Самостоятельная проверка подшипника ступицы
Если у вашего автомобиля появился гул ступичного подшипника и вы решили игнорировать его, то это может привести к непоправимым последствиям и к гораздо более дорогостоящему ремонту.
Помимо дискомфорта водителя от гула ступичного подшипника, вскоре его будут отчетливо слышать пассажиры и пешеходы. В один прекрасный день, привычный для вас гул неисправного подшипника сменит треск и хруст, подшипник заклинит ступицу колеса и заблокирует само колесо, а помимо этого приведет к выходу из строя шаровой опоры и деформации полуоси, а еще хуже автомобиль уйдет в неуправляемый занос на высокой скорости.
Ступичный подшипник: 4 простых способа проверить пока не поздно — Советы специалистов
Многие в курсе, что есть некие подшипники в районе колёс называемые ступичными, и периодически они изнашиваются. Но на этом представления о сабже заканчиваются. Не беда! Сегодня подробно поговорим о том, что это такое и главное — как определить необходимость замены. И для начала, чуть-чуть теории.
Если без заумных определений, то ступичный подшипник — это подшипник, на котором вращается колесо. Конечно, все мы снимали колёса (ну или хотя бы присутствовали при этом таинстве) и видели, что на самОм колёсном диске никаких подшипников нет, да и на том с чего снимали, их также не видать. Правильно. Потому что подшипник сей стоит между неподвижной осью вращения и тем, к чему прикручивается колесо. Деталь, выполняющая роль неподвижной оси называется кулакили цапфа.
Небольшое пояснение: понятие «ось» в данном случае применяется именно как геометрическая ось вращения, а не как форма детали. Например, в поворотных кулаках переднеприводных машина эта ось является полой, и внутри неё проходит приводной вал. См. картинки ниже.
В свою очередь, деталь к которой непосредственно крепится колёсный диск, называется ступицей. Таким образом, если чуть-чуть напрячь голову и представить всё вышенаписанное, то выходит следующая картина: на неподвижную ось надевается подшипник (или вставляется в неё, в случае наличия привода), а на подшипник надевается ступица, к которой и прикручивается колесо. Такая вот нехитрая матрёшка. Теперь о неисправностях и самостоятельной диагностике.
Так как сегодняшний герой не отличается высокой сложностью, то и симптоматика неисправности будет вполне однозначная.
Симптом №1
Шумы. Те, кто когда-нибудь слышал как шумят/гудят сухие или изношенные подшипники, поймут о чём речь. Тем же, кто не знает, тоже отчаиваться не стоит. Если есть сомнения в исправности какого-либо ступичного, просто вывесите два колеса одной оси, поставьте коробку на нейтраль и покрутите оба. Уверен, шумящий ступичный вы определите сразу. Главное, не перепутать шум подшипника с трением колодок о тормозной диск, чтобы не поменять в испуге все четыре. 🙂
Симптом №2
Раз уж вывесили ось с подозреваемым колесом, пошатайте его во все стороны. Сильно изношенный подшипник даст однозначно определяемый от руки люфт. Опять же — не перепутайте люфт подшипника с люфтом рулевых наконечников (если у вас устали и они). При недостатке опыта лучше позвать друга: один шатает колесо во всех направлениях, другой смотрит на него с внутренней стороны. Уверен, вдвоём вы легко сможете определить: шатается ли колесо относительно цапфы (тогда это ступичный), или же вся цапфа в сборе люфтит относительно рулевой тяги — тогда нужно менять наконечники.
Симптом №3
Ощутимый нагрев. Очень часто ступичный подшипник начинает подклинивать, вследствие чего нагреваться. После поездки дотроньтесь рукой до колёсного (не тормозного! 🙂 ) диска и сравните температуру на колесе попавшим под сомнения со вторым колесом этой оси. Если ступичный клинит — то температура будет заметно выше. И термометры для определения разницы вам не понадобятся, однозначно. Но опять же, мы берем ситуацию, когда уверены в исправности тормозных механизмов: перегрев может давать и закисший тормозной суппорт.
Симптом №4
И наконец, увод вбок при движении. Если ступичный уже отходит в лучший мир и сильно заедает при вращении, это скажется на прямолинейности движения. Тащить автомобиль будет в сторону колеса с неисправным подшипником. К слову, как и в варианте «3», это всегда связано с параллельным нагревом детали и может быть вызвано также подклиниванием суппорта, или механизма ручного тормоза, если речь про задние колёса. Поэтому, последние два пункта актуальны только при заведомо-исправной тормозной системе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Причины гула подшипника
Чтобы понять, что привело к разрушению подшипника, а также избежать подобного в дальнейшем, необходимо узнать причины. Наиболее частые из них:
- попадание грязи и воды под сальники;
- естественный износ;
- попадание продуктов износа на рабочие поверхности;
- недостаток смазки;
- механические повреждения;
- заводской брак подшипника, установленного при замене.
Кроме того, подшипники могут не выдержать нагрузки вследствие небольшой динамической грузоподъемности. Замену подшипников стоит проводить, как только они начинают гудеть. В противном случае колесо может заклинить, и тогда лучше бы водителю ехать на небольшой скорости.
Другие причины:
- Сокращение срока службы подшипников происходит из-за использования неправильного вылета колесных дисков.
- Излом детали увеличивается в зависимости от массы автомобиля.
- Увеличенный внешний радиус покрышки также неблагоприятно сказывается на состоянии подшипников. В этом случае при боковом ускорении машины увеличивается сила воздействия на передние ступицы. Такой фактор особенно распространен среди джипов.
- Неисправные амортизаторы, которые не справляются с ударными нагрузками, часто становятся виновниками выхода из сроя ступичных подшипников.
- Повреждения тормозной системы — причина передачи лишнего тепла на подшипник. Определить это можно по вибрации педали тормоза.
- Неправильное выполнение развала/схождения колес. Неверно выбранные углы установки колес влекут за собой перераспределение нагрузок.
Повышенный износ подшипников возникает при передвижении по глубоким лужам. Негативно сказывается на детали длительная эксплуатация в условиях сильного мороза или на жаре. Плохо переносят подшипники и запыленную пересеченную местность. Перегруз машины, а также продолжительное вождение на высокой скорости — еще одни причины быстрого износа элемента подвески. Как определить, какой подшипник гудит? Это можно сделать по определенным «симптомам».
при движении на ровной дороге появился какой то гул, никак не могу понять от чего он идет. есть предположение что колеса стерлись до половины протектора и хз от чего за выли, или подшипники передние начали выть. что посоветуете, как найти причину?
есть конечно вариант — на сервис, там точно найдут за что денег надо заплатить, но хотелось бы сначала может самому понять в чем причина
поддомкрать колесо и попробуй найти лифт в разных плоскостях
гул может быть когда развала нет !
может и подшипник. при движении из стороны в сторону покачать рулем изменится либо нет .
Вывешиваешь колесо, коробка на нейтрали крутишь как можно сильнее и слушаешь. если тишина, то качаешь колесо в разных плоскостях. если люфт есть, то есть косяк. Люфт может быть как от рулевого (тяга, наконечник), от шаровой опоры, от сайлентблоков изношеных, так и от ступичного подшипника.
еще признаки — гул при повороте усиливается/пропадает, можно вывесить колеса по очереди (левое/правое) и включить передачу (с соблюдением всех мер предосторожности, ручник и т.д.), разницу будет ощутимо слышно, если неисправен один из подшипников
у меня автослесарь проверял так, домкратил машину,
колесо руками, крутил, дёргал, если был шум или
ощущение что колесо как будто не надежно сидит, то значит ступичный.
а проявлялось — на определенной скорости гул в районе этого колеса.
Ступичный скорее воет- звук достаточно высокий и высота звука зависит от скорости.
На сервисе был. Гул есть. Причины нет. (вмысле не нашли) Вот теперь х/з, чё делать?
найти асфальт хороший, и прокатиться по нему. сейчас столько много хламу настелили-налатали.
вчера ехал с Сиба — столько по дороге разного гула наслушался, думалось колёса отвалятся. а местами была лента — ну прям тишь-гладь, и тишина.
уровень гула меняется именно от скорости, на ходу качать рулем как то не проверял. крутить, качать я так понимаю актуально на задней оси, а тут гораздо сложнее имхо.
Дык на другой машине по тем же дорогам ездю. Есть с чем сравнивать.
в том и дело, что гудит именно на гладком асфальте 🙁
Если ступичный начинает разваливаться, усиливается трение деталей. По любому колесо греться начнет. Потрогай диск после остановки — горячий или нет. Я так проверял, ну и в сервисе, когда диагностику подвески делали — подтвердили.
ещё такие моменты:
1.гул присутствует всегда?
2.когда даёшь газу гул затихает?
3.когда бросаешь газ гул возникает?
колёсный диск может греться от тормозного диска, а тот очень часто тёплый или горячий после остановки.
Ну так с целью диагностики не надо давить на тормоз постоянно, остановись накатом — и щупай.
будет тёплый по любому. см. Физика, раздел трение.
проверять надо в поворотах, на кольце или на прямой покрутить рулем когда идешь накатом, разгружая то одну сторону машины то другую.
т.е. если поворачиваешь налево — разгружается левая сторона и гул может стихнуть, ну с правой аналогично.
Гудит на скорости от 70. Както сцыкотно «в поворотах, на кольце или на прямой покрутить рулем когда идешь накатом»
pegon, 1. Проверь затяжку гаек колеса (поверь. гул бывает и из-за этого). 2. Вывеси колеса или по-отдельности, или ось целиком. Крутани. Если ступица — услышишь сразу и запомнишь надолго.
Люфты в подвеске стучат, а не гудят. ИМХО.
Выводы
Когда подшипник ступицы полностью исправен, то никакого люфта возникать не должно.
При поломке ступичного подшипника нужно быстрее перегнать автомобиль на СТО. Но всё же при наличии определённого инструмента, минимальных навыков и знаний заменить деталь можно своими силами. Однако для этого потребуется как минимум запастись парой съёмников и хорошо знать особенности строения подвески. Если вы не обладаете должными знаниями, стоит всё же обратиться за помощью к мастерам.
Как определить неисправность ступичного подшипника
Начальная стадия износа характеризуется появлением гудения на скорости 40-50 км/ч: по мере разгона звук усиливается. На следующем этапе к этому шуму добавляется стук, потом треск, свидетельствующие о разрушении сепаратора и вываливании из него роликов. В конце концов запчасть разваливается, колесо заклинивает, а то и разворачивает под углом к направлению движения. Все это чревато опасностью не только для водителя и пассажиров, но и находящихся поблизости пешеходов.
Что делать, обнаружив люфт подшипника
Перед заменой подшипника убедитесь, что проблема точно в нем. Несмотря на то, что некоторые мастера рекомендуют перед заменой подшипника попробовать подтянуть его гайку, не делайте этого. Такой «ремонт» устранит люфт, но через 1–2 тысячи километров износ увеличится еще больше и возникнет угроза заклинивания колеса. Поэтому при обнаружении люфта подшипника необходимо заменить его, а подтяжку гайки использовать только для того, чтобы добраться до места ремонта.
Что может вызвать неисправность ступичного подшипника?
Как было сказано выше, подшипник — крайне прочная часть ступицы, и вывести ее из строя не так просто. Даже под воздействием нагрузок и негативных факторов, скорее выйдут из строя стойки, втулки и другие элементы подвески, однако, при определенных обстоятельствах подшипник ступицы также выходит из строя. Причинами его поломки могут служить:
- большой пробег — тот фактор, который способен «убить» любую деталь автомобиля, и ступичный подшипник не исключение; большая часть неисправностей подшипников происходит именно по этой причине; наиболее часто поломки происходят когда автомобиль перешагивает границу пробега в 70-120 тыс.км.
- потеря герметичности защитных кожухов, защищающих смазку подшипника от вытекания, — еще одна частая причина преждевременного износа подшипника ступицы; отсутствие смазки, попадание различных загрязнений внутрь подшипника и влаги влекут за собой ускоренный износ детали; как правило пробега в 2 тыс.км с подшипником без смазки достаточно для того, чтобы появились первые явные признаки износа;
- агрессивный стиль езды с попаданием в ямы на высокой скорости также ускоряет износ узла, однако, в первую очередь это все же повлечет за собой неполадки других элементов подвески;
- сборка подшипника в неправильном положении, его неправильная запрессовка, слишком сильная перетяжка при замене и, как следствие, перегрев, установка неправильного зазора и регулировки способны износить подшипник за 2-3 тыс км.
Не мойте подшипник «Керхером»
Колесные подшипники особенно подвержены сильным ударам и воздействию воды
Грубый, спортивный стиль вождения приводит к особым нагрузкам на подшипники колес и, соответственно, ранним выходам из строя. Ударов они тоже боятся, это известно. Но что никто не принимает во внимание, так это водные струи под давлением.
Распространенной причиной отказа является попадание воды. Влага приводит к коррозии, разжижению смазки и перегреву подшипника колеса. Из-за повышенного трения подшипники вскоре начинают «пожирать» себя. Через щели разгерметизированного уплотнителя внутрь попадает грязь, появляется абразив – и пошло-поехало!
Во избежание попадания влаги необходимо четко соблюдать как инструкции по установке подшипников, так и разумные пределы при мойке колес.
Другие причины выхода из строя подшипников колес: перегрев при забытом включенном ручнике, заблокированном тормозе (смазка внутри подшипника просто может выгореть), плохо отбалансированном диске (из-за вибраций), перетяжке подшипника или слишком слабом преднатяге.