда часть участников отказывается переходить на хозяйственную деятельность, такое решение обычно приводит к реорганизации кооператива в форме выделения. Подобная процедура однозначно требует квалифицированного подхода.

Правила и особенности ликвидации кооперативов

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

Что такое кооператив (основные признаки)?

С правовой точки зрения

Корпоративная некоммерческая организация

По форме деятельности

Организация, ведущая предпринимательскую деятельность

По целям деятельности

Действует для повышения доходности членов

Кто потребляет услуги

Ограниченный круг лиц: члены кооператива

За чей счёт формируется имущество

Ограниченный круг лиц: члены кооператива

Кем управляется

Членами кооператива и выбранными ими лицами

Цели вступления членов

Использование услуг (является и правом, и обязанностью)

Кто отвечает по обязательствам

Члены кооператива

Члены кооператива = владельцы кооператива = клиенты кооператива

Ликвидация ГУПов и МУПов! Что дальше?

Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.

Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:

  • добровольно по решению собственника;
  • в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.

Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

Сведения о чистых активах акционерного общества должны размещаться в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) самим акционерным обществом в течение трёх рабочих дней с даты подписания бухгалтерской отчётности за соответствующий отчётный период путём направления электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети Интернет, на котором размещаются сведения, содержащиеся в реестре.

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.

Оксана Устяк, эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»

Ликвидация ООО в 2017 году не требует указания причин, по которым прекращается деятельность предприятия. Как правило, в решении учредителей указываются общие формулировки — «достижение целей, поставленных при создании ООО», «неудовлетворительные результаты хозяйственной деятельности» и т.д. Если причиной является значительная задолженность перед кредиторами, этот факт будет установлен на последующих стадиях закрытия общества. В этом случае собственников компании могут обязать направить заявление о банкротстве в арбитраж.

В процессе ликвидации ООО необходимо выполнить ряд формальностей, не связанных с обращением в налоговые органы — уничтожить печати и штампы, сдать документацию в архив, закрыть расчетные счета в банковских учреждениях.

Какой бы способ ликвидации ООО вы не выбрали, важно пройти регистрацию в налоговом органе.

Закрытие счетов лучше осуществлять на стадии утверждения ликвидационного баланса, так как при выявлении даже незначительных долгов или недоимки по налогам, их погашение будет возможно только при наличии счета. Уведомлять налоговые инстанции о закрытии счетов не нужно, эта обязанность возложена на банковские учреждения.

Разделение организаций является противоположностью всем вышеописанным формам. Процедура заключается в прекращении существования одного юридического лица, из которого образуются несколько новых, разделивших между собой имущества, права и обязанности.

Предприятию нужно провести инвентаризацию и составить разделительный баланс (то есть основу для новых организаций) до процедуры разделения. Реорганизация в форме разделения используется, когда в ООО осуществляются разнонаправленные виды деятельности, которые имеют собственные доходы и центры формирования расходов.

Вместе с заявлением в ИФНС подаются учредительные документы каждого созданного юридического лица.

Читайте также:  Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2023 году

По сути, оснований для начала процесса всего два: решение учредителей и решение, которое вынесли судебные органы.

Могут возникнуть и другие причины для начала реорганизационного процесса, вот самые популярные из них:

  1. Падение спроса на продаваемый товар.

После реорганизации и пересмотра работы системы сбыта, есть возможность повышения конкурентоспособности.

  1. Возникновение угрозы поглощения ООО более развитой организацией.

Сохранить организацию от подавления конкурентами можно объединившись с другими компаниями.

  1. Желание вывести из оборота активы законным способом.

Выделяя новое юридическое лицо при реорганизации, можно передать ему активы.

  1. Необходимость передачи активов третьему лицу.

В том случае, если компании запрещается совершать сделки, реорганизация остаётся единственным вариантом.

  1. Желание снизить сумму платежей по налогам.

После завершения процесса компания сможет применять льготы по налогам и налоговые спецрежимы.

Реорганизация потребительского общества в ООО

Если потребительское общество планирует перейти к предпринимательской деятельности, придется преобразовать его в ООО. То же относится к потребительским кооперативам, их тоже надо реорганизовать в форме преобразования.

Процедура проводится по следующей схеме:

  • Принятое решение оформляется письменно и заверяется нотариально;

  • Составление проекта, согласно которому будет осуществляться реорганизация;

  • Проводится полная инвентаризация материальных активов кооператива;

  • Составляется передаточный акт с отображением текущего финансового состояния с указанием в том числе задолженностей перед бюджетом и сторонними фирмами.

Реорганизация и ликвидации кооператива: этапы

При этом именно в Алтайском крае есть гигантская проблема с сельскими депутатами – их очень много, более 6 тыс. человек. И на местах уже которую кампанию стоит проблема острейшего дефицита кандидатов.

Об этом еще в прошлом году говорил Александр Романенко, спикер краевого парламента и лидер алтайских единороссов: он напоминал, что трудно было уже в кампанию 2017 года, к 2022-му она как минимум не улучшилась. По его мнению, преобразование хотя бы части районов в округа могло хоть немного снять остроту.

Сейчас в Алтайском крае, согласно уставам муниципалитетов, 6 057 депутатов, из них по факту работают 5 701, сообщили «Толку» в департаменте внутренней политики правительства региона. В городах – 225 депутатов (по факту – 216), в районах и Залесовском округе – 1 134 избранника (по факту – 1 080).

«Мои коллеги, главы районов, сейчас находятся в сложном положении – к сентябрю они должны найти кандидатов в депутаты и районных, и сельских представительных органов. Да и не по одному, ведь нужно обеспечить альтернативность выборов! – говорит Пластеев. – А люди, зная, что депутат не имеет толком ни финансовых рычагов, ни каких-то других, говорят: «А зачем я туда пойду? Дороги чистить? Я и так чищу». Отпугивает еще и перспектива сдавать декларации.

Относительно будущего глав эксперты высказываются не так остро, поскольку уже сейчас понятно, что представитель исполнительной власти в селе все равно будет – как назначенец от окружной администрации.

Здесь основные споры идут вокруг из избираемости. Скажем, Андрей Кривов уверен, что «есть разница между избранным главой и муниципальным служащим, даже если он весь день будет добросовестно сидеть на месте». Он приводит пример Хмелевского сельсовета, где глава фактически за сутки смогла решить проблему перегоревшего насоса и вернуть водоснабжение жителям, поскольку понимала, что они ее выбрали и она перед ними в ответе.

«А как будет с чиновником? Вечером к представителю администрации прибегут жители и скажут, что насос сгорел. А он ответит, что, да, ситуация сложная, немедленно проинформируют администрацию и после этого спокойно поедет домой. Может быть, я ошибаюсь», – предположил Кривов.

Но, например, и Светлана Агаркова, и Александр Пластеев считают, что в этом случае все зависит от человека, а не от способа его избрания или назначения.

Но глава Залесовского округа уверен, что подход в принципе должен быть иным – глава села не должен сам менять насос. Централизованная коммунальная служба сработает куда эффективнее – каждый должен заниматься своим делом. «Как у нас происходит? Сломался насос, глава позвонил коммунальщикам – и они заменили», – говорит он.

И при этом подчеркивает: если всенародно избранный глава поселения решит ничего не делать и вообще не реагировать на тот же сгоревший насос, то население с этим ничего не сможет поделать, так как процедура отстранения такого управленца крайне сложная и предполагает проведение референдума.

Создание потребительского кооператива

Процесс создания и функционирования этих объединений, как, впрочем, и всех других, регулируется законодательством РФ. В качестве правового регулятора здесь выступает Федеральное законодательство, специальные НПА, а также ГК РФ.

Средства для своей работы кооператив получает в виде взносов, которые делают участники.

Учредителями подобного кооператива могут быть любые граждане начиная с 16 лет. В состав учредителей должно входить не менее 5 обычных граждан либо не менее трех юрлиц.

Потребительские кооперативы решают ряд следующих задач:

  • Создание различных торговых организаций с целью обеспечения материальных подробностей участников общества;
  • Для заготовительной, производственной или какой-либо другой деятельности;
  • Для оказания производственных и бытовых услуг членам потребительского общества.

Права участников:

  • Добровольно вступать в кооператив и выходить из него;
  • Избираться в органы управления кооперативом;
  • Вести ту деятельность, которая помогает достичь целей, поставленных перед кооперативом;
  • Получать выплаты, которые положены участникам;
  • Реализовать свои товары или продукцию через потребительское общество;
  • Обучаться в учебных заведениях потребкооперации;
  • В случае нарушения своих прав и интересов обратиться за защитой в судебные органы.

Порядок образования, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и их союзов

На основании решения общего собрания о ликвидации потребительского общества совет потребительского общества, а также суд, когда решение о ликвидации потребительского общества принято им, обязаны незамедлительно сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Общее собрание потребительского общества назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ее состав должен быть согласован с органом государственной регистрации. Если решение о ликвидации потребительского общества принято судом, он может возложить функции ликвидационной комиссии (ликвидатора) на совет потребительского общества либо иной орган.

После погашения долгов потребительского общества ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации потребительского общества и завершающим его расчеты с кредиторами.

Кредитный кооператив может формировать такие фонды, как паевой (уставный), неделимый и иные, которые предусмотрены его уставом.

Паевой (уставный) является основной гарантией удовлетворения требований его кредиторов. Минимальная его сумма определяется на законодательном уровне. Он формируется за счет взносов участников объединения и к моменту государственной регистрации объединения должен быть оплачен полностью или в установленном законодательством размере для кредитного кооператива.

Согласно закону и уставу кредитного кооператива, в нем могут быть образованы и иные имущественные фонды. Кроме того, кооператив может осуществлять и некоторые виды предпринимательской деятельности (например, сдавать в аренду имущество, которое не используется или реализовывать продукцию, произведенную его членами). Доходы от такой деятельности поступают на общие нужды или распределяются между участниками кооператива в зависимости от решения общего собрания.

Прекращение деятельности потребительских обществ

  • 1. Ликвидация влечет прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
  • 2. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:
  • 1) его учредителей (участников) либо органа уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
  • 2) суда в случаях:

Отличия реорганизации от ликвидации

Рассмотрим основные отличия реорганизации и ликвидации.

№ п/п Реорганизация Ликвидация
1 Наличие правопреемников Правопреемников нет.
2 При реорганизации создается договор или же передаточный акт. В процессе ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс.
3 Учредитель реорганизованного и/или новосозданного юрлица не может передать свои полномочия какому-либо органу, который бы вёл хозяйственную деятельность. Директор ликвидируемого коллектива передает свои полномочия ликвидационной комиссии.
4 Работодатель не может увольнять сотрудников при изменении формы организации. Работодатель способен расторгать с персоналом трудовые соглашения.
5 Нет необходимости в передаче документации в архив. Обязательная передача документов в архив при ликвидации.

Порядок регистрации потребительского кооператива 2021

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

  • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
  • протокол общего собрания о создании потребительского кооператива/иной документ о создании в соответствии со специальным законом (2 экз.)
  • устав (3 экз.)
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации потребительского кооператива подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения потребительского кооператива. Заявителями являются учредители потребительского кооператива или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации потребительского кооператива?

В отличие от большинства НКО для регистрации потребительского кооператива необходимо обращаться в налоговый орган, на который возложены полномочия по регистрации юридических лиц на соответствующей территории (например, для регистрации потребительского кооператива в Москве, необходимо обращаться в МИФНС № 46 по г. Москве).

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Процедура создания потребительского кооператива должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложение в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего потребительского кооператива, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы потребительского кооператива быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей потребительского кооператива необходимо учитывать следующие положения закона:

  • Гражданский кодекс РФ не содержит положений о количестве учредителей, однако предусматривает, что учредителями потребительского кооператива могут быть физические и юридические лица, однако единственной формой кооператива, когда состав учредителей может включать в себя только юрлица, является общество взаимного страхования, в иных случаях обязательно участие физических лиц в потребительском кооперативе. Так как законом предусматривается, что кооператив является объединением, то учредителей должно быть не менее 2. Порядок создания отдельных видов потребительских кооперативов (обществ), включая состав учредителей, определен в законах, регламентирующих деятельность этих кооперативов (ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 7 Закона о кредитной кооперации, ст. 12 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 5 Закона о взаимном страховании).

Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

  • для кредитной кооперации: не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный
  • для жилищного накопительного кооператива: не менее 50 и не более 5 000 человек
  • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц
  • для потребительских обществ — не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива — не менее 5 учредителей, но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юрлица в установленном законом порядке)

При определении структуры органов управления потребительского кооператива нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

Гражданский кодекс РФ не содержит положений о составе органов управления потребительского кооператива, данный вопрос также регулируется специальными законами об отдельных видах кооперативов.

Специальные законы устанавливают следующую структуру органов управления соответствующего кооператива:

Учредительным документом для потребительских кооперативов является устав. став потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Дополнительные требования к уставу содержаться также в специальных законах об отдельных видах потребительских кооперативов.

Читайте также:  Расчеты по имущественным налогам

Для регистрации потребительского кооператива необходимо принять решение о его создании. Решение о создании потребительского кооператива принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении потребительского кооператива. Для некоторых видов потребительских кооперативов специальным законом предусмотрены особенности принятия решения о создании, особенности оформления решения.

В любом случае протокол общего собрания о создании потребительского кооператива должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения организации
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

Важно! Организация, погасив все свои кредитные обязательства, распределяет между участниками оставшееся имущество. Условия распределения определены соглашением или Уставом кооператива.

Рассмотрим основные отличия реорганизации и ликвидации.

№ п/п Реорганизация Ликвидация
1 Наличие правопреемников Правопреемников нет.
2 При реорганизации создается договор или же передаточный акт. В процессе ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс.
3 Учредитель реорганизованного и/или новосозданного юрлица не может передать свои полномочия какому-либо органу, который бы вёл хозяйственную деятельность. Директор ликвидируемого коллектива передает свои полномочия ликвидационной комиссии.
4 Работодатель не может увольнять сотрудников при изменении формы организации. Работодатель способен расторгать с персоналом трудовые соглашения.
5 Нет необходимости в передаче документации в архив. Обязательная передача документов в архив при ликвидации.

Реорганизация – отличный от ликвидации вариант, когда происходит смена руководства, формата. Это может произойти в том числе путем присоединения к другой организации на законодательной основе.

Ликвидация ГУПов и МУПов! Что дальше?

Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.

Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:

  • добровольно по решению собственника;
  • в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.

Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

Сведения о чистых активах акционерного общества должны размещаться в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) самим акционерным обществом в течение трёх рабочих дней с даты подписания бухгалтерской отчётности за соответствующий отчётный период путём направления электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети Интернет, на котором размещаются сведения, содержащиеся в реестре.

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.

Оксана Устяк, эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»

Ликвидация ООО в 2017 году не требует указания причин, по которым прекращается деятельность предприятия. Как правило, в решении учредителей указываются общие формулировки — «достижение целей, поставленных при создании ООО», «неудовлетворительные результаты хозяйственной деятельности» и т.д. Если причиной является значительная задолженность перед кредиторами, этот факт будет установлен на последующих стадиях закрытия общества. В этом случае собственников компании могут обязать направить заявление о банкротстве в арбитраж.

В процессе ликвидации ООО необходимо выполнить ряд формальностей, не связанных с обращением в налоговые органы — уничтожить печати и штампы, сдать документацию в архив, закрыть расчетные счета в банковских учреждениях.

Какой бы способ ликвидации ООО вы не выбрали, важно пройти регистрацию в налоговом органе.

Закрытие счетов лучше осуществлять на стадии утверждения ликвидационного баланса, так как при выявлении даже незначительных долгов или недоимки по налогам, их погашение будет возможно только при наличии счета. Уведомлять налоговые инстанции о закрытии счетов не нужно, эта обязанность возложена на банковские учреждения.

Разделение организаций является противоположностью всем вышеописанным формам. Процедура заключается в прекращении существования одного юридического лица, из которого образуются несколько новых, разделивших между собой имущества, права и обязанности.

Предприятию нужно провести инвентаризацию и составить разделительный баланс (то есть основу для новых организаций) до процедуры разделения. Реорганизация в форме разделения используется, когда в ООО осуществляются разнонаправленные виды деятельности, которые имеют собственные доходы и центры формирования расходов.

Вместе с заявлением в ИФНС подаются учредительные документы каждого созданного юридического лица.

По сути, оснований для начала процесса всего два: решение учредителей и решение, которое вынесли судебные органы.

Могут возникнуть и другие причины для начала реорганизационного процесса, вот самые популярные из них:

  1. Падение спроса на продаваемый товар.

После реорганизации и пересмотра работы системы сбыта, есть возможность повышения конкурентоспособности.

  1. Возникновение угрозы поглощения ООО более развитой организацией.

Сохранить организацию от подавления конкурентами можно объединившись с другими компаниями.

  1. Желание вывести из оборота активы законным способом.

Выделяя новое юридическое лицо при реорганизации, можно передать ему активы.

  1. Необходимость передачи активов третьему лицу.

В том случае, если компании запрещается совершать сделки, реорганизация остаётся единственным вариантом.

  1. Желание снизить сумму платежей по налогам.

После завершения процесса компания сможет применять льготы по налогам и налоговые спецрежимы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...