Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утверждены перечни КБК на 2023 — 2025 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коды бюджетной классификации используются в бюджетном планировании для классификации бюджетных доходов и расходов. Каждый код отображает соответствующий бюджетный объект и его структуру. Это позволяет получить более детальную картину расходов и доходов и упростить учет в бюджетной системе.
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
- налоги, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
- сборы;
- пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение | КБК | ||
Текущий платеж и задолженность | Пени | Штраф | |
Единый налоговый платеж | 182 0 10 61201 01 0000 510 | – | – |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 01011 01 1000 110 | 182 1 05 01011 01 2100 110 | 182 1 05 01011 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 01021 01 1000 110 | 182 1 05 01021 01 2100 110 | 182 1 05 01021 01 3000 110 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КГН)
Платежи в федеральный бюджет
182 1 01 01011 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01011 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
НДС НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
182 1 03 01000 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 03 01000 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ВИДЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Нефть
182 1 07 01011 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 07 01011 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Новые КБК для взносов
С 2023 года вступают в силу новые коды бюджетной классификации (КБК) для взносов. Это связано с необходимостью учета изменений в налоговом законодательстве и оптимизации процессов взимания платежей.
Новые КБК позволят более точно идентифицировать виды взносов и использовать их для учета и анализа данных. Такая систематизация поможет более эффективно планировать бюджетные процессы и обеспечить прозрачность взимания налогов.
Каждый КБК будет содержать информацию о виде взноса, его сумме, периоде уплаты и других необходимых данных. Таким образом, будет обеспечена возможность автоматизации процесса взимания платежей и своевременного применения соответствующих налоговых ставок.
Новые КБК будут распределены по различным группам и подгруппам, в зависимости от конкретного вида взноса. Например, будут выделены отдельные КБК для взносов по НДФЛ, ЕНП, налога на прибыль и других налоговых обязательств.
Применение кодов классификации в бюджетном планировании
Применение кодов классификации также помогает повысить эффективность бюджетного планирования. Они позволяют лучше управлять расходами и доходами, а также более точно определять статьи расходов, которые нуждаются в дополнительном финансировании. Коды классификации могут быть использованы как для учета текущих расходов и доходов, так и для проектирования бюджета на будущий год.
Однако, для правильной работы с кодами классификации необходимо иметь глубокое понимание структуры бюджета и его основных понятий. Также, необходимо регулярно обновлять коды, поскольку изменения в законодательстве или в бюджетной системе могут повлиять на коды классификации и их значения.
- Вывод: Использование кодов бюджетной классификации является необходимым для более эффективного управления бюджетными доходами и расходами. Однако, для успешного применения кодов необходимо иметь глубокое понимание структуры бюджета и регулярно обновлять их значения.
Порядок № 82н вступает в силу 1 января 2023 года и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
В связи с этим положениями нового порядка целесообразно руководствоваться при составлении бюджетной сметы казенных учреждений здравоохранения, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения здравоохранения на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.
Платежи с использованием КБК
Физические лица могут совершать различные платежи с использованием кода бюджетной классификации. Например:
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – налог, который взимается с доходов физических лиц.
- Единый налоговый платеж – это платеж, объединяющий все налоги и сборы, которые должны быть уплачены налогоплательщиком.
- Налог на имущество – это налог, который уплачивается за недвижимость.
- Транспортный, земельный и водный налоги – это налоги на транспортные средства, земельные участки и водные ресурсы.
- Государственная пошлина – это сбор за совершение юридически значимых действий.
- Утилизационный сбор – это плата за утилизацию транспортного средства.
- Штрафы — штрафы, налагаемые за нарушение законодательства.
Обзор нормативной базы за
ФНС России в письме от 24.01.2023 N ЕД-4-15/1044 сообщает, что заверять книги покупок и продаж усиленной квалифицированной электронной подписью нужно только непосредственно перед отправкой в налоговую. Пока книги просто хранятся на компьютере, подписывать их не нужно, объясняет ФНС.
Например, предполагается, что на подстатью 114 КОСГУ нужно будет относить, в том числе доходы от платежей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На подстатью 132 КОСГУ — доходы от оказания медицинских услуг, причем не только в рамках базовой, но и территориальной программы ОМС. Кроме того, уточнено применение подстатей 241 и 281 КОСГУ, по которым будут отражать операции по безвозмездной передаче активов (финансовых, нефинансовых) и обязательств текущего (подстатья 241) и капитального (подстатья 281) характера внутри сектора госуправления. А из подстатьи 349 КОСГУ удалят упоминание о подарочной и сувенирной продукции, приобретенной не для продажи. Несколько подробнее описано применение статей 560 и 660 КОСГУ.
КБК по Патенту в 2022 году
Платеж | Код для налога | Код для пени | Код для штрафа |
налог в бюджеты городских округов | 182 1 05 04010 02 1000 110 | 182 1 05 04010 02 2100 110 | 182 1 05 04010 02 3000 110 |
налог в бюджеты муниципальных районов | 182 1 05 04020 02 1000 110 | 182 1 05 04020 02 2100 110 | 182 1 05 04020 02 3000 110 |
налог в бюджеты г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя | 182 1 05 04030 02 1000 110 | 182 1 05 04030 02 2100 110 | 182 1 05 04030 02 3000 110 |
налог в бюджеты городских округов с внутригородским делением | 182 1 05 04040 02 1000 110 | 182 1 05 04040 02 2100 110 | 182 1 05 04040 02 3000 110 |
в бюджеты внутригородских районов | 182 1 05 04050 02 1000 110 | 182 1 05 04050 02 2100 110 | 182 1 05 04050 02 3000 110 |
Для бюджетных и автономных учреждений
В шаблоны КПС в счетах учёта бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России N57н от 27.04.2023 (для бюджетных) и N 64н от 05.05.2023 (для автономных) были внесены изменения.
Напомним, что в 1-4 разрядах номера счёта указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счёте информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);
в 5-14 разрядах номера счёта отражаются нули, если иное не предусмотрено учётной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;
в 15-17 разрядах номера счёта указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
в 24-26 разрядах номера счёта — коды КОСГУ.
Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведём в виде таблицы:
Счет учета |
Шаблон КПС |
Счета группы 100 (кроме 106, 107, 109, 110) и 20132 и корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 за исключением операций по безвозмездным неденежным передачам |
ХХХХ 0000000000 000. Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества |
0.201.00 |
0000 0000000000 000 |
0.201.35 |
ХХХХ 0000000000 000 |
0.204.00 |
0000 0000000000 000 |
0.209.81 |
0000 0000000000 000 |
0.210.05 |
ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда |
210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 |
0000 0000000000 000 |
0.304.01 |
0000 0000000000 000 |
0.401.30 |
0000 0000000000 000 |
Консультационно-правовые системы
Обращение к официальным консультационно-правовым системам типа «Гарант» и «Консультант плюс» и поиск последней редакции указаний Минфина с кодами вашего налога. Достоинства: официальный источник информации. Недостатки: большая трудоемкость, если вы не являетесь специалистом; доступ может быть закрыт. Если это не «Гарант» и не «Консультант плюс», а какой-то бухгалтерский интернет-журнал, то вас попросят бесплатно зарегистрироваться и ввести свой номер мобильного телефона для активации доступа. Доступ-то вам активируют, но вместе с информацией вы рискуете получить множество настойчивых телефонных звонков от представителя сервиса, пытающегося навязать свои дополнительные, совершенно не нужные вам услуги. Ну, и гарантии, что вы сможете выбрать правильный КБК, если не являетесь опытным бухгалтером, нет никакой.
Коды классификации доходов бюджетов РФ, администрируемых ФНС на 2021 год
7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Данные группы, статьи и подстатьи аналитической группы подвида доходов очень близки к пунктам, статьям и подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам бюджетов. Отметим, что внешне код классификации доходов бюджетов в 2021 году имеет сходство с кодом 2021 года. Так, например, прочие доходы, полученные от компенсации затрат федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности прочих учреждений), отражаются по коду доходов 000 1 13 02991 01 0300 130.
Обоснование. В соответствии с Указаниями № 65н код классификации доходов бюджетов состоит из 20 разрядов. Поэтому при отражении кода дохода бюджетов для перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо правильно указать три главных составляющих:
Коды доходов закрепляют за администраторами доходов. У каждого из них есть свой код главного администратора. Они начисляют доходы в бюджетном учете, а также отражают их поступление в бюджет. Для этого им открывают отдельные лицевые счета в органах Казначейства России.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать детализацию кода подвида доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством и приложением 7к Указаниям № 65н.
632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления
Обратите внимание, расходы на компенсацию за пользование личным транспортом в служебных целях, проезд и проживание в командировках надо учитывать по подстатьям КОСГУ 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги». На подстатье КОСГУ 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» остались только суточные.
4301 — долговые обязательства по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 — 1994 годах, и процентам по ним организаций ссудозаемщиков агропромышленного комплекса Челябинской области, возврат которых осуществляется юридическим лицом;
1502 — бюджетные кредиты, предоставленные в иностранной валюте Министерством энергетики Российской Федерации предприятиям и организациям топливно-энергетического комплекса, возврат которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков
Программа — занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 — 17 разряды) состоит из 4-х знаков.
Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
- 1000 — при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
- 2000 — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
- 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.
- 2000 — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
Так, например:
- КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-1000-110
- КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-2000-110
- КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-3000-110