Операции, не облагаемые НДС (2022-2023)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Операции, не облагаемые НДС (2022-2023)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Без НДС и НДС 0% — в чем же разница?

Экономить на налогах хотят все компании. Многие пытаются оптимизировать налоги, но заканчивается это не всегда удачно. Но выход есть всегда. Например, можно присмотреться к НДС. Можно воспользоваться двумя вариантами: без НДС и НДС 0%.

Но в чем их разница?

0% — экспортная ставка налога. С ней можно заниматься реализацией услуг, связанных с международными перевозками товаров, продукции из области космической деятельности, драгоценных металлов и других редких товаров.

Нулевая ставка НДС требует документального подтверждения. Для этого нужно в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов. В противном случае налог придется начислить в общем порядке по ставкам 20% или 10%.

Для подтверждения нулевой ставки выделяется 180 дней. Начинать рассчитывать период нужно с момента, когда в документации появятся отметки таможенных служб

Вывод следующий — нулевую ставку применяют организации и предприниматели, которые занимаются специфической деятельностью. Больше налогоплательщиков работают без НДС.

Ставка «без НДС» полностью исключает налог из суммы продажи. То есть организация не является плательщиком НДС или временно освобождена от уплаты налога.

От уплаты НДС освобождены компании на специальных режимах — УСН, ЕНВД или ЕСХН. Но компания на ОСНО тоже имеет право не платить налог.

Чтобы получить такое разрешение необходимо посчитать свою выручку, полученную за последний квартал.

Если она не достигает 2 млн рублей и в течение трех месяцев не было операций, связанных с начислением акциза, то можно заниматься сбором документов для получения освобождения от уплаты НДС.

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

Какие изменения НДС ожидают ИТ-компании

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Другой комментарий к Ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации

При применении статьи 149 НК, прежде всего, следует учитывать два момента.

Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.

Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК.

Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.

Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК и наличия у налогоплательщика лицензии.

Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.

Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 ст.149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.

Читайте также:  Как оплачивать больничные в 2023 году

Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса России. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Особый порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН с 1 января 2019 года

  1. Для тех, кто только переходит на ЕСХН – заявление на освобождение от НДС должно быть подано в одном и том же календарном году, когда совершен переход.
  2. Если компания (ИП) уже применяет ЕСХН – необходимо, чтобы сумма дохода от облагаемой сельхозналогом деятельности не превысила лимит. Его определяют за предшествующий календарный год без учета НДС.

Максимальные суммы лимита представлены в таблице.

Таблица 1. Лимит доходов для освобождения от НДС для плательщиков ЕСХН

Год реализации права на освобождение от НДС

Год, за который необходимо рассчитать лимит

Сумма лимита, млн руб.

2019 2018 100
2020 2019 90
2021 2020 80
2022 2021 70
2023 и последующие 2022 и последующие 60

НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы. Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее, что такое налоговая льгота с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Суть дела

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налого­обложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:

■ 1010251 — реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010239 — реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции ­РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям ­РЕПО) (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010258 — операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010243 — реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

­ИФНС потребовала представить в десяти­дневный срок подтверждающие документы по этим операциям. Свои требования инспекторы аргументировали п. 6 ст. 88 НК РФ, который дает право налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы. Общество сочло этот запрос неправомерным и не представило документы. Инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Льгота или нет?

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения ­НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по ­НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Апелляция подчеркнула, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. В этом деле спор касался операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по ­НДС (код 1010806). Президиум отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения. То есть отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

Читайте также:  Госпошлина на права в 2023 году: размеры и способы оплаты

По мнению апелляции, данное Президиумом ­ВАС РФ толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 НК РФ. Сказанное также подтверждается Определением ­ВАС РФ от 12.11.2012 № ­ВАС-6809/12. В данном случае инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по ­НДС: 1010292 (уже упоминавшиеся операции займа) и 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Тройка судей напомнила, руководствуясь постановлением Президиум ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам. Дело действительно было пересмотрено (см. постановление ­ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409) в пользу налогоплательщика.

Установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, если льгота не использовалась

Вновь обратимся к делу № А40-144426/14, а точнее к судебному акту апелляционной инстанции – Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015. Арбитры отметили: в п. 5 ст. 149 НК РФ

не содержится

указания на такое правовое последствие (санкцию), как лишение права налогоплательщика на вычет (возмещение) НДС при его пропуске.

Предусмотренный данной нормой срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС. Статьи 170 – 172 НК РФ не содержат такого ограничения права на вычет, как пропуск указанного срока.

Поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия несоблюдения срока на подачу заявления, не указывает на утрату права на отказ от льготы и права на применение вычетов по НДС, несвоевременное представление налогоплательщиком подобного заявления само по себе не может являться основанием для признания незаконным применения общей системы налогообложения. Ведь порядок отказа от освобождения от налого­обложения носит уведомительный характер и предусматривает безусловный отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения.

Отметим: изложенная позиция не является откровением. Действительно, некоторые арбитры (с подачи налогоплательщиков) высказывают мнение об уведомительном характере порядка отказа от льготного налогообложения при рассмотрении налоговых споров, возникающих относительно применения положений п. 5 ст. 149 НК РФ. Примером тому является Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2014 по делу № А40-123621/14.

Однако к успеху (для налогоплательщиков) данная позиция, как правило, приводит в тех ситуациях, когда налогоплательщик, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, фактически ею не пользовался.

В деле № А40-144426/14 все было ровно наоборот. В связи с этим окружные арбитры указали на несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору.

Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 25.12.2018 № 493-ФЗ)

Операции по реализации услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися участниками проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке уполномоченными органами и организациями иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития и подтверждающей право на оказание таких услуг. (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 493-ФЗ)

Кто такие налоговые агенты по НДС

На 90 счете отражается вся выручка по основной деятельности компании. 91 счет нужен для учета разовых и нестандартных для организации операций, например, продажи основных средств или других материальных активов.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Это очень смелое решение. В данном случае вам нужно заключать именно договор передачи прав, а не оказания услуг.

В настоящем обзоре подробно написано, что именно изменилось и каким образом эти новшества сказались на деятельности хозяйствующих субъектов.

Комментарий к ст. 149 Налогового кодекса


Статья 149 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению. Данный перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социального обусловленного характера. Среди них: медицинские товары и услуги, услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования) или воспитательного процесса, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги, реализация почтовых марок и лотерейных билетов, проводимых по решению уполномоченного органа, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства, а также реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы, осуществление ряда банковских операций, оказание услуг адвокатами, совершение нотариусами нотариальных действий, услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и другие.

При этом при продаже товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе отказаться от льгот на срок не менее года. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ внес ряд изменений в статью 149 Налогового кодекса РФ, в которой установлены льготы для плательщиков НДС.

Льгота для нотариусов

До 1 января 2006 года налоговые органы требовали от нотариусов уплачивать НДС. Так, в письме ФНС России от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886@ сказано, что в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели. А согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы. Поэтому для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, что подтверждает Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 116-О.

Читайте также:  Как проходит окончание исполнительного производства?

Таким образом, при осуществлении нотариусами операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, они должны исчислять и уплачивать в бюджет налог в общеустановленном порядке.

Однако с 1 января 2006 года ситуация изменилась. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ дополнил пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса подпунктом 15.1. В этом подпункте сказано, что НДС не облагается совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Кто имеет право работать без НДС

Работа без НДС доступна большинству обществ с ограниченной ответственностью. Этот налог платят на общей системе налогообложения, поэтому сразу после регистрации ООО надо перейти на другой налоговый режим.

Такие режимы называют льготными, потому что они позволяют платить в бюджет меньше налогов, чем на общей системе. А самое главное – разрешают работать ООО без НДС. Выбирать можно из следующих налоговых режимов:

  1. УСН Доходы со ставкой 6% от полученных доходов;
  2. УСН Доходы минус расходы, где налогом облагается разница между доходами и расходами по ставке от 5% до 15%;
  3. ЕНВД, на котором платят 15% от вмененного дохода, рассчитанного по специальной формуле;
  4. ЕСХН, разработанный специально для сельхозпроизводителей, которые платят только 6% от разницы между доходами и расходами.

Чтобы понять, какая льготная система налогообложения окажется самым выгодным вариантом в конкретном случае, надо провести индивидуальный расчет налоговой нагрузки.

Но кроме того, проверьте, соблюдаете ли вы условия по переходу на льготную систему:

  • своевременная подача в налоговую инспекцию уведомления о выборе режима;
  • соблюдение лимитов по численности работников (не более 100 человек на УСН и ЕНВД) и размеру годового дохода (не более 150 млн рублей на УСН);
  • выполнение других обязательных условий, предусмотренных отдельными главами Налогового кодекса по каждому режиму.

Если же общество с ограниченной ответственностью не подает после регистрации заявление о переходе на льготный режим, то будет плательщиком общей системы (ОСНО). А на ней, как мы уже выяснили, надо платить НДС по ставке до 20%. И не только его, но еще и налог на прибыль, а также на недвижимое имущество, если оно числится за организацией.

Те компании, которые просто не знали о своем праве работать по сниженным налоговым ставкам и поэтому не подали заявление, могут исправить ситуацию с нового года. Для этого надо обратиться в свою ИФНС в конце декабря текущего года.

Но даже если ООО вовремя перешло на льготный режим и не признается плательщиком НДС, заплатить этот налог все равно придется в следующих ситуациях:

  • ввоз товаров на территорию Российской Федерации;
  • выставление счет-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость (иногда компании на спецрежимах идут на это по просьбам контрагентов, но лучше этого не делать);
  • получение статуса налогового агента по НДС (получатель услуг иностранной компании, концессионер в рамках концессионного соглашения, доверительный управляющий и др.).

Порядок продления, преимущества и недостатки

Если условия и критерии, которые содействовали предпринимателю по получении льготы, остались прежними, он имеет право пролонгировать льготу во времени и уведомить об этом налоговый орган соответственно.

Если выручка превысила 2 млн. за период действия льготы или предприниматель стал реализовывать подакцизные товары, освобождение заканчивается. Предприниматель обязан начислять и выплачивать налог с 1 числа месяца, в котором случилось превышение указанных лимитов или был продан подакцизный товар.

Преимущества:

  • сокращение налогового бремени на организацию;

Недостатки:

  • экономическая выгода предпринимателя, связанная с освобождением от уплаты НДС, обусловлена конкретными условиями осуществления им своей деятельности.

В каких случаях ООО не платит НДС?

Предприятиями, работающими без НДС, могут стать все, кто соответствует сразу трем условиям, обозначенным в пункте 1 статьи 145 НК РФ:

  • применение общей системы налогообложения;
  • отсутствие реализации подакцизных товаров;
  • за 3 месяца, предшествующих заявлению на право об освобождении, выручка не превысила 2 млн руб. (при этом месяцы должны следовать друг за другом и последний из них предшествовать подаче заявления).

В Письме ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ разъяснено, что указанную выручку определяют:

  • от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС;
  • в расчет общей суммы НДС не включают.

Получить освобождение от НДС могут плательщики налога только в отношении внутрироссийских операций, облагаемых этим налогом. То есть платить НДС при ввозе товаров на территорию РФ все равно придется (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание на изменения с 1 января 2019 года (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Они затронули плательщиков ЕСХН. В общем случае такие компании теперь:

  • признаются плательщиками НДС;
  • для их освобождения от НДС действует особый порядок.

Если организация оказалась на общей системе не по своему желанию (иногда ОСНО выбирают намеренно, например, для работы с крупными партнерами), то при небольших доходах она может освободиться от уплаты налога.

ООО без НДС на общей системе – это организации, которые получили за последние три месяца не более 2 млн рублей выручки и не реализовывали подакцизные товары. Чтобы получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, обращайтесь в свою ИНФС с заявлением (утверждено приказом ФНС от 04.07.2002 № БГ-3-03/342).

Для доказательства размера полученного дохода подготовьте выписки из книг продаж и учета доходов и расходов. Срок подачи документов — не позднее 20 числа того месяца, с которого заявляется освобождение.

Если все в порядке, то следующие 12 месяцев компания не платит НДС, но при условии, что размер выручки не превышает установленный лимит (2 млн рублей за три месяца). При необходимости освобождение можно продлить на такой же срок. А еще лучше, если есть такая возможность, перейти на льготную налоговую систему.

И еще раз кратко о том, как ООО работать без НДС:

  1. Проверить, выполняете ли вы условия для перехода на льготные системы налогообложения.
  2. Заказать хорошему бухгалтеру расчет налоговой нагрузки на разных режимах и выбрать самый выгодный вариант.
  3. Вовремя подать заявление о переходе на выбранный режим.
  4. Соблюдать необходимые ограничения для работы в рамках этой системы (чаще всего, это численность работников или размер годового дохода).
  5. Если вы оказались на общей системе вынужденно, проверьте, возможно, вы вправе получить освобождение от НДС.

Что такое ндс и кто его платит? порядок исчисления ндс. ндс на услуги

Отражение выручки от реализации без НДС в бухгалтерском учете (проводки) Выручка от продаж формируется в момент подтверждения факта оказания услуг (подписание с заказчиком акта сдачи-приемки) или в момент продажи товаров (факт отгрузки покупателю). Для отражения выручки предусмотрены 2 счета в бухучете – 90 и 91. 90 счет применяется в случаях реализации товаров, продукции, услуг, работ, если это является основной деятельностью компании. 91 счет применяется при продаже ОС, материальных ценностей, НМА, то есть при осуществлении операций, не составляющих основную деятельность компании, такие операции носят разовый характер. Выручка подлежит отражению по кредиту указанных счетов (субсчет 1) в корреспонденции со счетом учета расчетов с клиентом или заказчиком (62).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...