Как проверить качество бензина в домашних условиях? К чему приводит плохое топливо
Как проверить качество бензина в домашних условиях? К чему приводит плохое топливо?
При разработке автомобиля компании предусматривают определенный режим его работы, указывая оптимальные значения по различным характеристикам в документации, которая поставляется вместе с машиной. В документах содержится информация о том, как максимально долго сохранять агрегаты автомобиля в работоспособном состоянии. Выдаются водителям и рекомендации по тому, какое топливо лучше заливать в бензобак автомобиля. Производитель отмечает только октановое число рекомендуемого бензина, поскольку это единственный параметр, который указывается на автозаправках при продаже топлива.
Как показывают эксперименты, бензин с единым октановым числом может отличаться от заправки к заправке. Чаще всего водители выбирают предпочитаемую топливную компанию, и заправляют автомобиль только на ней. Однако как проверить качество бензина и убедиться, что заправочная станция подобрана верно? Об этом и пойдет разговор в нашей статье.
Что должно насторожить?
Для начала нужно знать, какие индикаторы-«маячки» способны рассказать о том, что «осетрина не первой свежести».
Важный, но, предупредим, не показательный фактор качественной «горючки» – её стоимость. Любой автолюбитель примерно знает, какая цена на топливо в том или ином регионе. Поэтому, проезжая мимо заправки и обнаружив небывалую скидку на бензин/солярку, стоит задуматься: почему это производитель так расщедрился?
«Второй «маячок» – запах. Кажется, что «аромат» свежеприготовленного бензина сложно спутать с каким-либо еще, но если производитель переборщил с маслами и присадками, то и запах конечного продукта меняется и становится более резким, с оттенками жжёной резины и бытовой химии.
И, наконец, самый «доходчивый» «маяк» – движок после заправки стал работать нестабильно, троить и глохнуть, а расход при этом пополз вверх. Правда, при этом нужно быть уверенным, что авто технически исправно: бензонасос работает как надо, катушки исправны, свечи зажигания заменены в срок. Если с машиной всё в порядке, но «не едет» – меняйте АЗС.
Как проводятся проверки?
Эталонная смесь готовится из двух углеводородов – изооктана, у которого октановое число равно 100, и н-гептана с октановым числом 0. Их смешивают в заранее установленных пропорциях. Если в эталонном топливе 95% изооктана, то оно ведет себя так же, как и бензин АИ-95. При смешении 92% изооктана топливо показывает детонационную стойкость на уровне АИ-92.
Моторную экспериментальную установку запускают на эталонном топливе и раскручивают до 600 оборотов в минуту. Угол опережения зажигания устанавливается постоянный — 13 гр, при этом температура всасываемого в цилиндр воздуха равняется 52 градусам по Цельсию.
При выходе на рабочий режим специальные датчики фиксируют возникновение детонаций.
Затем в установку заливают исследуемый бензин и вводят мотор в точно такие же режимы работы, как и на эталонном горючем. Если детонации возникают раньше, то октановое число бензина меньше заявленного.
Прибор-октанометр «ОКТИС-2». Купить у официального дилера. Выгодная цена. Доставка по Москве и РФ!
Прибор для измерения октанового числа бензина «ОКТИС-2»
- Класс прибора — бытовой.
- Измеряемые октановых чисел — от 75 до 99.
- Возможность теста прямо во время заправки.
- Источник питания — 2 батарейки типа АА.
- Температура эксплуатация — от -10 до +40 °С.
«ОКТИС-2» — портативный прибор для определения качества бензина марок А-80, А-90, А-92, А-93, А-95. Измерение октанового числа может проводиться как в проточном режиме (например, во время заправки через измерительную трубку прибора), так и при помощи погружения. Подготовка к тестированию займет не более 15 секунд, на замер и вывод результата потребуется еще несколько секунд, таким образом менее чем за минуту, Вы узнаете, стоит ли заправляться на той или иной автозаправки!
Почему следует купить «ОКТИС-2»
- Минимальный показатель октанового числа, который «улавливает» аппарат «ОКТИС-2», равен 75, а максимальное числовое значение — 100. Таким образом, используя этот прибор, Вы сможете объективно оценить качество наиболее распространенных марок бензина А-80, А-90, А-92, А-93, А-95.
- Оперативность измерений. Для подготовки прибора к тестированию потребуется не более 15 секунд. Результат измерений отобразится за считанные секунды.
- Два способа проведения измерений — проточный и методом погружения. Для проточного измерения потребуется как минимум 5 литров топлива, для погружного — не менее 80 мл.
- Прибор имеет компактные размеры и легкий вес, что делает его транспортировки достаточно простой и удобной.
- Для проведения измерений не требуется специальных технических знаний.
- Не нуждается в сервисном обслуживании.
- Есть возможность калибровки прибора под определенный регион.
Устройство и принцип работы индикатора качества бензина «ОКТИС-2»
Прибор выполнен в виде единого устройства, включающего три основных узла. Корпус состоит из отсека с электрической частью и переходного отсека с уплотнительными кольцами, к которому закреплена измерительная трубка с чувствительным элементом. Переходной отсек и измерительная трубка образуют канал, в котором находится или течет бензин. В отсеке с электронной частью расположено цифровое табло и элементы питания.
1 — отсек с электрической частью; 2 — отсек переходной с уплотнительными кольцами; 3 — трубка измерительная; 4 — табло цифровое; 5 — кнопка «ВКЛ/ВЫКЛ»; 6 — крышка; 7 — отметка уровня бензина; 8 — кнопка корректировки режимов; 9 — кнопка калибровки (недоступна)
Когда бензин попадает на чувствительный элемент в трубке, пара-метры элемента меняются, микропроцессор сравнивает их с данными, занесенными в память, и на цифровом табло появляются цифры, соответствующие октановому числу бензина. Включается прибор однократным нажатием до фиксации на кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ». Повторное нажатие на эту кнопку выключает прибор.
Для чего нужен октанометр «ОКТИС-2»
Прибор предназначен для определения октанового числа автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98, и дает владельцу автомобиля первичную информацию о качестве бензина. При этом, «ОКТИС-2» НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для использования в роли измерительного средства при возникновении спорных ситуаций относительно качества бензина на АЗС!
Российские заправки попались на обмане автомобилистов. И проверить недолив нельзя
Анна Старицкая, Ксения Чернухина
В 2019 году водители на 36% чаще стали жаловаться на нарушения при продаже топлива. Росстандарт нашел недолив на 39 из 200 проверенных АЗС и 33 случая продажи некачественного топлива на 366 заправках. Тестирования проводились как на независимых АЗС, так и принадлежащих крупным нефтяным компаниям, сообщили «Известия».
Где обманывают
В 2019 году координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов и сервис Blablacar проверили топливо на 52 крупных сетевых и независимых заправках по пути из Москвы в Адлер и обратно. Результаты опубликованы на сайте «Большой бензиновый тест». «Я лично проехал 52 заправки и обнаружил, что недоливают примерно на половине из них», — сказал Шкуматов «360».
Во время теста они покупали ровно пять литров АИ-92, проверяли объем и октановое число горючего. На крупных сетевых АЗС результаты оказались удовлетворительными. Немного недоливают все, кроме одной из заправок «Лукойла», «Газпромнефти» и «Газпрома». Худший результат — недолив 60 миллилитров у ТНК и «Татнефти». На ВР октановое число оказалось всего 88 вместо заявленных 92.
На независимых и региональных АЗС дело обстояло гораздо хуже. Самый большой недолив зафиксировали: 4,42 литра — АЗС 1047, 4,51 — «ДонТрансНефть», 4,58 литра — ИП Халиль. 4,71-4,89 литра дают на «Юг Нефти», «Юг-ойле», Green Refueler, S-oil, «Юкс Ойле», «Трассе», «Тула Петроле», Rs Group, «Юконе», «Приме». На остальных — меньше на 10-100 миллилитров. Точно пять литров отпустили по одной заправке «Русойла» и «Учимнефти».
С качеством дело тоже обстояло неважно. Тот же «Русойл» вместо бензина продал газолин с октановым числом 97,2. Такая же ситуация в «Ростнефти» и Rs Group. На «Юг Нефть», «Юг-ойл»и S-oil топливо пахло навозом и фекалиями. А октанометр показал ноль вместо положенных 92. Заправляться таким горючим участники эксперимента не стали. На заправке «Папилон» топливо пахло ацетоном.
Проверка на месте
Председатель правления межрегиональной общественной организации «Народный контроль» Алексей Смирнов рассказал «360», что причин, по которым происходят нарушения, две. Либо технический сбой, когда, например, ломается колонка или бензовоз, случайно закачивает бензин в резервуар для дизеля. Вторая — злой умысел, когда сознательно торгуют дистиллятом или меняют программу колонки для недолива.
Но недолив и недовес, утверждает Смирнов, — общая проблема любого торгового рынка. В 2019 году сотрудники их организации проверили 79 заправок во Владимирской области. По некачественному бензину данные совпали с отчетом Росстандарта — около 10%, по дизелю — на 30% АЗС. Расхождение произошло из-за того, что контролеры не предупреждают о проверке, а просто покупают топливо и отвозят в лабораторию.
По словам руководителя «Народного контроля», проверить недолив на месте очень сложно. Ориентироваться на показания датчика нельзя — они зависят от уклона, на котором стоит машина. Кроме того, не всегда объем бензобака соответствует заявленным паспортным данным. Но на любой заправке можно потребовать, чтобы заправщик при помощи мерного устройства доказал, что честно продает горючее.
«Он должен задать дозу в 10 литров на колонке и в вашем присутствии залить его в мерник. Где-то пишут, что отклонение — 25 миллилитров на 10 литров. Так вот, в Законе о защите прав потребителей никаких отклонений нет. Оно существует в паспорте колонки для поверки. Но мы, потребители, должны получить не менее 10 литров», — подчеркнул Смирнов.
Недостоверный вывод
По мнению президента в Независимого топливного союза (НТС) Григория Баженова, 200 проверенных Росстандартом АЗС — недостаточная для России выборка, чтобы говорить о недоливе на каждой пятой заправке. В нашей стране их около 25 тысяч. Вероятнее всего, выбирали АЗС из «группы риска» — те, что уже попадались на нарушениях. Поэтому результат нельзя экстраполировать на все заправки страны. Для снижения ошибки выборки следовало бы проверить не менее тысячи АЗС.
Проблема существует, но в меньших масштабах. Издержки полной легализации выше, чем риск нахождения в теневом секторе. Введение высоких оборотных штрафов поможет в борьбе со следствиями — недоливом и недостаточным качеством бензина и дизеля. Ликвидировать причину может только изменение институциональных основ топливного рынка.
«Сейчас, преимущественно, борются со следствиями. А это ситуация, при которой никогда и ничего в хорошую сторону не изменится. Это будет поражением конкретных субъектов, но не искоренением проблемы», — считает Баженов.
Бензин: итоги проверки, и что делать, если вам залили фальсификат
Практически каждому автолюбителю известно, что, если на холостом ходу стучит двигатель, плавают обороты или внезапно увеличивается расход топлива, все это – следствие того, что продукт, которым заправили транспортное средство на АЗС, был некачественным. Говоря о качестве бензина на автозаправках, потребители чаще всего высказывают следующие опасения:
– На АЗС могут залить бензин более низкого сорта: например, АИ-80 вместо АИ-92.
– Характеристики бензина доводят до более высоких показателей при помощи добавления запрещенных антидетонационных присадок, повышающих октановое число.
– Бензин разбавляют водой, чтобы получить больший объем продукта для реализации.
– Бензин зачастую бывает грязным, в нем нередко содержатся различные вредные примеси.
Чтобы выяснить, насколько оправданны опасения потребителей, узнать, где вероятность заправиться некачественным топливом выше всего и что в этом случае делать, а также в целом определить долю фальсификата на отечественном рынке, Роскачество осенью 2018 года запустило исследование автомобильного бензина АИ-92 (далее – бензин).
Первым регионом для отбора проб Роскачество выбрало Ставропольский край. В ближайшее время аналогичные программы пройдут и в других регионах страны.
Испытания были организованы в рамках соглашения о взаимодействии с Росстандартом, в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению общественного контроля в сфере топливного рынка. Образцы бензина были закуплены сертифицированными экспертами на 26 сетевых и 34 несетевых АЗС Ставропольского края. Исследование проб проводилось в аккредитованной лаборатории на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.
Чтобы ответить на поставленные в начале исследования вопросы, нужно было в первую очередь выяснить, соответствует ли продукция обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 («О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»).
Данный регламент, в частности, устанавливает, какими физико-химическими и эксплуатационными показателями должен обладать бензин, включая значение октанового числа, допустимое содержание в бензине различных химических соединений и элементов, давление насыщенных паров, а также другие параметры, нарушения по которым сказываются на исправной работе автомобиля и впоследствии могут привести к его полной поломке.
Всего бензин был протестирован по 31 показателю.
Что показало исследование
По итогам лабораторных испытаний лишь в семи из 60 образцов обнаружены несоответствия требованиям технического регламента, которые предъявляются к характеристикам топлива. Так, были выявлены следующие нарушения:
- Несоответствие октанового числа заявленному классу
Обнаружено только в одном образце, закупленном на АЗС ИП Подольного Р. Ю. (г. Георгиевск).
Октановое число характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем это число выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Его несоответствие классу бензина может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. В бензине АИ-92 октановое число должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, не менее 83 – по моторному.
- Превышение допустимой концентрации оксигенатов
Выявлено в пяти образцах, закупленных на АЗС ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь), а также на АЗС ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово).
Оксигенаты – кислородсодержащие соединения, которые применяются в качестве высокооктановых компонентов, чтобы расширить ресурсы топлива. Если в двигателе есть резинотехнические изделия, не рассчитанные на топливо с высоким содержанием спиртов, оксигенаты их просто растворят.
- Превышение допустимого содержания кислорода
Выявлено в трех образцах, закупленных на АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь) и двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).
Высокое содержание кислорода может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5)
- Превышение допустимого содержания серы
Выявлено во всех семи образцах, закупленных на АЗС ИП Фетисовой С. А. (г. Минеральные Воды), АЗС ИП Подольного Р. Ю. (г. Георгиевск), АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), АЗС ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), АЗС ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово) и двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).
Массовая доля серы, в зависимости от экологического класса топлива, может составлять до 500 мг/кг. Ее превышение сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Все остальные требования технического регламента, предъявляемые к характеристикам топлива, были соблюдены.
Важно: Образцы бензина, в которых обнаружились несоответствия установленным требованиям, в большинстве случаев были закуплены на несетевых АЗС.
Необходимо также отметить, что при закупке образцов наиболее низкие цены были зафиксированы как раз на таких заправках: самый дешевый бензин (41,9 руб./литр) реализовывался на АЗС ИП Абазехова Л. А. в Новопавловске. На сетевых же АЗС цены были преимущественно выше, а самый дорогой бензин продавали на автозаправочной станции «Башнефть» в Курском районе – за 45,7 рубля.
В ходе самой закупки бензина были также зафиксированы нарушения регламента Таможенного союза, причем массового характера. Речь идет о той его части, которая устанавливает порядок обращения топлива на рынке (ст. 3 ТР ТС).
Так, на двадцати восьми АЗС по требованию потребителя не были предоставлены копии документа о качестве бензина (паспорта), а на двенадцати – предъявлены устаревшие. Подавляющее большинство таких нарушений – 36 из 40 – были допущены также на несетевых заправках.
Оправданны ли опасения потребителей?
Испытания показали, что на АЗС действительно могут продать бензин с октановым числом, не соответствующим заявленному классу. Однако такое нарушение было выявлено лишь в одном образце.
Также частично подтвердились опасения автовладельцев относительно антидетонационных присадок: оксигенаты, обнаруженные в испытанном бензине, хотя и могут спровоцировать неисправность, не входят в список запрещенных добавок.
Ни воды, ни механических примесей в образцах не обнаружено. При этом повышенное содержание серы, которое было выявлено в семи образцах, не только сказывается на нормальной работе автомобиля, но также негативно влияет на окружающую среду. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал проводить проверки.
Что делать, если на АЗС заправили плохим бензином?
Какой бы низкой ни была доля фальсификата на рынке автомобильного топлива, пока он есть, вероятность заправиться именно им также остается. При этом, как отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член Общественного совета при Росстандарте Сергей Канаев, если в результате в автомобиле возникнет неисправность, доказать, что это произошло из-за некачественного бензина, будет довольно сложно.
Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля, – пояснил Сергей Канаев.
Потому что для самостоятельного отбора проб нужно, во-первых, иметь при себе все необходимое оборудование – специальные емкости, воронки и так далее – и, во-вторых, соблюдать порядок, указанный в методических рекомендациях, – уточнил глава Федерации автовладельцев России
Порядок отбора проб по методичке:
– Пробу следует отбирать максимально открыто, в присутствии представителей АЗС.
– Пробу необходимо разлить в чистую сухую стеклянную тару в соответствии с ГОСТ 2517-2012, заполнив ее не более чем на 90%.
– Затем проба делится на три равные части и опечатывается одноразовыми пластиковыми пломбами.
– Первую часть передают в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний, вторую – сотруднику АЗС, третью – группе общественного контроля.
– Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте, и опломбированы.
– К бутылкам необходимо приклеить этикетки с указанием марки топлива, номера резервуара (колонки), даты и времени отбора, фамилий и инициалов (вместе с подписями) тех, кто отбирал и опечатывал пробу, включая представителя АЗС. Также должны быть указаны номер пробы по Карте учета, номер пломбы, шифр пробы и срок ее хранения, а также обозначен стандарт или технические условия на нефтепродукт.
Подробнее ознакомиться с порядком приобретения и отбора проб можно ЗДЕСЬ.
При этом, как подчеркнул глава Федерации автовладельцев России, все происходящее на АЗС следует фиксировать с помощью фото- и видеосъемки – тогда доказать нарушения будет проще. Запись тем более понадобится, если дело дойдет до суда.
Кроме того, съемка поможет и в том случае, если на АЗС отказываются предоставить по требованию водителя паспорт бензина.
Даже если паспорт предоставят, все равно лучше зафиксировать это на камеру, чтобы потом не произошло никакой подмены, – добавил Сергей Канаев.
Что еще оценивали эксперты во время испытаний
Помимо соответствия октанового числа заявленному классу бензина, а также содержания в нем массовой доли серы, кислорода и оксигенатов, наличия в составе примесей и воды, в ходе исследования изучались и другие параметры бензина, имеющие не меньшее значение.
- Фракционный состав
Характеризует степень испаряемости топлива при определенных температурах. Так, для нормальной работы двигателя составляющие фракции должны находиться в пределах температур перегонки. В противном случае ухудшаются его пусковые свойства, уменьшается развиваемая мощность и возрастает расход топлива.
- Давление насыщенных паров
Данный показатель определяет испаряемость головных фракций бензина и его пусковые качества. Согласно техрегламенту, в летний период давление насыщенных паров должно составлять от 35 до 80 кПа, а в зимний период и межсезонье – от 35 до 100 кПа. Если показатель превышен, это может привести к затрудненному запуску двигателя и образованию паровых пробок в топливной магистрали.
- Химическая стабильность
Способность топлива сохранять свои первоначальные свойства и противостоять различным химическим реакциям (главным образом – окислению), которым оно может быть подвергнуто в процессах хранения, транспортировки и применения. Данный параметр бензина зависит прежде всего от наличия в его составе непредельных углеводородов. Эти соединения имеют высокую реакционную способность и легко взаимодействуют с кислородом воздуха, образуя при этом смолистые вещества, которые в камере сгорания при высокой температуре превращаются в твердые отложения – так называемые нагары.
При превышении концентрации смол на поршнях и клапанах увеличивается нагар, закоксовываются клапаны и поршневые кольца, а также закоксовываются и загрязняются топливные форсунки, – уточнил эксперт, начальник испытательной лаборатории ООО «Лаборатория «Онко-ВНИИ НП» Александр Гордейко.
Другие показатели
На образование нагаров влияет в том числе наличие в бензине тетраэтилсвинца (считается, что он отсутствует в составе, если его концентрация составляет менее 2,5 мг/дм). Наличие в бензине марганца и железа также чревато проблемами. Кроме того, содержание в топливе вышеперечисленных элементов периодической таблицы в количестве, превышающем норму, а также несоответствие стандартам объемных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Что касается экологических требований, предъявляемых к топливу, то, согласно ГОСТу, основным средством от его вредных воздействий является использование герметичного оборудования в ходе производственных процессов, а также во время транспортировки бензина и его хранения. Одновременно должен строго соблюдаться технологический режим, а при проведении различных манипуляций с бензином необходимо предусматривать меры, исключающие его попадание в канализацию, водоемы и почву. Допустимое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также контроль за их содержанием устанавливает ГОСТ 17.2.3.02-78. С 1 июля 2016 года Россия в целях охраны окружающей среды перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже «Евро-5», предполагающего пятикратное снижение в топливе сернистых соединений (по сравнению с «Евро-4») и уменьшение токсичности выхлопных газов.
Индикатор качества бензина ОКТИС-2 цифровой
- Артикул: 273
- Страна производства: Россия
За последние 90 дней было продано: 39 шт.
- Модель: ОКТИС-2
- Производитель: Oktis
Специальное предложение
Коврики влаговпитывающие AVS VK-02 (2шт/50х38см)
350 Р. в подарок!
ОКТИС определяет октановое число бензина и позволяет провести экспертизу топлива!
Бензин — должен быть под контролем!
ОКТИС позволяет определить значение октанового числа прямо на автозаправочной станции!
Благодаря такому прибору вы можете избежать покупки некачественного топлива, а значит, и поломки автомобиля!
ОКТИС-2 – первый в России электронный бытовой прибор для контроля качества бензина — самый модный прибор в арсенале автовладельцев! Всегда готов к работе, имеет удобный кейс для хранения в авто.
ОКТИС — портативный прибор для определения качества бензина марок А-80, А-90, А-92, А-93, А-95. Измерение октанового числа может проводиться как в проточном режиме — во время заправки через измерительную трубку прибора, так и при помощи погружения.
Подготовка к тестированию займет не более 15 секунд, на замер и вывод результата потребуется еще несколько секунд, таким образом менее чем за минуту, Вы узнаете, стоит ли заправляться на той или иной автозаправки!
ДВА способа использования
- непосредственно на АЗС во время заливки бензина в бак
- в стационарных условиях — методом погружения
Как просто определить качество бензина на АЗС при помощи ОКТИС — видео от производителя, которому можно доверять! >>>
Назначение и принцип действия
Прибор ОКТИС-2 предназначен для определения октанового числа бензина и его измерения отражают реальное октановое число бензина, информируя таким образом автовладельца о наличии или отсутствии химических октаноповышающих добавок в топливе (марки АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98).
Принцип действия прибора основан на зависимости диэлектрической проницаемости бензина от значения его октанового числа, измеренного исследовательским методом.
Прибор может работать как в проточном режиме во время заливки бензина в бак автомобиля на АЗС, так и в режиме погружения в топливо.
Когда бензин попадает на чувствительный элемент в трубке, параметры элемента меняются, микропроцессор сравнивает их с данными, занесенными в память, и на цифровом табло появляются цифры, соответствующие октановому числу бензина. Включается прибор однократным нажатием до фиксации на кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ». Повторное нажатие на эту кнопку выключает прибор.
Выводы о целесообразности использования бензина автовладелец делает самостоятельно.
Прибор выполнен в виде единого устройства, включающего три основных узла. Корпус состоит из отсека с электрической частью и переходного отсека с уплотнительными кольцами, к которому закреплена измерительная трубка с чувствительным элементом. Переходной отсек и измерительная трубка образуют канал, в котором находится или течет бензин. В отсеке с электронной частью расположено цифровое табло и элементы питания.
Функциональные особенности:
- Объективность данных о реальном октановом числе бензина АИ-80, 92, 95, 98
- Оперативность измерения — можно определить октановое число бензина в момент заправки бака автомобиля на АЗС
- Компактность, лёгкий вес (400 г) и удобная упаковка – всегда в багажнике
- Инновационность и уникальность российских разработок
- Свобода выбора АЗС
- 2-а способа использования: проточный метод + метод погружения
- Возможность калибровки прибора под конкретный регион
- Абсолютная простота – для применения прибора не требуется специальных технических знаний, что расширяет круг потенциальных пользователей (начинающие автомобилисты, автовладельцы-женщины и т.д.)
В каких ситуациях можно оценить ОКТИС в действии?
- Лето – пора поездок по незнакомым регионам России и странам СНГ. Знание чужих АЗС минимально. Риск «нарваться» на фальсифицированный бензин – максимален…
Как проверить бензин, используя «ОКТИС-2»?
Прибор прост в эксплуатации — проверить качество бензина очень просто >>>
О качестве бензина в России:
Несмотря на бесконечный рост цен, качество бензина, доступного российским автовладельцам, далеко от совершенства. Самым простым способом получения доходов от реализации некачественного бензина является доведение октанового числа до необходимого значения присадками.
Как это проявляется в повседневной жизни?
По статистике, каждый четвертый автовладелец обращается в сервисные службы по причине использования низкокачественного бензина По данным Всероссийского союза защиты прав потребителей, продажи некачественного автомобильного топлива в России и странах СНГ составляют от 25 до 35 процентов от общего объема.
Регулярные исследования Всероссийского научно-исследовательского института нефтепереработки показывают следующую картину: в Москве более 30% топлива не соответствуют принятым нормативам и реально заявленному октановому числу, в регионах данные цифры значительно выше.
Россия находится на 84-м месте (из 100 стран мира) в рейтинге качества бензина. Формирование цивилизованного рынка начинается с его контроля самими потребителями. Неслучайно, именно российскими изобретателями, осознавшими масштабы проблемы, был создан портативный бытовой прибор «ОКТИС-2» для выявления нарушений в технологии изготовления бензина.
Прибор не имеет аналогов, так как позволяет ДВА способа использования:
- непосредственно на АЗС во время заливки бензина в бак (для анализа проточным методом необходим объём от 5 л);
- в стационарных условиях — методом погружения (будет достаточным объём топлива от 80 мл).
Место использование – АЗС
Метод использования – проточный
Алгоритм использования:
- вставить заправочный пистолет в измерительную трубку прибора
- включить прибор
- залить в бак 5-10 л бензина
- увидеть результат на экране прибора
- если отклонение октанового числа бензина в пределах ±1,5 единицы от заявленного на АЗС, можно продолжить заправку, если отклонение больше ±1,5 единицы, имеет смысл воспользоваться услугами другой АЗС.
Место использование – любое
Метод использования – погружение
Алгоритм использования:
- перелить бензин в любую удобную ёмкость объёмом больше 80 мл
- включить прибор
- погрузить прибор в бензин
- увидеть результат на экране прибора
- сделать выводы о целесообразности использования этой партии бензина
Комплект поставки
- Прибор-индикатор октанового числа
- Инструкция по эксплуатации
- Комплект запасных уплотнителей
* По своей сути прибор является индикатором и дает владельцу первичную, предварительную информацию о качестве бензина, позволяет уберечь автомобиль от грубых ошибок при заправке, и не предназначен для использования в качестве измерительного средства при возникновении спорных и конфликтных ситуаций относительно качества бензина на АЗС.
В соответствии с письмом от 23.03.09г № 101-кс/616 Всероссийского научно-исследовательского института сертификации прибор не подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ РФ.
Гарантия: 2 года
Вопрос — Ответ:
Вопрос: Можно ли пользоваться прибором ОКТИС на автозаправочных станциях?
Ответ: Можно. Бензин, вытекающий из заправочного пистолета, вами оплачен и он ваш. Вы имеете полное право делать с ним что угодно, в том числе измерять его характеристики.
Вопрос: Что делать, если показания прибора сильно отличаются в меньшую сторону от марки бензина, указанной на колонке АЗС?
Ответ: Такое расхождение указывает, что октановое число бензина в данной колонке АЗС искусственно повышено октаноповышающими добавками (тетраэтилсвинец, либо другие). Много такого бензина в бак заливать не следует. Лучше вообще не заливать, а проехать на другую АЗС.
Вопрос: Как часто необходимо менять батарейки?
Ответ: В приборе ОКТИС-2 используются две цилиндрические батарейки тип «АА» по 1,5 вольта каждая. При использовании прибора два раза в неделю по две минуты каждый раз, менять батарейки следует примерно 1 раз в полгода.
Вопрос: Чем подтверждается пожарная безопасность прибора?
Ответ: В соответствии с разъяснениями Всесоюзного Института сертификации г. Москва, прибор не подлежит обязательной сертификации, в том числе на пожарную и какую-либо другую безопасность. (Письмо № 101-КС/616 от 23.03.09). Прибор безопасен.
Вопрос: На некоторых бензоколонках не удается получить ровное медленное течение бензина через прибор. Срабатывает клапан на заправочном пистолете. Что делать?
Ответ: Все клапаны на заправочных пистолетах колонок отрегулированы по-разному. С этим ничего не поделаешь. Приходится приспосабливаться.
Вопрос: Как измерить октановое число бензина, налитого в канистру?
Ответ: Если канистра полная, то надо открыть крышку, включить прибор, опустить трубку прибора в горловину канистры так, чтобы бензин был выше отметки на трубке, прочитать показания на табло прибора. Если канистра не полная, то часть бензина надо вылить в подходящую высокую емкость, а затем сделать, как описано выше.
Вопрос: Можно ли пользоваться прибором в дождливую погоду?
Ответ: Можно, только не надо допускать попадания воды в измерительную трубку.
Вопрос: Что будет с прибором, если его забыли выключить?
Ответ: Спустя какое-то время в приборе отключится измерительная часть и он будет издавать прерывистый звуковой сигнал до тех пор, пока не закончится питание батареек.
Вопрос: Откуда в бензине появляются пузырьки воздуха?
Ответ: Наиболее вероятно это происходит из-за подсоса воздуха в перекачивающем насосе через какие-либо небольшие щели или микротрещины в шланге.
Вопрос: Как часто надо менять уплотнительные кольца?
Ответ: В приборе есть два уплотнительных кольца из маслобензостойкой резины. Эти кольца плотно фиксируют заправочный пистолет в переходном отсеке прибора во время заправки автомобиля. Уплотнения выдерживают не менее 500 циклов заправки, т.е. вставить пистолет в прибор – вынуть пистолет из прибора.
Вопрос: Сколько бензина надо залить в бак автомобиля, чтобы определить октановое число ?
Ответ: Если пистолет на заправочной бензоколонке отрегулировано хорошо, то достаточно 2-3 литра бензина, иначе необходимо 5-7 литров.
Диапазон определяемых октановых чисел: от 75 до 99,9
Минимальный объем бензина, необходимый для определения октанового числа в проточном режиме: 5 — 10 л
Минимальный объем бензина, необходимый для определения октанового числа в режиме погружения: 80 мл
Время подготовки прибора к работе: не более 15 сек
Напряжение питания: 3 В (два элемента типа АА)
Ток, потребляемый от элементов питания: не более 80 мА
Температура проверяемого бензина от 0 до +40°С
Условия эксплуатации: температура окружающей среды: от +5°С до +40°С, влажность при 30°С, %: от 30 до 80
Масса не более 0,36 кг
Габариты и вес упаковки 33 x 16 x 5 см, 0,6 кг
Береги автомобиль: создан экспресс-тест качества бензина
Экспресс-тесты качества топлива, разработанные в России, позволят мгновенно узнать о наличии в бензине веществ, способных навредить машине. Тесты представляют собой полоски из картона, на которые достаточно капнуть оставшимся на заправочном пистолете топливом. Если оно содержит свинец, железо и другие вредные для автомобиля соединения, полоска в считаные секунды изменит цвет, тем самым предупредив водителя о низком качестве горючего. На такой АЗС можно будет залить минимальное количество бензина, чтобы доехать до следующей. Вооружившись тестом, «Известия» провели свое расследование качества бензина на московских заправках.
Пистолет в помощь
Многие водители предпочитают заправляться на станциях, которые им хорошо известны. Однако во время долгой поездки по трассе или в другом городе иногда приходится заезжать на незнакомые заправки.
Чтобы понять, не повредит ли бензин автомобилю, ученые из РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина создали два уникальных экспресс-теста на его качество. Первый, уже запатентованный, определяет превышение максимально допустимой концентрации в топливе железа и свинца, а второй — серо- и азотсодержащих соединений.
Согласно ГОСТ 32513-2013, в бензине не допускается содержание перечисленных выше металлов, в дизельном топливе их просто не бывает из-за особенностей производства. В бензине свинец и железо появляются, когда недобросовестный производитель повышает октановое число, например, меняя АИ-92 на АИ-95. И это топливо потом попадает на АЗС, как правило, несетевые.
Давно известно, что свинец опасен для здоровья –– он выделяется вместе с выхлопными газами и накапливается в организме быстрее, чем выводится. Кроме того, органические соединения свинца мешают работе особых фильтров, стоящих на выхлопных трубах автомобилей, чтобы уменьшить количество вредных веществ, выбрасываемых в воздух. Железо не вредит организму, но от него автомобильные свечи покрываются красным налетом, а постоянно менять их накладно. Если не уделять внимание нагару, на электроде образуется слой, из-за которого снижается вероятность появления искры, что ведет к нестабильной работе двигателя.
–– Слова в ГОСТе о полном отсутствии железа и свинца в топливе не совсем корректны, –– сообщил заведующий кафедрой общей и неорганической химии НИУ им. И.М. Губкина, академик Алексей Дедов. –– С научной точки зрения правильно говорить о максимально допустимой концентрации для конкретного класса топлива. Этот параметр присваивается согласно содержанию различных веществ в выхлопах машины. При разработке тестов мы ориентировались на пятый класс топлива (К5 или Евро-5), так как классы меньшего порядка на данный момент запрещены в России. За отсутствие железа и свинца принимают концентрацию менее 10 мг/л, и тест реагирует на превышение этого количества.
Тест на железо и свинец представляет собой полоску из плотного картона, на который нанесен полимерный композитный материал, меняющий цвет при взаимодействии с металлами. Чтобы воспользоваться тестом, необходимо прикоснуться к нему заправочным пистолетом, на конце которого всегда остается капля топлива. Чем больше в бензине железа или свинца, тем насыщеннее становится цвет полоски, варьируясь от желто-зеленого до темно-зеленого.
Цвет серы
Второй тест показывает превышение концентрации серо- и азотсодержащих веществ в топливе. Сернистые соединения изначально содержатся в нефти, избавляются от них на стадии получения топлива. Данные вещества сокращают срок службы моторного масла и форсунок, впрыскивающих дизельное топливо, а также оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Азотсодержащие соединения применяются для поднятия октанового числа, но при сгорании дают канцерогенные вещества, наносящие вред экологии и каталитическому дожигателю выхлопных газов.
Тест, определяющий наличие и концентрацию серо- и азотсодержащих соединений, пока на стадии разработки. На данный момент создан просто реагент, который можно насыпать, например, в пробирку и капнуть туда образцом топлива.
–– Чем больше серы в бензине, тем более интенсивным становится цвет теста, он меняется от бледно-желтого до розового, –– пояснила научный сотрудник кафедры общей и неорганической химии НИУ им. И.М. Губкина Екатерина Исаева. –– Массовая доля серы в топливе зависит от его класса, и изготовитель обязан указывать данную информацию в кассовых чеках на заправке. В соответствии с постановлением правительства РФ массовая доля серы для автомобильного бензина пятого класса должна быть не более 10 мг/кг. Для дизеля эти цифры аналогичны. Поэтому созданные нами тесты улавливают наличие серы в образце, если ее массовая доля более 10 мг/кг.
Концентрация азотсодержащих соединений, в частности монометиланилина, применяемого для поднятия октанового числа, также строго ограничена ГОСТ 32515-2013. Она должна быть не более 0,1% объема. Если она превышена, тестовая полоска начинает приобретать слабый голубой цвет, становящийся более насыщенным при увеличении количества этих соединений.
Хорошо, но мало
Авторы работы подчеркивают, что данные тесты не будут иметь юридической силы, если с автомобилем что-либо случится после заправки. Однако такая проверка топлива может предостеречь водителя от заправки или побудить залить минимальное количество бензина, чтобы доехать до следующей АЗС.
–– Я считаю, что разрабатываемые экспресс-тесты должны занять достойную нишу в области быстрого анализа моторных топлив, –– заявил доцент кафедры теоретических основ теплотехники НИУ МЭИ Иван Бураков. –– Правда, разработанные тесты в сумме позволяют определить лишь четыре наиболее значимых показателя, характеризующие моторные топлива. Согласно соответствующему ГОСТу, существуют порядка 15 показателей, которые требуется контролировать: концентрация смол, промытых растворителем, индукционный период, объемные доли бензола и углеводородов и т.д. Поэтому использование экспресс-тестов позволит оценить качество предлагаемого бензина или дизеля достаточно поверхностно.
«Известия» провели собственное исследование наличия в топливе московских заправок металлов. Были взяты образцы бензина на АЗС компаний «Татнефть», «Лукойл», «Роснефть», EKA, Shell, BP и «Газпром», расположенных на МКАД и некоторых вылетных магистралях. Топливо проверили с помощью тестов, предоставленных НИУ им. И.М. Губкина. Выяснилось, что ни одна из перечисленных заправок не продает бензин с металлосодержащими присадками.
В ближайшее время ученые планируют наладить производство удобных для пользователей тестов на серо- и азотсодержащие вещества в виде картонных полосок.
Как повышают октановое число бензина
Повысить октановое число бензина можно самостоятельно, если приобрести специально предназначенную для этого присадку. Пример такого средства – Lavr Next Octane Plus. Вещество заливается в бензобак после заправки. Оно быстро растворяется в бензине. По некоторым замерам средство повышает октановое число до шести единиц. Как заявляет производитель, если машина должна работать на 98-м бензине, то водитель свободно может заливать 92-й и наливать в бак данную присадку.
Среди аналогов, которые немного меньше, но также повышают ОЧ:
- Astrohim Octane+ (3-5 единиц);
- Octane+ фирмы Октан Плюс (повышение на две единицы);
- Liqui Moly Octane+ (до пяти единиц).
Причина, по которой многие автовладельцы используют 92-й бензин с присадками вместо положенного 95-го или 98-го, является распространенное мнение (иногда не беспочвенно) о том, что владельцы заправочных станций сами пользуются таким методом.
Часто для повышения устойчивости к преждевременной детонации используются вещества, снижающие вероятность преждевременной детонации. Примером тому – растворы, содержащие спирт или тетраэтилсвинец. Если использовать второе вещество, то на поршнях и клапанах сильно накапливается нагар.
Использование спирта (этиловый или метиловый) имеет меньше негативных последствий. Его разводят из соотношения одна порция вещества на 10 порций бензина. Как заверяют те, кто пользовался таким методом, выхлопные газы автомобиля становятся чище и детонации не наблюдалось. Однако следует учесть, что у спирта есть и «темная сторона» – он гигроскопичен, то есть, способен впитывать влагу. Из-за этого как в баке, так и в топливной системе бензин будет иметь более высокий процент влажности, что отрицательно скажется на работе мотора.
Дополнительно о присадках подобного рода смотрите в следующем видео: