Земельный налог в 2023 году: ставки, льготы, как оплатить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог в 2023 году: ставки, льготы, как оплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговая база для земельного участка за налоговый период 2023 года – это его кадастровая стоимость, внесенная в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) и применяемая с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость участка с 01.01.2023 превышает эту стоимость, применяемую с 01.01.2022.

Пример расчёта земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог для юридических лиц, надо иметь следующие данные:

  • кадастровую стоимость участка;
  • ставку, которая применяется в муниципальном образовании в отношении этой категории земель;
  • срок владения.

Для организаций, которые владели участком неполный календарный год, применяются нормы п. 7 статьи 396 НК РФ:

  • если право на участок зарегистрировано в период с 1 по 15 число включительно, месяц засчитывают, как полный;
  • если право получено после 15-го числа, этот месяц в расчёт налога не принимается.

Пример

У организации есть два земельных участка, которые находятся в собственности полный 2023 год. Кадастровая стоимость одного – 2 674 560 рублей, применяется пониженная региональная ставка 1,2%. Кадастровая стоимость второго – 10 342 890 рублей, ставка 0,3%.

Рассчитаем налог по этим данным:

  • первый участок: 2 674 560 * 1,2% = 32 095;
  • второй участок: 10 342 890 * 0,3% = 31 029;
  • всего: 63 124 рубля.

Поскольку в муниципальном образовании установлены отчётные периоды, годовая сумма делится на 4 части по 15 781 рублей. Авансы перечисляются по окончании первого, второго, третьего квартала, а оставшаяся часть должна быть уплачена не позже 28 февраля 2024 года.

Сроки уплаты транспортного налога в 2023 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Транспортный налог За 2022 год 28.02.2023
За I квартал 2023 г. 28.04.2023
За II квартал 2023 г. 28.07.2023
За III квартал 2023 г. 30.10.2023
За 2023 год 28.02.2024

Налоговая база и кадастровая стоимость: особенности 2023

Но есть исключение – когда налоговики берут за основу кадастровую стоимость 2023 года: это её увеличение в случае изменения характеристик земельного участка.

СТАТУС КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ
Налогоплательщики-организации Самостоятельно и без обращения в налоговые органы на основании сведений ЕГРН о земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или постоянного/бессрочного пользования.
Налогоплательщики-физлица Это делают налоговые органы на основании сведений ЕГРН, которые представляют органы Росреестра.

Следовательно, для расчета земельного налога и авансовых платежей по нему за 2023 год организации сравнивают внесенную в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка на 01.01.2022 и 01.01.2023. В том числе включенную в ЕГРН на основании принятого в 2022 году акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов кадастровой оценки земель.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

Читайте также:  Можно Ли Питерским Пенсионерам На Ласточке В Новгород Великий Бесплатно

= KC x Нcт. x Квл, гдe:

  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
  • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
  • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

Особенности заполнения платежки-уведомления

  • Статус плательщика – «02» (п. 104);
  • КБК для земельного налога;

ВАЖНО! КБК по данному налогу зависит от того, где находится участок земли (от его границ). Для физлиц и юрлиц они разные. Перечень данных кодов устанавливает Приказ Минфина № 75н в ред. от 20.02.2023 (см. раздел «Налоги на имущество» из Приложения 2). Их следует применять при указании КБК в платежном поручении для земельного налога!

  • те же новые реквизиты получателя, что названы выше;
  • код ОКТМО муниципалитета, где находится участок земли (п. 105);
  • налог. период, например КВ.01.2023 для 1 кв. 2023 г. (п. 107);
  • по п. 106, 108 и 109 проставляют нули;
  • в назначении платежа отмечают, что речь идет об уведомлении по налоговым исчислениям.

Пример заполнения с условными данными:

Допустим, ООО «Лето» решает за 1 кв. 2023 г. подать платежку вместо уведомления о налоговых исчислениях. Данные те же, что и в первом примере:

  • компания из Москвы, сумма к уплате – 15 000 р.;
  • дата оформления платежного документа – 26.04.2023;
  • поскольку участок земли компании находится в пределах федерального города, то использовать нужно КБК 182 1 06 06031 03 1000 110;
  • код ОКТМО – 45397000 (МО Академический).

Бездекларационная уплата имущественных налогов

По общему правилу организации не представляют декларации об имущественных налогах в 2023 и последующих годах. Обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам была отменена еще с 1 января 2021 года (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). При этом с начала 2023 года для ряда компаний была отменена и обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Это касается организаций, имеющих в собственности исключительно объекты налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. По новым правилам такие объекты недвижимости не указываются в налоговой декларации. Поэтому если у компании в истекшем налоговом периоде имелись только объекты налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, то декларацию за 2022 год представлять не нужно.

Если же у организации в 2022 году имелась недвижимость, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, такая организация должна представить в ИФНС налоговую декларацию за 2022 год. Новый срок представления декларации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Так как в текущем году 25 марта выпадает на субботу, декларации разрешается сдать не позднее 27 марта 2023 года. Декларации нужно сдать по форме, утв. приказом ФНС от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@.

При этом компании должны представить в ИФНС уведомления об исчисленных суммах имущественных налогов за 2022 год, в том числе и в части налога на имущество организаций.

Кадастровая стоимость участка

Кадастровой стоимостью любого земельного участка называется сумма, которая была получена в результате государственной оценки объекта недвижимости на основе ценообразующих факторов и на определенную дату. Данный показатель определяется на основании рыночной и другой информации, связанной с экономическими характеристиками использования данного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается экспертами, так как обычному человеку сделать это самостоятельно очень сложно (необходимо знание специальных формул и так далее).

Уточнить кадастровую стоимость интересующего участка можно при помощи онлайн-сервисов на сайте Росреестра (например, воспользовавшись публичной кадастровой картой) либо через выписку из ЕГРН, которая доступна онлайн на сайте Росреестра либо в МФЦ.

Ставки земельного налога

Определение величины ставок для налоговых отчислений возложено на представителей местных органов управления, что оформляется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Согласно действующему налоговому кодексу предельный размер налога соответствующий 0,3% от стоимости земель в Ярославле, указанных в кадастре, определен для следующих участков:

  • отведённых для жилищного строительства, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры для обеспечения потребностей ЖКХ;
  • признанных землями с/х назначения, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
  • предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия садоводством, животноводством, огородничеством;
  • имеющих ограничения в использовании для обеспечения нужд обороны, государственной безопасности и таможни.

Сроки уплаты земельного налога для юридических лиц

Оплата налога на землю юридическим лицом совершается ежеквартально, и сроки устанавливает налоговый орган заблаговременно. Установленный срок может быть изменен, но это не критично, так как перенос составляет несколько дней.

Юридическое лицо имеет право заплатить налог по ИНН единым платежом за все 12 месяцев.

У местных властей имеется возможность установления предельных сроков оплаты земельного налогообложения за прошлый год, после этого принимаются меры к предприятию. Для этого принимаются целевые акты.

Читайте также:  Льготный проезд для пенсионеров

Но налоговым законом предусмотрено одно важное правило: юридические лица уплачивают земельный налог не позднее подачи декларации. Поэтому каждый муниципальный орган устанавливает сроки по оплате и принимает акты, максимально приближенные по периоду сдачи документа.

Ответственность за неуплату

Если сроки для авансового платежа или основного земельного налога нарушены, то организации будут начислены пени. Пеня рассчитывается по каждому дню просрочки. Так, при просрочке платежа после 30.09.2017 пеня за более чем 30-ти дневное опоздание будут рассчитываться как 1/150 ставки рефинансирования от суммы налога. Просрочка меньше, чем 30 дней или до 1.10.2017 – 1/300 ставки рефинансирования от суммы налога.

В некоторых ситуациях организация может избежать пени. Например, если причиной несвоевременной уплаты стало одно из обстоятельств:

  • Арест на имущество по решению ИФНС;
  • Приостановление движения по счетам, арест денежных средств или имущества по решению суда.

Если задержка в оплате налога произошла в следствии перечисленных обстоятельств, то пеня начислена не будет.

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).

Расчет земельного налога для предприятий в 2022 году

В 2020 году компании обязаны сами заниматься подсчетом и перечислением в бюджет земельного налога. При этом налоговое заявление за прошедший год не подается. Для правильного подсчетаналога на землю необходимо обладать информацией о кадастровой стоимости земельного владения и налоговую ставку. Рассчитывая земельный налог, используется кадастровая стоимость всех земельных участков, установленных в ЕГРН на 1 января года, который является налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК).

В случае, если образование земельного владения пришлось на налоговый период, используется кадастровая стоимость, которая установлена на день регистрации в ЕГРН информации, на основании которой данная цена устанавливается. (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК).

Ровно такие же действия совершаются, когда рассчитывается налог на земельные участки, приобретенные предприятием вместе с объектами недвижимости, которые находятся на них. Пункт 3 ст. 392 НК, устанавливающий для такихобстоятельств специальныеусловия, больше силы не имеет (п. 74 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Сроки уплаты налогов для физических лиц

Ст. 363 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ) в части сроков уплаты (перечисления) налога и авансовых платежей по налогу применяется к правоотношениям начиная с 01.01.2023.

НК РФ Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 363 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Уплата (перечисление) налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

(в ред. Федеральных законов от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 3 ст. 363 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).

См. будущую редакцию.

3. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Читайте также:  Детские пособия в Краснодаре в 2023 году: размеры компенсаций

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих этим организациям транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее в настоящей статье — сообщение об исчисленной сумме налога) в следующие сроки:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

2) не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;

3) не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не позднее одного месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией, которой передано (направлено) сообщение об исчисленной сумме налога в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

С 01.01.2024 п. 4 ст. 363 дополняется пп. 5 (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).

См. будущую редакцию.

5. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Сообщение об исчисленной сумме налога передается налоговым органом налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом. В случае направления сообщения об исчисленной сумме налога по почте заказным письмом такое сообщение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщик-организация вправе получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение об исчисленной сумме налога передается (направляется) руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Форма заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(п. 5 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

6. Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

(п. 6 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 305-ФЗ, от 29.11.2021 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 п. 6 ст. 363 дополняется абзацем (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...