Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В первую очередь определяется действующая и желаемая категория. От неё зависит ВРИ и возможность строительства дома. Если в ЕГРН указано «сельхозназначение», значит, участок можно использовать для развития сельского хозяйства. Земли населённых пунктов предназначены для жилой застройки. Использовать участок без учёта его назначения, нельзя. Это считается нарушением земельного законодательства и грозит штрафами и возможным изъятием объекта недвижимости.

Узнать действующую категорию можно по кадастровому номеру. Нужно воспользоваться кадастровой картой, в поиске ввести номер объекта недвижимости, сведения о котором нужно получить. В результате поиска отобразится информация с категорией и видом разрешённого использования. Подобный способ подходит для тех, кто хочет узнать сведения быстро и без обращения в инстанции. Для документального подтверждения данных нужно получить выписку из ЕГРН.

Сложно оформить перевод участков лесных и водных фондов, ООПТ. А также сельхозназначения и тех объектов, что находятся в собственности государства. Законодательство ведёт строгий контроль за тем, чтобы участки использовались по целевому назначению. За нарушение эксплуатации земель владелец привлекается к ответственности. Но в некоторых случаях продать участки с вышеперечисленными категориями можно, а также допустимо сменить вид. Если категория участка не указана, администрация определяет, к какому виду отнести объект недвижимости и составляет акт с распоряжением.

Категория в ЕГРН отличается от ПЗЗ

Часто бывает, что для одного участка обозначается разная информация в Росреестре и ПЗЗ. Приведём пример: по данным Росреестра участок сельхозназначения с ВРИ — садоводство и огородничество, возможно строительство дачного дома. В то же время в отношении этого же объекта недвижимости в ПЗЗ указывается зона сельскохозяйственного производства. ПЗЗ утверждены и подписаны администрацией. В такой ситуации руководствоваться нужно сведениями из ЕГРН. Если указано, что на садовом участке возможно строительство дома, ориентируемся на эти сведения.

Лучше уточнить спорный вопрос путём подачи письменного обращения в Росреестр и местные органы власти. Обычно ЕГРН приоритетнее, но не стоит исключать возможность отображения недостоверной информации.

Юристы «Правозем» анализируют возможность смены категории участка, разрабатывают план перевода. Собирают документы, оформляют ходатайство. Проводят экспертизу справок и актов, предоставленных владельцем, и проверяют, соответствуют ли они требованиям закона. При необходимости получают согласие на перевод земли от государственных органов. Помогают внести в ЕГРН сведения о смене категории участка. Звоните.

Ответственность за использование земельного участка не по назначению

Земли сельхозназначения относятся к стратегическим объектам государства, являясь основой экономического благополучия страны и каждого региона в отдельности. Поэтому эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения является одной из важнейших задач, стоящих перед собственниками таких наделов.

Если владелец участка допускает нецелевое использование земельного участка, то он может быть подвергнут административному наказанию (ст. 8.8 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от кадастровой стоимости земли:

  • для граждан и ИП — от 0,1% до 0,3% стоимости участка, но не менее 2 000 руб.;
  • для юрлиц — от 1% до 6 % стоимости участка, но не менее 100 000 руб.

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС

Если основания для перевода участка в земли поселения есть, то алгоритм перевода стандартный. Первым шагом будет обращение в местные органы власти с ходатайством об изменении целевого назначения земли (п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ). В нем следует указать:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • категорию земли, в состав которых входит земельный участок (земля сельхозназначения) и категорию земли, в которую предполагается осуществить перевод участка (земли населенных пунктов);
  • обоснование перевода земельного участка – перевод земли из сельхозназначения в ИЖС для строительства жилых домов;
  • подтверждение права заявителя на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):

  • выписку из государственного кадастра недвижимости и кадастровый паспорт этого участка;
  • копия удостоверения личности заявителя — физического лица, либо выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ – для предпринимателя или юрлица соответственно;
  • выписка из ЕГРН о правах на земельный участок;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка (в случае необходимости);
  • иные документы, согласно требованиям регионального законодательства.
Читайте также:  Акции и скидки «РЖД» на 2023 год: последние обновления

Перевод земель сельхозназначения в земли промышленности

Согласно российскому законодательству большая часть земельного фонда в РФ определена под земли сельхозназначения. Удаленность таких земель от населенных пунктов делает их идеальными для возведения промышленных сооружений. Но Земельный кодекс запрещает возводить постройки такого типа на с/х землях. Единственным выходом из подобной ситуации является перевод земли из категории сельхозназначения в промназначение.

Для перевода с/х угодий в земли промышленности, необходимо наличие следующих условий (как минимум): непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов (подп. 4 п. 1 ст. 7 з № 172-ФЗ).

В обязательном порядке к пакету документов прикладывается проект рекультивации. Это комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Помимо этого, в большинстве случае требуется проводить экологическую экспертизу.

Основанием для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть:

  1. Установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. Наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. Установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как поступить при получении отказа?

Даже при подготовке всей необходимой документации заявители часто сталкиваются с отрицательным решением. Обычно это обусловлено причинами:

  • заявление составляется лицом, не имеющим права на реализацию процедуры;
  • в документах выявляются ошибки;
  • в бумагах имеется недостоверная информация;
  • отсутствуют нужные справки или выписки;
  • выбор неправильной государственной инстанции;
  • получение отрицательных итогов после реализации экспертизы;
  • появление обстоятельств, представленных препятствием для перевода;
  • на имеющийся надел распространяется запрет или ограничение.

Информация!

Кто вправе подать ходатайство

Любое лицо, заинтересованное в этом. Как правило, это связано с будущими планами по использованию территории:

1. Владельцы – физические, юридические лица.

2. Землепользователи – кому надел был передан государству на бессрочное/безвозмездное использование.

3. Арендаторы, получившие землю согласно договору аренды/субаренды. Свои действия они согласуют с непосредственным хозяином.

4. Уполномоченный орган – если надо перевести статус у муниципальных/государственных территорий.

Арендатору придется согласовать действия с хозяином надела, без его одобрения переоформление невозможно.

Вдобавок, собственник может аннулировать это, если не будет доволен результатом. Поэтому требуется письменное одобрение.

Статья 8 Земельного кодекса. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Перевода земли из сельхозназначения и лесного фонда в ИЖС в 2023 году

Перевод земли сельхозназначения и лесного фонда в ИЖС в 2023 году возможен в исключительных случаях. Обычно, основанием является создание и организация баз отдыха.

Читайте также:  Когда начинается исчисление срока лишения водительских прав

Перевод земли в ИЖС согласуется с правительством области. Процедура проводится при обязательном внесении изменений в генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки) муниципального образования.

Самое сложное – непосредственно процедура согласования. Если осуществляется перевод земель лесного фонда, требуется согласование с Правительством России (в лице Федерального агентства лесного хозяйства). По закону – все земли лесного фонда числятся федеральной собственностью. В согласовании генерального плана, участвуют десятки министерств и различных комитетов. Что касается ЗСН, то перевод земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов проходит по более упрощенной схеме – на уровне Правительства Ленинградской области.

После подготовки проектов документов проводятся публичные слушания, где заинтересованные лица могут внести свои предложения. После оформления и подготовки документов проводят публичные слушания, во время которых заинтересованные лица могут внести свои предложения. При успешном прохождении процедуры, государственные органы власти утверждают генплан и ПЗЗ.

Следующий этап — внесение изменений в ЕГРН. Нередки случаи, когда у Росреестра возникают вопросы в процессе правового рассмотрения документации. Даже при утвержденном генеральном плане и наличии документов, может возникнуть ситуация, когда внести изменения в реестр невозможно из-за бездействия органов местного самоуправления. Для внесения изменений в ЕГРН муниципалитет должен отправить план населенного пункта с отметками границ в Росреестр. На работы отводится 6 месяцев, но органы местного самоуправления нарушают сроки или откладывают внесение изменений на неопределенный срок. В такой ситуации сопровождение грамотными и опытными юристами позволяет успешно завершить перевод земли в другую категорию.

Кто может инициировать перевод земель?

Субъекты перевода земель из одной категории в другую:

Инициировать процедуру перевод категории назначения земель могут следующие лица:

  • собственники земельных участков;
  • собственники недвижимости, расположенной на земельных участках, подлежащих переводу;
  • пользователи недр данных земельных участков;
  • юридические или физические лица, обладающие соответствующим разрешением на разработку земельного участка под строительство и размещение объектов;
  • государственные органы, желающие произвести перевод земель в иную категорию;
  • иные лица, заинтересованные в переводе земель.

Основания для перевода земель из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую регулируется законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ. При этом для перевода определенных земель из одной категории в другую установлены свои основания указанным законом, в каждом конкретном случае следует обращаться к статьям ФЗ № 172.

Закон говорит о следующих основаниях для перевода земель по категориям:

  1. в связи с консервацией земель
  2. создание особо охраняемых природных территорий
  3. если устанавливаются или изменяются черты населенных пунктов
  4. включение непригодных для сельхозпроизводства земель в состав земель лесного фонда, водного фонда или запаса
  5. перевод определенных земель в другую категорию, если их невозможно использовать по целевому назначению
  6. размещение объектов гос. или муниципального значения
  7. в связи с прекращением существования водных объектов, изменения русла, границ, местоположения водных объектов
  8. из земель запаса могут быть переведены земельные участки в другую категорию земель с учетом целей такого перевода и при условии формирования в установленном порядке соответствующего земельного участка
  9. другие основания, установленные законом

Как земли запаса перевести в другую категорию земель

Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве. Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов. Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.

Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:

  • по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
  • наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
  • участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве. Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации. Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.

Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.

Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.

В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:

  • выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
  • составьте ходатайство и соберите пакет документации;
  • зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.

Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.

Читайте также:  С какого роста и веса можно перевозить ребёнка без бустера?

Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.

Документы для перевода земель из одной категории в другую

  1. Информация о земле. Содержится в выписке из кадастрового паспорта объекта недвижимости, а так же выписке из единого государственного реестра прав.
  2. Информация о заявителе. Обратиться с требованием о переводе земель может как физическое (в том числе, в качестве индивидуального предпринимателя), так и юридическое лицо. Следовательно, в зависимости от статуса обратившегося к заявлению необходимо приложить соответствующую выписку из единого государственного реестра или копию паспорта.
  3. Сведения о соблюдении обязательных требований. Данная информация является обязательной в случаях, прямо предусмотренных законом, например, заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Калькуляция последствий. Необходимо проанализировать последствия перевода земли из одной категории в другую с указанием возможных потерь для сельского хозяйства.
  5. Согласие иных лиц. В данном случае имеется в виду наличие письменного согласия всех правообладателей участка на изменение категории земли.

Проблемные аспекты при переводе земель лесного фонда в другую категорию

Решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы может быть принято только на общегосударственном уровне Правительством РФ, в то время как в иных случаях подобные полномочия переданы субъектам РФ.

Именно Правительство РФ, руководствуясь общенациональными интересами, обязано решать, не нанесет ли в данном случае изъятие земель в лесах первой группы ущерба интересам государства и общества. Гарантией объективности такого решения должны служить: процедура экологической экспертизы, установленная Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и процедура получения согласия ряда федеральных ведомств.

В случае отрицательного заключения экологической экспертизы или при отсутствии заключения Правительство РФ не имеет права принимать какие-либо решения по данному вопросу. То же касается и согласия федеральных ведомств.

Кроме того, предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные одновременно устанавливаются условия изъятия и предоставления земельного участка, а также определяется плата за перевод лесных земель в нелесные, равная размерам убытков.

Таким образом, действующие правовые нормы демонстрируют заботу государства о сохранении особо ценных лесов первой группы. Однако можно ли считать вопрос решенным? Анализ судебной практики по переводу земель лесного фонда в нелесные земли показывает, что распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Иными словами, они уже освоены, ненужный лес вырублен, и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность.

В апреле 1997 г. в Верховном Суде РФ слушалось дело по жалобе общественных организаций и граждан против Правительства РФ. Истцы требовали признать недействительными двенадцать распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в промежутке с января 1996 г. до января 1997 г.

В качестве основного аргумента заявители выдвигали в адрес Правительства РФ обвинение в том, что упомянутые распоряжения были приняты без проведения экологической экспертизы. Кроме того, они уверяли, что практика перевода лесных земель в нелесные приводит к уничтожению особо ценных российских лесов. Жалоба была удовлетворена, распоряжения Правительства РФ признаны недействительными. Такое решение подразумевает вполне определенные юридические последствия.

Отмена распоряжений Правительства РФ означает, что эти земельные участки должны быть возвращены в лесной фонд в пригодном для их использования состоянии. Следовательно, признание недействительными всех решений, если таковые были, государственных и муниципальных органов о предоставлении земель, их приватизации и регистрации влечет обязанность пользователей вернуть земли, не предоставляя им права на компенсацию.

Кому разрешается заявлять о смене земельной категории? Какие данные должны содержаться в ходатайстве?

Законодательством разрешено подавать ходатайство:

  • собственнику владения;
  • землепользователю;
  • землевладельцу;
  • арендатору.

В ходатайстве должна содержаться следующая информация:

  • номер участка согласно кадастровому учету;
  • исходная и желаемая категории земли;
  • причина перевода;
  • доказательство права собственности на владение. Стоимость процедуры изменения земельной категории рассчитывается из размера владения и составляет 9 — 12 тысяч руб. за одну сотку.В случаях, когда заявление о переводе исходит не от собственника, арендатора, пользователя или владельца земли, заявка отклоняется сразу же при ее подаче. Если компетентным органом будет выявлено, что пакет документов, прилагаемых к заявке, сформирован не корректно, то заявка может быть отклонена в течение одного календарного месяца.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...