Шаровая опора Рено Логан: замена, выбор лучшей, диагностика
Как и в любом автомобиле, шаровая опора на Рено Логан служит для того, чтобы предоставлять свободу перемещения поворотному кулаку в вертикальной плоскости, но ни в коем случае не позволять ему смещаться по горизонтали. При этом поворотный кулак должен свободно поворачиваться вокруг своей оси.
Сложность в том, что шаровая испытывает огромные нагрузки, как физические, так и влияние песка, воды, дорожных реагентов и грязи. Естественно, это никак не продлевает ей жизнь. Средний ресурс логановской шаровой опоры — от 20 до 100-150 тысяч . Такой огромный разлет в пробеге обусловлен разными условиями эксплуатации. На плохой дороге опора изнашивается, конечно, гораздо быстрее.
Схема устройства шаровой опоры Рено Логан
Конструктивно шаровая опора Рено Логан мало чем отличается от таких же опор на других автомобилях. По сути, это шаровый палец, закрепленный в металлическом корпусе с помощью двух капролиновых полусфер. Эти полусферы позволяют шаровому пальцу фиксироваться в корпусе достаточно плотно, при этом не стесняя его наклонов в любую сторону. А чтобы вода и всякая дрянь не попадали в зазор между шаром и капролином, сверху все это закрыто резиновым пыльником.
Что это
Шаровой опорой называют элемент подвески или шасси автомобиль, необходимый для соединения автомобильной ступицы и рычага на передней подвеске. Это не менее важный компонент, чем та же амортизаторная стойка , либо же рассматриваемый в недавней статье опорный подшипник передней стойки.
Шаровая является неотъемлемым компонентом поворотного кулака, давая возможность ему двигаться. При этом сам кулак Логана и не только взаимодействует с автомобильным рулевым управлением. И если подводить итоги, то опора принимает непосредственное участие в повороте колес. А потому без нормально работающего элемента поворачивать на своем Логане вы просто не сможете должным образом. Вот вам и ответ на вопрос, почему не стоит игнорировать проблемы шаровой опоры, а также стоит ли менять этот элемент.
Ни о каком частичном ремонте здесь речи не идет. Просто разобрали узел, вытащили старую опору, и поставили новую.
Кстати, Рено Логан 2014—2015 года, как и более новые версии этого бюджетного автомобиля, оснащаются довольно распространенной передней подвеской, называемой МакФерсон. Это означает лишь то, что в конструкции предусмотрена только одна опора снизу на каждой из сторон на передней оси машины. Найти элемент вы сможете в районе нижнего рычага, непосредственно под колесной ступицей. Если вывести машину или поставить на смотровую яму, вы легко увидите.
Признаки поломки
Есть несколько характерных признаков, указывающих водителю на то, что с шаровой явно что-то не так. Возникла неисправность, а потому нужно принимать быстрое решение по ее устранению.
Выявить неполадки можно по:
- Глухому стуку при прохождении неровностей;
- Скрипу во время движения (особенно хорошо их слышно зимой из порванного пыльника);
- Увеличенному усилию, необходимому при повороте руля;
- Стукам и нехарактерным скрипам при вращении рулевого колеса;
- Ускоренному и неравномерному износу шин;
- Плохой и нестабильной курсовой устойчивости Логана (не едет по прямой, если не подруливать).
Если вы вовремя не заметите, что ваша шаровая опора на Логане вышла из строя, цена ремонта будет намного выше, чем стоимость новой опоры.
Напомню, что главными элементами детали выступает корпус и палец. Когда наступает критический момент от постоянных ударных опасных нагрузок, между компонентами увеличивается постепенно нормальный зазор. Палец буквально начинает болтаться внутри самого корпусу. В итоге он может вырваться из корпуса, после чего ваше колесо Логана в нижней части элемента ступицы сразу же отделится.
Если вы столкнулись с подобным, ни в коем случае не едьте дальше своим ходом. Остановитесь и вызывайте эвакуатор.
Шаровая опора Renault Sandero
Замена шаровой опоры Renault Sandero
Для работы вам понадобятся такие инструменты:
1. Набор стандартных ключей.
2. Набор головок.
3. Отвертка с плоским лезвием.
4. Металлический стержень или мощная плоская отвертка.
6. Балонный ключ.
7. Трубка длиной около 15 см необходимого диаметра.
9. Проникающая смазка WD-40.
Работу лучше всего производить на подъемнике, смотровой яме или эстакаде.
1. С помощью баллонного ключа отпустите болты крепления колеса с той стороны, где будет производиться замена шаровой опоры. Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колесо.
2. Головкой на «18» открутите 2 болта крепления скобы суппорта.
3. Возьмите плоскую отвертку и вставьте ее в специальное отверстие в суппорте, после чего разведите тормозные колодки.
4. Снимите суппорт в сборе с колодками и подвесьте его к амортизаторной стойке, дабы не повредить тормозной шланг.
Извлекаем стяжной болт
5. На следующем этапе нам нужно открутить стяжной болт крепления шаровой опоры. Для этого приготовьте два ключа на «16». Предварительно обработайте его ВД-шкой. Для того чтобы изъять стяжной болт, его нужно либо выбить с помощью молотка и «пробойника» маленького диаметра, либо аккуратно выкрутить.
Извлекаем палец шаровой опоры
6. Чтобы извлечь палец шаровой опоры, необходимо предварительно забить металлический клинч или мощную отвертку между двух стяжных частей поворотного кулака. Возьмите молоток и нанесите несколько несильных ударов по нижнему рычагу. Таким образом, вы извлечете палец шаровой опоры из цапфы поворотного кулака.
Снимаем защитную шайбу
7. Снимите защитную металлическую шайбу, которая расположена на пальце шаровой опоры.
Выпрессовываем старую шаровую опору
8. Снимите резиновый пыльник шаровой опоры, возьмите ранее приготовленную трубку необходимого диаметра и установите ее под шаровую опору (под рычаг). Теперь подоприте трубку вместе с рычагом и шаровой опорой, домкратом и с помощью молотка нанесите несколько ударов по пальцу шаровой опоры. Таким образом, вы извлечете шаровую опору из рычага.
Установка новой опоры
9. Для того чтобы установить новую шаровую опору, стоит предварительно приготовить головку на «34» или «36», которая будет выступать в роли упора. Вставьте шаровую опору в отверстие на рычаге, затем снизу подоприте ее головкой и в конечном итоге приподнимите домкратом. Затем наденьте на верхнюю часть шаровой опоры трубку (ту, что мы использовали при выпрессовке шаровой опоры) и нанесите по ней несколько ударов молотком.
10. Установите на свое место защитную шайбу шаровой опоры.
11. Установите палец шаровой опоры в отверстие поворотного кулака и зафиксируйте его стяжным болтом.
Все остальные ранее снятые детали установите в обратной последовательности.
Видео по замене шаровых опор на Renault Sandero
Ремонт ступицы Renault Sandero
Замена переднего подшипника ступицы на Renault Sandero
Видео о замене переднего подшипника ступицы
Диагностика шаровой опоры на Рено Логан
Так как основной узел расположен под днищем автомобиля, для обеспечения доступа к нему используем подъёмный механизм. Осмотр начинается с той стороны, с которой вероятнее всего слышен стук. Работоспособность шаровой проверяется с помощью обычной монтировки. Необходимо плавными движениями расклинивать (отделять) нижнюю часть шаровой опоры от сердцевины (наконечника). Если присутствует люфт – непригодность шарнира на лицо, необходима замена. Иных вариантов проверить состояние шаровой опоры – нет. Особое внимание уделить пыльнику. При наличии трещин, иных дефектов в обязательном порядке нужно заменить. Попадание внутрь влаги, пыли, песка только способствует преждевременному износу.
После проведения диагностики с одной стороны, желательно осмотреть шаровую опору с противоположной, так как детали имеют равный ресурс эксплуатации и вероятность скорого износа второго шарнира высока. Часто владельцы пренебрегают данным правилом в целях экономии, и спустя некоторое время, проводят ремонт вновь.
Устанавливаем новую шаровую на Сандеро
Замена новой шаровой на Renault Sandero предполагает использование другой оправки для запрессовывания. Для нее используют головки с номерами 36 и 34. Шаги при монтаже почти аналогичны тем, которые используются при разборке.
- Деталь фиксируется в оправке;
- Легким постукиванием выполняется запрессовка шаровой обратно;
- Когда выполнен монтаж, деталь размещается в штатный паз (также устанавливается шайба);
- Крепеж затягивается до упора;
- Суппорт устанавливается обратно и фиксируется;
- Устанавливаются колеса.
Процедура не долгая по времени, однако наличие опыта желательно. Шаровая опора должна меняться четко согласно инструкции.
Замена шаровой опоры своими руками
Шаровая опора позволяет соединить колесо с рычагом так, чтобы колеса могли поворачивать. Несвоевременная замена такой жизненно важной детали может привести к аварийной ситуации. Причины, по которым требуется срочная замена шаровой:
- стук при езде по неровной дороге;
- скрипы при повороте колеса.
К чему может привести несвоевременная замена шарового шарнира:
- люфт опоры способствует сбиванию угла развал-схождения колеса;
- повышенной износ резины;
- повышенные нагрузки на узел передней подвески.
Необходимый инструмент и оборудование
- Ключ рожковый на «13», «16» и «18».
- Ключ торцевой на «30».
- Зубило или ударная плоская отвертка.
- Домкрат и баллонный ключ.
- Обойма диаметром 15-18 мм.
Перед снятием рычага для удобства рекомендуется снять суппорт.
- Устанавливаем противооткат под колесо, срываем баллонным ключом болты крепления переднего колеса. Для безопасности должен быть включен ручной тормоз и включена передача (для МКПП) или в положении “D” (для АКПП).
- Устанавливаем домкрат в положенное место и вывешиваем автомобиль.
- Снимаем колесо и подкладываем его за домкрат под бордюр для подстраховки.
- Отверткой разводим колодки для последующего беспроблемного снятия суппорта.
- Снимаем тормозной суппорт в сборе. Для этого требуется открутить два болта, крепящих весь механизм к поворотному кулаку. Суппорт в сборе подвязываем проволокой к стойке амортизатора для удобства и во избежание повреждения тормозного шланга.
- Для беспрепятственного откручивания болтов крепления рычага со всех сторон — обработайте соединения WD-40 или подобной жидкостью.
- Срываем болт крепления рычага со стороны шаровой опоры. После откручивания болта установите клин или ударную плоскую отвертку в место крепления шаровой опоры. Обильными ударами молотка вы расклините посадочное место, тем самым шаровый палец освободится, и мы можем переходить к снятию рычага со стороны подрамника.
- Теперь рычаг нужно открутить два болта крепления со стороны подрамника. С одной стороны держим гайку, вторым ключом откручиваем болт и вынимаем его. Теперь рычаг полностью демонтирован.
- Далее рычаг требуется закрепить на тисках. Старую опору можно выбить молотком без помощи оправы. Если же опора сидит крайне туго, то установите со стороны пальца оправу в виде головки на “36” или “34” и несколькими ударами молотком опора освободит посадочное место.
- Посадочное место нужно очистить от грязи и ржавчины. Ни в коем случае не прибегайте к использованию напильника, так как шаровая опора будет сидеть ненадежно.
Как понять, что время замены пришло: диагностика
- если во время движения автомобиля по неровной дороге с небольшой скоростью слышен стук в области передних колёс;
- если при повороте руля слышен скрип спереди автомобиля;
- если по прямой траектории машина движется неустойчиво.
- при осмотре передних колёс обнаружен неравномерный износ покрышек;
- если за подвешенное переднее колесо взяться сверху и снизу, а затем покачать его в вертикальной плоскости, то будет ощущаться люфт, подтверждающий наличие зазора в шарнире;
- при наружном осмотре самой шаровой опоры обнаружены трещины или разрывы пыльника, что означает выработку ресурса.
Косвенными признаками, указывающими на возможный износ шаровой, являются обнаруженные механические повреждения, деформации или выход из строя других узлов передней подвески Рено Логан. Особенно это касается проверки рычагов, рулевых наконечников, стабилизатора поперечной устойчивости, а также сайлентблоков, резиновых уплотнителей, втулок, пыльников.
Если деталь повреждена, требуется замена шаровых
С одной стороны, упустив это из виду, вы лишь ускорите «гибель» шарнира, а с другой — наличие посторонних шумов в передней подвеске, не относящихся к шаровой опоре, может подтолкнуть вас на замену ещё вполне «здоровой» детали.
Ещё одним косвенным показателем степени износа шаровой является общий пробег автомобиля. Несмотря на то что заявленный запас её прочности всегда больше 100 тыс. км, нужно делать поправку на нашу реальность и смело делить этот показатель на два. Таким образом, ответом на вопрос, сколько ходит деталь, будет: в районе 50 тыс. пробега нужно быть готовым менять шаровые опоры.
Процесс установки новой шаровой опоры
- Берем новую шаровую опору и обязательно проверяем наличие достаточного количества смазки. Если вы приобрели бюджетный шарнир, то замените смазку хорошей пастой для ШРУСов.
- Надежно закрепляем в тисках рычаг, со стороны пальца ставим обойму длиннее пальца (любая труба), с другой стороны головку на “34/36” и закручиваем тиски. Небольшими сериями аккуратно запрессовываем новую опору, главное изначально установить опору с обоймами ровно, чтобы шаровая не стала косо. То, что шаровая опора установлена на место, укажет металлический щелчок.
- Обязательным пунктом является установка стопорного кольца со стороны пальца. Если же не соблюсти данный пункт, то в любой момент рычаг может отсоединится от опоры, что влечет к серьезным последствиям. Стопорное кольцо ставим с помощью специальных щипцов. Следите за тем, чтобы не повредить пыльник.
- Перед установкой рычага на место обязательно вручную разработайте шаровую опору. Она должна “ходить” туго.
- Перед установкой рычага обязательно обработайте болты и гайки крепления медной аэрозолью, чтобы в следующий раз без сложностей проводить демонтажно-монтажные работы.
- Крепим рычаг со стороны подрамника. Болты крепления не затягиваем до конца, иначе сайлентблоки будут работать на разрыв и быстро выйдут из строя.
- Для того, чтобы беспрепятственно установить палец опоры в поворотный кулак, нужно снова расклинить посадочное место, подставить под рычаг домкрат, и небольшими ударами по кулаку установить палец в посадочное место.
- Если палец вошел полностью на свое место, то затягиваем болт крепления максимально.
- Устанавливаем тормозной суппорт на свое место, перед этим также обработайте болты медной смазкой.
- После установите колесо на место.
- Потребуется помощь напарника, для этого потребуется яма: в машину садится человек, в это время второй затягивает болты крепления рычага к подрамнику. В этом случае сайлентблоки будут закреплены правильно, то есть под среднестатистической нагрузкой.
- Подставьте монтировку под шаровую опору и проверьте ее на отсутствие люфтов.
После установки шаровой опоры ее ресурс должен составить не менее 20 000 км. Настоятельно рекомендуется менять шаровые опоры сразу с двух сторон. Это обусловлено двумя факторами:
- Экономия. После замены шаровой опоры в любом случае придется делать развал-схождения колес. Если менять опору с одной стороны, то вторая может выйти из строя в скором времени, и вы потратите на регулировку развала дважды.
- В ходовой части элементы подвески рекомендуется менять с двух сторон сразу, чтобы износ узлов был максимально уравновешен.
Нюансы при выполнении работ
Во время работ следует учитывать ряд нюансов:
- Во многих случаях вместе с заменой шаровой опоры авто следует провести ещё и замену рычага. Поэтому меняя их сразу можно сэкономить уйму времени;
- Для увеличения срока службы шаровой шарнир от Renault Logan следует покрыть консистентной смазкой (использовать можно литол или аналогичное ему средство);
- Хотя работа с машиной это не та работа, во время которой загрязнится трудно, следует проследить, чтобы все движимые части были очищены от возможной грязи и ржавчины, так как при использовании они оказывают сопротивление при передвижении ходовых частей, что в свою очередь, сказывается на ходовых качествах самой машины.