Цилиндр сцепления главный: основа легкого управления трансмиссией
Цилиндр сцепления главный: основа легкого управления трансмиссией
Для комфортного и неутомительного управления трансмиссией на современных автомобилях используется гидравлический привод сцепления, одну из главных ролей в котором играет главный цилиндр. О главном цилиндре сцепления, его типах, конструкции и работе, правильном выборе и замене — читайте в этой статье.
Конструкция и принцип рабочих цилиндров сцепления
Основу РЦС составляет литой цилиндрический корпус, передняя часть которого открыта, а в задней части выполнен штуцер для присоединения трубопровода. Штуцер может располагаться в задней пробке корпуса или на его боковой стенке (в этом случае задняя часть цилиндра глухая) Также в корпусе цилиндра выполнено отверстие под установку клапана для прокачки гидропривода сцепления (удаления воздуха при доливе рабочей жидкости или после ремонта системы, в ходе которого пришлось сливать рабочую жидкость). На внешней поверхности корпуса в приливах выполнены монтажные отверстия.
Внутри корпуса располагаются поршень с одной или двумя уплотнительными манжетами и пружина, обеспечивающая плотный прижим задней манжеты. Пружина может упираться в заднюю стенку корпуса или в тарелку и стопорную шайбу на штоке, расположенном в задней части поршня. На переднем торце поршня выполнено углубление, в которое упирается толкатель, выход толкателя из цилиндра закрыт защитным гофрированным колпачком из резины. На толкателе нарезана резьба, на нее навернуты регулировочная гайка и контргайка.
Как уже указывалось, РЦС монтируется непосредственно на картер сцепления, монтаж может выполняться двумя болтами или с помощью металлического хомута. Толкатель цилиндра соединен с вилкой выключения сцепления, дополнительно между цилиндром и вилкой располагается пружина.
Принцип работы РЦС очень прост. При необходимости выключения сцепления водитель нажимает на педаль, усилие от нее передается на главный цилиндр сцепление — за счет этого в гидравлическом контуре растет давление рабочей жидкости. Это давление передается на рабочий цилиндр сцепления, где оно преобразуется в поступательное движение поршня. Поршень упирается в толкатель и заставляет его смещаться, что, в свою очередь, приводит к перемещению вилки выключения сцепления — она подводит к рычагам или диафрагменной пружине (в зависимости от конструкции сцепления) выжимной подшипник и выключает сцепление. При отпуске педали сцепления давление в контуре привода падает, и все детали (педаль, поршни цилиндров и вилка) под действием пружин возвращаются в исходное положение.
Сборка
Без вакуумного усилителя
1. Корпус цилиндра.
• Перед сборкой опустите корпус цилиндра в чистую тормозную жидкость.
2. Установите пружину на сборку поршня.
3. Поршень цилиндра в сборе.
• Перед установкой поршня нанесите на него тонкий слой специальной смазки для смазывания резиновых изделий.
Внимание : будьте осторожны при установке поршня, не повредите уплотняющую кромку манжеты поршня.
4. Шток.
5. Ограничитель.
6. Стопорное кольцо.
7. Пыльник.
8. Контргайка штока.
Момент затяжки контргайки. 13 Нм
9. Вилка штока.
10. Патрубок шланга.
Момент затяжки патрубка. 5 Нм
С вакуумным усилителем
Очерёдность при сборке:
1. Корпус цилиндра.
Перед сборкой опустите корпус цилиндра в чистую тормозную жидкость.
Внимание : будьте осторожны при установке поршня, не повредите уплотняющую кромку манжеты поршня.
2. Поршень цилиндра в сборе.
3. Стопорное кольцо.
4. Пыльник.
5. Патрубок шланга.
Момент затяжки патрубка. 5 Нм
6. Датчик давления масла.
Примечание : используйте герметик LOCTITE 575 (или подобный) при установке шайбы датчика давления.
Что требуется для прокачки?
- инструменты: ключи, отвертки, пассатижи;
- эластичный прозрачный шланг для слива старой жидкости. Убедитесь, что диаметр присоединения трубки совпадает с разъемом сливного штуцера;
- резервуар, в который будет сливаться жидкость;
- новая рабочая жидкость;
- средства индивидуальной защиты: перчатки, нарукавники, очки. Технические жидкости химически агрессивны, при попадании на кожу и слизистую они могут вызвать ожог.
В идеале прокачку системы сцепления нужно проводить вдвоем. Один человек зажимает педаль, второй — сливает жидкость и проводит диагностику неисправностей. При необходимости можно обойтись и без помощника. В таком случае понадобится надежное средство для фиксации педали. Например, подходящий по размеру камень или кирпич.
Работы, производимые при замене
Порядок необходимых действий, когда производится замена главного цилиндра сцепления, несложен:
- открутив бачок, шприцем следует откачать гидравлическую жидкость;
- отсоединить от педали сцепления главный цилиндр, что иногда бывает непросто;
- отсоединить все шланги, и заглушить те из которых течет жидкость;
- открутить гайки, крепящие цилиндр к кузову автомобиля;
- поменять на новый главный цилиндр сцепления и произвести монтаж в обратном порядке;
- прокачать систему сцепления.
Для процедуры прокачки сцепления потребуются:
- подходящий шланг для прокачки, который плотно одевается на воздушный клапан, находящийся на рабочем цилиндре;
- емкость для слива гидравлической жидкости;
- соответствующий ключ для клапана;
- сама жидкость.
Для прокачки следует: сняв защитный колпачок с клапана, на его место надеть шланг, второй конец которого должен быть опущен в жидкость, находящуюся в емкости.
Попросить помощника понажимать на педаль сцепления несколько раз, после чего удерживать ее нажатой. Вывернув клапан на 4–5 оборотов, дать стечь жидкости с воздушными пузырьками и завернуть клапан обратно. Произведя такие же действия несколько раз, следует прокачать систему до полного удаления из нее воздуха.
Также рекомендуем к просмотру видео по теме:
Когда нужен ремонт цилиндра сцепления
Ситуация, когда требуется переборка или ремонт главного цилиндра сцепления, возникает при утечке тормозной жидкости через манжеты или при выходе из строя поршня. Помимо этого, через повреждения уплотнительных колец главного цилиндра сцепления в гидропривод сцепления может попадать воздух. В этом случае также требуется проведение ремонта главного цилиндра сцепления.
Утечку жидкости вы заметите и визуально, и по поведению педали сцепления. О попадании воздуха в гидропривод вам также подскажут провалы педали сцепления.
То есть, пора приступать к ремонту. Замена главного цилиндра сцепления требуется в редких случаях. В основном, ремонт главного цилиндра можно провести «малой кровью» и своими руками. Именно для этого и предназначен ремкомплект главного цилиндра сцепления.
Как правило, ремкомплект главного цилиндра практически полностью укомплектован изнашивающимися деталями. Полная замена цилиндра сцепления производится лишь в том случае, когда ни прокачка. Ни переборка не приносят желаемого результата, а именно, нормальный ход штока главного цилиндра.
Замена жидкости в гидроприводе сцепления
Немало важную роль играет замена жидкости гидропривода сцепления. Так как без этой жидкости система сцепления будет работать не очень хорошо. Перед начало всей процедуры попросите знакомого помочь вам, так как эту работу лучше выполнять вдвоем.
Замена жидкости гидропривода предусматривает:
- Снятие крышки у гидропривода сцепления
- Откачиваем старую жидкость
- Вливаем новую жидкость
- Находим, штуцер как его нашли лучше всего полить его жидкостью WD-40
- Скручиваем его ключом на 10
- Вставляем в штуцер шлангочку
- Начинаем прокачку сцепления
- При прокачке новая жидкость будет уходить, не забывайте подливать ее
- После того как старая жидкость вся вышла вместе с воздухом все закручивайте и ставьте на место
После всех проделанных процедур замена жидкости гидропривода сцепления будет закончена.
При ремонте главный цилиндр сцепления не доставит вам лишних хлопот. Так как разобрать его достаточно легко, а собрать еще легче. Главный цилиндр сцепления можно отремонтировать своими руками. Это все объясняется тем, что все детали, которые чаще всего изнашиваются, находятся в ремкомплекте. Если все же вы боитесь производить ремонт своими руками, то обратитесь в автомастерскую. При всем том перечисленном нужно взять во внимание то, что не на всех автомобилях стоят одинаковые виды сцепления.
Когда необходимо поменять цилиндр сцепления?
Замена цилиндра сцепления Форд Фокус 2 обычно требуется при его чрезмерном износе. В таком случае возникает течь рабочей жидкости. При осмотре ГЦС обнаруживаются трещины, поломка штуцеров, механические повреждения корпуса.
Первым признаком протечки является попадание тормозной жидкости в салон. Ее следы появляются на моторном щитке. Разгерметизация ГЦС ведет к снижению уровня жидкости в бачке.
Заменять главный цилиндр требуется и при ненормальной работе сцепления. При выходе ГЦС из строя водителю приходится нажимать на педаль по несколько раз. Возникает завоздушивание гидропривода. Разъединение двигателя и трансмиссии происходит не до конца. Передачи переключаются с усилием и ударными нагрузками. Эффективность работы тормозов снижается.
В продаже есть ремонтные комплекты. Применять их стоит при износе или повреждении резиновых уплотнителей. Если же есть серьезные повреждения, проводить ремонт узла нет смысла — требуется замена ГЦС в сборе.
Интересный факт: откуда песок в приводе сцепления?
Иногда автомеханики, ремонтирующие привод сцепления, видят в тормозной жидкости осадок, напоминающий мелкие песчинки. Взяться песку в таком количестве, вроде бы, неоткуда.
Причина появления осадка в том, что большинство марок тормозной жидкости неустойчивы к электровоздействию, и при попадании даже под очень низкое напряжение некоторые компоненты жидкости выпадают в осадок (кристаллизуются). Но откуда электричество в системе при исправной проводке?
Как оказалось, чугунный корпус цилиндра и алюминиевый поршень при присутствии тормозной жидкости создают маленький электрический потенциал, отчего и начинается кристаллизация элементов жидкости. По этой причине многие производители делают поршни из полимерных сплавов, обладающие, помимо нейтрального взаимодействия с металлом еще и уменьшенным воздействием на зеркало цилиндра. Второй вариант это латунный поршень, но цена такой детали может отпугнуть даже самого смелого покупателя.
Для более долгой службы всей системы гидропривода сцепления нет ничего лучше своевременной замены тормозной жидкости, ведь она тоже со временем вырабатывает антикоррозийные присадки и превращается в агрессивный окислитель. При регулярном ТО системе не повредит ни ежедневное стояние в пробках, ни чугунно-алюминиевые детали, ни другие нагрузки.