Как перераспределить свой земельный участок?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перераспределить свой земельный участок?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Что такое перераспределение земельных участков?

Земельный участок является единицей земельного фонда, а также объектом земельных и гражданских правоотношений. Он обладает различными характеристиками (площадь, границы, категории назначения и использования). Надел не считается неизменным, так как он может быть создан, изменен или устранен.

Перераспределение участков земли регулируется статьей 11.7 Земельного Кодекса РФ. Данный процесс предусматривает создание новых участков из ранее существующих.

В подобных превращениях может принимать участие любое количество наделов. Но все эти участки после процедуры прекращают существовать, так как из них образуются новые. В ходе процесса могут быть изменены границы и площадь надела.

Соглашение не может быть подписано ни на каких условиях, если со стороны уполномоченного органа поступил отказ. Основания к нему отражены в ст. 39.29 ЗК РФ. Любой землепользователь может с ними ознакомиться для того, чтобы предупредить появление возможных проблем в будущем времени и сделать все в соответствии с законом. Причины отказа:

  • земельный надел относится к категории наделов, в отношении которых запрещается распределение;
  • земли, в отношении которых идет процесс перераспределения, с разным видом разрешенного использования;
  • наделы, которые пытается присоединить собственник, не относятся к смежным;
  • если участки находятся под обременением, то не получено согласия третьих лиц на перераспределение;
  • на участках, которые могут получиться в результате перераспределения, будут располагаться объекты недвижимого имущества, относящиеся к государственной и муниципальной собственности;
  • в межевом деле фигурирует земельный надел, который изъят из гражданского оборота или ограничен в нем;
  • земли принадлежат к разным муниципальным образованиям;
  • участок выступает в качестве резерва для нужд государственного и муниципального значения;
  • участок – это лот, о проведении аукциона было предварительное оповещение;
  • после перераспределения образуется очень большой по площади участок, он превосходит законодательно установленные лимиты;
  • существует необходимость в том, чтобы уточнить границы земельного надела, если он принадлежит гражданину;
  • схема земельного надела противоречит документации, а также не соответствует планировке территории.

Перераспределение земельных участков

Процедура перераспределения земельных участков может проведена как в отношении земель частной собственности, так и публичной. Для частной необходимо, чтобы собственники смежных участков договорились между собой. И подписали соглашение о перераспределении. У таких лиц после завершения процедуры возникнет право частной собственности на вновь образованные земельные участки.

Перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (в т.ч. предоставленных гражданам и организациям по договорам, на основании акта), регламентирует отдельная глава Земельного кодекса — V.4. Это достаточно специфические основания и порядок. Основное — приведение границ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. При отсутствии такого проекта заинтересованное лицо предоставляет схему расположения участка.

Документом-основанием и в отношении частных, и в отношении публичных земель, является соглашение о перераспределении. Подробно его регламентирует ст. 39.29 ЗК РФ, но только соглашение о перераспределении между публичными и частными землями. Для заключения такого соглашения заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган. Форма заявления — ст. 39.29 ЗК РФ. Исчерпывающие основания отказа содержит п. 10 указанной статьи.

Площадь частных земельных участков в результате перераспределения может быть увеличена, но за плату. Размер ее зависит от того, в чьей собственности находился земельный участок (Россия, регион, муниципалитет).

Перераспределение часто применяется для увеличения площади земельного участка за счет публичных земель. Например, можно присоединить часть земли к своему дому, очень удобно. Но нельзя присоединять земли общего пользования, а также выходить за красные линии (но их можно перенести).

Таким образом, раздел земельного участка, перераспределение помогут образовать новые участки, но не влияет на категорию и вид разрешенного использования.

Существуют ситуации, которые препятствуют процессу перераспределения земельного надела:

  • Если смежные участки земли находятся во владении муниципалитета или органов федеральной власти.
  • Смежные земли принадлежат органам власти.
  • Если после перераспределения будут нарушены законодательные нормы, например, будет закрыт доступ к проезжей части для заново образовавшихся участков.
Читайте также:  Дом какой площадью вы сможете построить на своем участке

Данные правила можно нарушать, если происходит изменение кадастрового плана всей общей площади земли, как принадлежащей государству, так и находящейся в частной собственности. Например, когда составляется план общей застройки земель населенного пункта.

ВНИМАНИЕ! Процесс перераспределения происходит только после предоставления согласия всех собственников и арендаторов участков, пользователей, а также граждан, которые отдали свои земли в залог.

Достигнутое согласие оформляется в письменном виде и должно содержать следующие сведения:

  1. ФИО всех владельцев, а также адрес места регистрации.
  2. Информацию о земельных участках, а именно, общий размер площади, кадастровый номер, вид земли, сведения о регистрации права собственности, а также правоустанавливающие документы.
  3. Если у одного из владельцев в перераспределении участвуют несколько участков, то необходимо указать данные о всех землях.

Оформленное по всем правилам соглашение вместе с заявлением передается кадастровому инженеру, который должен провести геодезическую съемку. Один экземпляр соглашения понадобится для регистрации прав на вновь сформированный участок, изготовления кадастровых паспортов, а также для органов местной власти.

Перераспределение представляет собой способ образования, при котором из нескольких смежных земельных участков образуются новые смежные земельные участки, при этом первичные прекращают своё существование.

В данном разделе процедура перераспределения рассматривается как способ получения прав на публичные земельные участки.

Глава 5.4 ЗК РФ, в числе прочих, регулирует вопрос перераспределения земельных участков частной собственности с земельными участками из государственной и муниципальной собственности (ст. 39.28 ЗК РФ).

Общие требования к образуемым земельным участкам изложены в ст. 11.9 ЗК РФ.

Выделим наиболее важные требования к земельным участкам, образуемым в результате перераспределения:

  • земельные участки должны быть смежными (ст. 11.7 ЗК РФ);
  • соблюдение принципа единства участка и объектов на нём – образование в результате перераспределения новых земельных участков не должно препятствовать эксплуатации объектов недвижимости (п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ);
  • сохранение существующих обременений (ограничений) и возможность нормальной эксплуатации образуемых в результате перераспределения земельных участков в соответствии с такими обременениями (п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ);
  • перераспределение не должно приводить к появлению чересполосицы, вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и иным образом препятствовать рациональному использованию земельных участков (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Перераспределение земель и (или) земельных участков публичной собственности с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между собственником и уполномоченным органом. В соответствии с п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Согласно п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земельных участков из частной собственности с земельными участками публичной собственности может осуществляться на основании проекта межевания территории, а при отсутствии такового – в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной заявителем.

Государственный кадастровый учёт земельных участков, образуемых в результате перераспределения частного земельного участка и земельного участка из публичной собственности, осуществляется на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

Перераспределение земельных участков частной собственности

Процедура осуществляется на основании проекта межевания территории или схемы расположения ЗУ на кадастровом плане. Требует обязательного заключения соглашения в простой письменной форме. К соглашению заявитель прикладывает кадастровый паспорт на участок. Если в ходе перераспределения площадь нового участка увеличивается, владелец обращается в муниципальные органы для расчета размера платы.

В соглашении обязательно указываются:

  • личные данные владельцев смежных участков;
  • техническая информация на землевладения;
  • данные о праве собственности на перераспределяемую землю;
  • сущность процедуры – цель и порядок перераспределения.
  • распределение права собственности и иных имущественных прав на новообразованные участки;
  • распределение долей в праве собственности;
  • распределение расходов на оплату услуг кадастрового инженера;
  • согласование сроков вступление в право собственности на новые участки;
  • размер и порядок компенсации в случае неравноценного перераспределения либо причинения убытков одному из собственников.

Документ передается кадастровому инженеру, после окончания геодезической съемки направляется в исполнительный орган власти для регистрации права собственности на новый участок и оформления кадастрового паспорта на землю.

Помимо соглашения для заказа услуги в МФЦ или специализированной компании понадобятся:

  • Заявление о перераспределении земель.
  • Схема расположения земельного участка (только в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков).
  • Копия проекта межевания территории и решение об его утверждении.
  • Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
  • Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица.
  • Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • Учредительные документы (Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала 1 экз., предоставляется без возврата для юридических лиц).
  • Выписка из ЕГРП о правах на здания, сооружения, расположенные на перераспределяемом земельном участке.
  • Выписка из ЕГРП о правах на перераспределяемый земельный участок.
  • Кадастровый паспорт исходного земельного участка.

Соглашение о перераспределении земельных участков

При перераспределении земли необходимо закрепить добровольное желание сторон путем подписи соглашения. Оно заключается обязательно в письменном виде и должно включать в себя следующий перечень сведений:

  • информацию о владельцах участка;
  • подробное описание способов и мотивов перераспределения;
  • мотивированную позицию о необходимости проведения процедуры.

Правила перераспределения земли и земельных участков

Допустим, ваша земля требует изменения границ — они слишком изломаны. Вы договорились с соседями по земельному участку о перераспределении, то есть об объединении наделов и закреплении новых границ собственности. Получается, что вы совместными действиями с другими собственниками создали новые земельные участки. Это и есть перераспределение (ст. 11.7 ЗК РФ).

Суть перераспределения земли, находящейся в собственности, состоит в том, чтобы прекратить существование неудобных наделов и образовать обновленные земельные участки. Перераспределить можно исключительно смежные наделы и только по согласию всех владельцев. Если собственники согласны, то инициатор собирает необходимые документы и обращается в местную администрацию.

Участниками перераспределения выступают заинтересованные стороны — выгодоприобретатель, по инициативе которого и перераспределяется земля, и владельцы смежных земельных участков.

Читайте также:  Российское гражданство по украинской прописке

Сторонами могут быть физические и юридические лица, муниципалитеты и даже государство. Перераспределение возможно между двумя или несколькими гражданами-владельцами частной собственности, таким же способом перераспределить земельные участки могут и собственники из числа юридических лиц.

Законодательство позволяет проводить перераспределение земель, находящихся в частной собственности, и государственных/муниципальных наделов. В некоторых случаях проводится изменение границ между государственными/муниципальными землями.

Сама процедура проходит так: собственники составляют соглашение о разграничении, регистрируют результат своих договоренностей в органах местного самоуправления, после чего ставят новые земли на учет.

Если сторонами сделки выступают граждане или юридические лица (два юридических лица, физическое лицо и организация, два гражданина), то владельцы наделов подписывают соглашение и запрашивают разрешение у соответствующих органов.

В тех случаях, когда перераспределение земельных участков проводится между муниципальными структурами и гражданами, нужно получить особое разрешение и подтвердить основание для такой процедуры.

Сделки между двумя или несколькими государственными/муниципальными структурами весьма редки — они проводятся для перерегистрации одного надела, находящегося в собственности владельца, в пользу нового административного собственника.

Все вопросы о перераспределении земель решаются на уровне локальных администраций, муниципалитетов и органов местного самоуправления (для сельских поселений).

Запустить процедуру можно только между соседними (смежными) наделами — перераспределяемые земельные участки должны соприкасаться хотя бы в одной точке. Земля, в отношении которой проводится имущественная сделка, не может быть арестованной, ограниченной или обремененной.

Для того чтобы перераспределение земельных участков было законным, инициатору надлежит получить согласие всех собственников и их супругов (при наличии).

Сам процесс и его результаты не должны затрагивать интересы третьих лиц. В отношении всех распределяемых объектов необходимо провести межевание (подтверждающие документы должны быть в наличии). После завершения процедуры образования нового надела все права и обязанности переходят к собственнику.

Перераспределение земельных участков — это не бесплатная процедура. Заявитель оплачивает государственную пошлину и обязательные услуги кадастрового инженера (он проводит перерегистрацию). Если площадь надела после окончания процедуры останется такой же, то никаких дополнительных платежей перечислять не нужно. Если же общая площадь земельного участка увеличится, то владельцу придется заплатить:

  • 15% от стоимости надела по кадастру — при незначительном превышении установленных норм;
  • 100% кадастровой стоимости участка — если новое земельное образование превышает государственные нормативы на 10% и более.

Требования к перераспределяемым земельным участкам

Земельный кодекс не содержит прямых требования к перераспределяемым земельным участкам. В статье 11.9 установлены требования к образуемым участкам. Однако, исходя из них уполномоченным на то органом производится оценка участков, границы которых просят перераспределить их собственники.

Перераспределить границы участков можно только тогда, когда они являются смежными. Участки должны быть зарегистрированы установленным образом.

Кроме того, участки должны находиться на территории одного и того же муниципального образования, должны принадлежать к одной и той же категории земель. Границы перераспределяемых участков не должны так же пересекать границ муниципального образования и населенного пункта.

Исходя из того, что существовавшие до перераспределения участки перестают существовать, право собственности их владельцев не должно быть обременено, за исключением сервитута. Под обременениями понимаются арест, иные обременения, которые будут препятствовать использованию новых участков в соответствии с ВРУ.

  • Если на участке имеются строения, перераспределение не должно препятствовать использованию их по назначению.
  • Если строений нет, перераспределение границ не должно препятствовать их возведению и эффективному (рациональному) использованию самих участков.
  • Если участок пересекает границы территориальной зоны, его границы так же не могут быть перераспределены.

Когда нужно проводить перераспределение земельных участков

Необходимость перераспределения земель возникает при некоторых обстоятельствах:

  • При проведении коммуникационных систем по территории прилегающего владения;
  • Чтобы соблюсти между границами и возведенным на территории участка сооружением минимальное расстояние, закрепленное в законодательстве;
  • В случае, если в ходе судебного разбирательства было принято решение о перенесении граничных точек;
  • Если нужно произвести разделение территории между несколькими владельцами;
  • Для увеличения размеров землевладения за счет площади соседнего;
  • Чтобы избавиться от чересполосицы или исправить геометрически неправильные границы;
  • При планировании возведения здания на границе землевладений.

В случае, когда необходимые коммуникации, такие как водопровод или линии электропередач нужно вести через территорию прилегающего землевладения, лучше всего воспользоваться правом на перераспределение и произвести выкуп необходимой для проведения работ части земель у собственника участка, находящегося по-соседству.

Стоимость перераспределения земельных участков

Чтобы иметь представление о полной стоимости процедуры, необходимо учитывать, что она состоит из некоторого количества составляющих:

  • Стоимость земель, которые будут присоединены. Денежная сумма, которую необходимо будет внести, зависит от непосредственного собственника участка – им может быть как государство, так и частное лицо. В последнем случае за основу будет взята рыночная цена участка, а при присоединении федеральной земли, величина взноса будет рассчитана исходя из стоимости, прописанной в кадастре;
  • Оплата работы сотрудника геодезической фирмы и стоимость межевания новообразованных земель. Придется заплатить примерно 15-50 тысяч рублей – денежная сумма напрямую зависит от субъекта РФ, где находятся перераспределяемые территории;
  • Государственная пошлина, которая взимается как за снятие земель с учета (2 тыс. р.), так и за регистрацию новых землевладений (2 тыс. рублей собственника-гражданина и 22 –с организации).
Читайте также:  Пенсия по инвалидности: кому положена, как оформить, размер в 2023 году

Как бесплатно узаконить «прирезку» земельного участка

Добавление участка к основному участку — это увеличение размера участка в ущерб соседнему участку. Он не знает владельца. Он может юридически оформить свое поклонение по сговору и получить право собственности на дополнительный участок.

Чем может быть оправдано добавление свободного участка? Действительно, закон разрешает увеличивать участок не более чем на 10% от площади. Однако здесь есть оговорки. Важно, чтобы земля находилась в частной собственности и не была обременена.

Кроме того, местные власти имеют право устанавливать дополнительные законодательные ограничения на размер дополнительных участков земли. В любом случае, регистрация пристройки к участку должна быть узаконена путем предоставления необходимой документации в Росреестр.

Как уточнить границы с помощью межевания?

Границы можно очертить только в том случае, если участок имеет номер земли, но этот предел либо не указан (нет информации в реестре), либо недостаточно определен.

Это может произойти, если вы владеете участком, который был зарегистрирован до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до октября 2001 года).

Также уточнение границ возможно, если в реестре юридических лиц одного государства допущена ошибка.

Необходимо уточнить границы.

Шаг 1: Подготовка границ

Кадастровый инженер подготовит межевой план. Владельцы соседних (смежных) участков также будут проинформированы. После подписания договора документация подается на регистрацию,

Шаг 2: Подача документов регистратору.

Границы участка и межевой план должны быть приведены в соответствие с территорией Росреестра (это можно сделать через МФЦ).

Шаг 3: Ожидание решения регистрирующего органа.

Срок регистрации составляет пять рабочих дней (семь рабочих дней, если заявление подается через МФЦ).

Работы делятся на три этапа

  • Подготовка: проводится работа над правовым актом, запрашиваются выписки из реестра собственников, уточняются сведения о границах и кадастре,
  • ПОЛЕВАЯ РАБОТА: инженер выезжает на участок, проводит геодезические исследования, устанавливает границы и идет на компромисс с соседними собственниками
  • Камеральные работы: проводится окончательная работа по определению протяженности участков и существующих границ.

В процессе работы картограф должен обеспечить привязку участков.

  • Не на частной или общественной собственности,
  • Не включает канавы или коммуникационные сооружения
  • Не на коммерческой собственности,
  • Не представляет интереса для третьих лиц.

Результатом работ по землеустройству является подготовка участков земли в земельных планах.

Перераспределение земельных участков что это такое

ЗК РФ Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.28 ЗК РФ

О разъяснении положений п. 1 ст. 39.28 см. п. 7 ст. 3.6 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...