Автомобильные масла – какие есть, для чего нужны и когда менять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автомобильные масла – какие есть, для чего нужны и когда менять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Перейдем к более подробному описанию каждого из классов применения. Уже из вышесказанного ясно, что существуют три вида двигателей: дизельный, бензиновый и турбированный. Но за последнее время появились подгруппы масел собственных видов. Это взаимосвязано с широким производством бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.

Группировка по свойствам вязкости/температуры

На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.

Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.

Пример: масляный состав 10W-40

W – адаптация к низким температурам (зима).

10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.

40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.

Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.

В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.

Вязкость (отрицательные температуры)

Температурные границы следующие:

  • 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
  • 5W –до -30о C;
  • 10W – до -25o C;
  • 15W – до -20o C;
  • 20W – до -15o C.

Вязкость (высокие температуры)

Границы следующие:

  • 30 — использование масла до +25/30o C;
  • 40 — до +40o C;
  • 50 — до +50o C ;
  • 60 — свыше 50o C.

ACEA — это стандарт, часто встречающийся в странах Европы. Его аббревиатуру можно расшифровать как название организационной структуры “Европейской ассоциации автопроизводителей”. Данный стандарт был введен в 1996 г.

ACEA подразумевает европейский стандарт в области физико-химических исследований. Стоит заметить, что 01.03.1998 года классификация была пересмотрена, и были внесены изменения норм, которые действуют с 01.03.2000 года. Это послужило основанием для текущего наименования ACEA-98.

У европейского и API стандарта есть схожие параметры, но все же ACEA считается более требовательным по некоторым критериям:

  • Двигатель на бензине или дизеле обозначается буквами А/В, где А это 3 степени использования, В — 4 степени;

  • Грузовой автотранспорт (дизельный двигатель), использующийся в суровых условиях, имеет обозначение в виде буквы “Е”, и 4 степени применения.

Обозначение в виде цифр, следующие после буквенного символа, гласят о требованиях стандарта: чем выше цифровые значения, тем строже требования.

Следовательно, что моторное масло A3/B3 стандарта ACEA схоже по свойству с параметрами SL/CF (API). Тем не менее европейская классификация предполагает применение специализированных классов масел. Причиной послужило широкое производство в странах Европы автотранспорта с турбированными двигателями небольшого объема, испытывающего большие нагрузки.

Таким образом, данные моторные масла помимо своего главного назначения, должны еще и защищать элементы ДВС, и обладать маленьким показателем вязкости для того, чтобы:

  • снизить потерю мощности при трении;

  • повысить экологические показатели.

Например, моторное масло A5/B5 (ACEA) предпочтительнее по некоторым критериям, чем SM/CI-4 (API).

Минеральные, синтетические и полусинтетические масла

Перед тем, как научиться выбирать правильное моторное масло, разберемся с существующими категориями данных жидкостей. Их всего три: масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными.

Минеральными называют моторные масла, полученные путем рафинирования и дистилляции нефти. Минеральные масла, в свою очередь, делятся на парафиновые и нафтеновые. Смазывающие свойства они утрачивают очень быстро. В их составе множество присадок. Отличие между двумя видами заключается в строении углеводородов, из которых они состоят. Из минеральных моторных масел лучше выбирать базовые парафиновые: их характеристики по температуре и вязкости все-таки выше.

Синтетические масла изготавливают из синтетических химических соединений, подбираемых так, чтобы обеспечить необходимые эксплуатационные свойства продукту: сделать моторное масло максимально стойким термически и химически.

У “синтетики” много плюсов по сравнению с “минералкой”:

  • Такие масла более текучи, поэтому трение уменьшают лучше, что позволяет сэкономить топливо и сделать двигатель немного более мощным.
  • Прокачивание возможно при низких температурах. Поэтому можно не опасаться морозов: ДВС будет функционировать без перегрузок.
  • Синтетические моторные масла химически более стабильны в течение практически всего срока службы, меньше парафинизируются и окисляются при работе двигателя.

Классификации API, ILSAC, ACEA

Помимо указания вязкости и типа моторного масла на канистрах порой можно встретить и другие непонятные литеры вроде API CF, ILSAC GF-5, ACEA A3. Они обозначают соответствие составов стандартам различных комитетов, институтов и ассоциаций в мире. API, как мы уже упоминали выше, — Американский институт нефти, ILSAC — Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, ACEA — Ассоциация европейских автоконструкторов.

API. Согласно американским стандартам, масла для автомобилей обозначаются как API SM, API CF и API SM/CF. Первая буква — тип двигателя:

  • S (spark ignition) — бензиновый;
  • C (compression ignition) — дизельный.

Вторая буква говорит об эксплуатационных характеристиках смеси: чем она дальше по алфавиту, тем лучше качество масла и тем более современным является состав. На данный момент разработчики дошли до литеры P в случае с бензиновыми моторами и K — для дизельных.

Читайте также:  Новые правила въезда в Казахстан для россиян в 2023 году

Для чего нужно масло в двигателе

Масло в автомобильном двигателе выполняет несколько функций одновременно. Основные задачи :

  • создание масляной оболочки на близко расположенных движущихся деталях — это исключает трение поверхностей элементов друг о друга;

  • эффективный теплоотвод — большинство узлов и компонентов мотора при работе сильно нагревается, а смазка забирает тепло;

  • смазывание всех имеющихся в двигателе трущихся поверхностей, что предотвращает их преждевременный износ;

  • независимо от того, какое моторное масло используется, оно хорошо защищает детали двигателя от процесса коррозии.

Вязкость моторного масла: классификация SAE

Для того чтобы определить, какое масло лучше всего заливать в двигатель, необходимо разобраться в таком параметре масла, как вязкость. Вязкость — характеристика, которая описывает способность автосмазки образовывать на поверхности тех или иных деталей слой, предотвращающий трение.

Моторные масла бывают разной вязкости и выбирать его стоит исходя из погодных условий эксплуатации и особенностей автомобиля. При замерзании масло становится более густым, излишняя вязкость препятствует нормальной работе двигателя и затрудняет движение деталей. При слишком низкой вязкости защитный слой истончается, что приводит к трению деталей.

Существует маркировка моторного масла по вязкостным свойствам от SAE — сообщества автомобильных инженеров:

  • зимнее — SAE 5W;

  • летнее — SAE 40;

  • всесезонное — SAE 5W-40.

Можно ли смешивать разные моторные масла

Наверняка многие автовладельцы задавались вопросом, а можно ли смешивать моторные масла разных производителей? Автомеханики заявляют: «нет». Если смешаете синтетику и минералку, рискуете навредить мотору. Различный состав масел приводит к вспениванию, образованию осадка и нарушению работы двигателя.

Другую смазку в мотор доливают только при необходимости. Доезжать на смесях дальше мастерской не рекомендуется.

Какое масло заливать в двигатель, если обстоятельства диктуют необходимость перемешивания? Безопаснее смешивать смазки, характеристики которых одинаковы по европейскому стандарту ACEA или американскому API. Отнеситесь к этому с особенной внимательностью, если владеете форсированным двигателем. Доказательств того, что смешение присадок от различных производителей влияет на мотор нет.

Даже при вливании идентичных по свойствам масел, состав лучше заменить при первой возможности. Перестраховавшись, вы обеспечите автомобилю дополнительное время без ремонта.

ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — европейский аналог американской классификации API. Пока между европейскими и американскими машинами появлялось всё больше различий, стало очевидно, что единый стандарт не может удовлетворять потребностям различных компаний. Именно поэтому в 1996 году был разработан стандарт АСЕА.

В актуальной сегодня спецификации, датированной 2016 годом, смазочные материалы делятся на категории: A/B, C и E. Рассмотрим каждую категорию отдельно.

До 2016 года существовали две категории: А и В, где А — масла для бензиновых моторов и В — для дизельных.

Сейчас их объединили в одну категорию A/B. Такие масла подходят для бензиновых и дизельных двигателей. В категории 3 класса:

  • A3/B3 — масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения в высокофорсированных двигателях;
  • A3/B4 — масла, которые используются во всех ситуациях, применимых к А3/В3, а также в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива;
  • A5/B5 — масла, которые отличаются высокими энергосберегающими свойствами.

Классификация моторных масел

Теперь перейдем к наиболее важному моменту при выборе смазывающей жидкости для двигателя – классификация моторных масел. Это поможет упростить процесс с учетом особенностей продукта и его соответствия допускам автомобиля.

Всего насчитывается 5 признанных международных классов:

  • SAE – отвечает требованиям Общества Автоинженеров США. Указывает на параметры вязкости моторного масла. По этой классификации все смазывающие жидкости разделяются на 11 типов, 6 из которых предназначены для эксплуатации в холодный период года (0W-25W) и 5 в теплое время (W20-W60). Стоит понимать, что это очень обобщенная классификация и нужно смотреть и на другие характеристики.
  • API – также относится к западному стандарту, а именно Американского Института Нефти. Указывает на нижние пределы характеристик масел как для бензиновых, так и дизельных моторов. В отличие от предыдущего стандарта, помогает более точно подобрать продукт в зависимости от мощности агрегата и эксплуатационных особенностей.
  • ACEA – европейская классификация от автоконцернов. Была разработана и введена в 1991 г, заменив стандарт ССМС. По некоторым испытаниям, требования схожи с API, но при выборе лучше ориентироваться на АСЕА. Критерии проверок здесь более строгие, а значит качество и соответствие выше. Условно стандарт разделяется на несколько категорий – для бензиновых двигателей, для дизельного, объемом не больше 2.5 л, для бензиновых либо дизельных с нейтрализатором, для дизельных с объемом больше 2.5 л.
  • ILSAC – классификация разработана международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел. Ее появление считается заслугой японских и американских ассоциаций, которые занимаются продажами автомобилей. Здесь более жесткие требования к пенообразованию, испаряемости, фильтрации, устойчивости к окислению и т.п.
  • ГОСТ – международно признанная классификация, обеспечивающая удобное разделение масел на типы. Устанавливает определенные требования к моторным маслам для различной техники. Разработана Международной Техническим комитетом по стандартизации. Особо популярна в странах СНГ.

Все перечисленные стандарты различаются по типах и требованиям к моторному маслу. Поэтому ориентироваться при выборе лучше сразу по нескольким классам.

Маркировка масел по ACEA

Стандарт создан Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. По нему можно узнать рабочие характеристики состава, предназначение и его класс. Кроме этого, на этикетке указывается для каких типов силовых установок подходит смазка (дизельный или бензиновый).

Последний доработка стандартов ACEA внесла некоторые коррективы и теперь выделяют три группы и 12 видов масел:

  • А/В – для легкого транспорта, работающего на бензине и соляре, небольших фургончиков и микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12).
  • C – для бензиновых/дизельных авто с катализатором (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12).
  • E – для дизельных грузовиков (Е4-12, Е6-12, Е7-12, Е9-12).
Читайте также:  Чернобыль индексация 2023 года

От чего зависит выбор

Прежде всего необходимо обращать внимание на советы изготовителя, отмеченные в сервисной книжке или инструкции на транспортное средство.

Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно. Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже.

Применение масла с вязкостью, существенно превышающей рекомендованную, чревато масляным голоданием. Насос не сможет поставлять нужное количество густого продукта через масляные каналы. В результате недостаточной смазки трущиеся детали будут изнашиваться быстрее.

Более текучий продукт не будет образовывать масляную плёнку во время работы двигателя на высоких оборотах, что плохо отразится на эффективности и долговечности агрегата. Велика вероятность утечки горячего масла через манжеты коленвала.

Покупая масло для своего автомобиля, владелец также должен учитывать:

  1. Тип и год выпуска двигателя (часто не совпадает с датой выпуска автомобиля);
  2. Условия эксплуатации автомобиля: лёгкие (езда по городу без нагрузок в умеренном климате), средние (трасса/город с небольшими нагрузками в умеренном климате), тяжёлые (перевозка больших грузов, езда на высоких оборотах, бездорожье, тропические или северные районы).

Перед покупкой необходимо внимательно изучить маркировку на упаковке.

Маркировка моторного масла


Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов.
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация:
— область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.)
— вязкостно-температурные свойства.

Ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:
SAE – Общество автомобильных инженеров/Society of Automotive Engineers
(маркировка моторных масел по вязкости) ;
API – Американский институт нефти/ American Petroleum Institute
(связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя) ;
ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей. ;
ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел ;

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Что можно увидеть на этикетке канистры с маслом?
Класс вязкости SAE.
Спецификации API и ACEA.
Допуски автопроизводителей.
Штрих-код.
Номер партии и дата производства.
Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
Специальные категории моторных масел.

На канистре, наряду с другой маркировкой, также указывается химический состав.

SAE

SAE – несет информацию о густоте состава и рекомендуемом температурном режиме использования.

Пример:

SAE 15W-40

Буква W — это сокращение от английского слова Winter- зима.
В данном примере, жидкость предназначается для круглогодичного использования.
Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой W в промежутке. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Чем он меньше, тем легче стартует мотор в сильный мороз.
Когда букву дополняет лишь одна цифра (SAE 5W), значит, масло зимнее.
Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло).
Если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет без буквы, например, как SAE 30.

Запомните: до буквы W указывается значение уровня вязкости при максимальных отрицательных температурах, после – при положительных.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Средние границы температурной вязкости масла
5W — 30 от минус 25 до плюс 20
5W — 40 от минус 25 до плюс 35
10W — 30 от минус 20 до плюс 30
10W — 40 от минус 20 до плюс 35
15W — 30 от минус 15 до плюс 35
15W — 40 от минус 15 до плюс 45
20W — 40 от минус 10 до плюс 45
20W — 50 от минус 10 до плюс 45 и выше
SAE 30 от 0 до плюс 45

3 вида масел в зависимости от вязкости

В основном масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

• зимние масла, они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
• летние масла применяются, когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость).
• всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

Читайте также:  О размере пособия на ребенка с 01.01.2023.

Практические варианты применения масел

Масла с высокотемпературной вязкостью 40 (5W40) – лучший вариант для двигателей, выпускавшихся в 90-е годы – начало 2000-х. Для районов крайнего Севера имеет смысл рассматривать масла 0W40, это способно заметно облегчить запуск мотора зимой.
5W30 на сегодняшний день можно считать универсальным: эта вязкость используется и в бюджетных иномарках, и в двигателях автомобилей премиум-класса.
0W20 – маловязкие моторные масла, применяемые в большом количестве современных двигателей. Причем заливать более вязкие масла в них категорически не рекомендуется: поршневые кольца, специально имеющие сниженную упругость для уменьшения механических потерь, не справляются с более прочной масляной пленкой, начинается рост угара масла.
Высокотемпературная вязкость 50 актуальна для владельцев, жестко эксплуатирующих свои автомобили – недаром масла 5W50, 10W60 получили в обиходе название «спортивных».
10W40 –стандартный выбор владельцев старых автомобилей, как правило, это бюджетная полусинтетика устаревших классов качества – SH, SJ.
Дизеля с сажевыми фильтрами должны иметь минимальный угар масла, которое при этом не должно давать заметный твердый осадок (низкая зольность). Этот параметр является критическим, поэтому в моторы подобных автомобилей допускается заливать только масла, имеющие соответствующую сертификацию.
Подавляющее большинство легковых дизелей этого типа используют масла с вязкостью 5W30.

Масло с маркировкой 5W — наиболее жидкое на холоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мотора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата). Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате — подходящее масло для езды круглый год.

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Какова роль масла в автомобиле

Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.

В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.

Базовые функции машинного масла:

  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предупреждение появления коррозии;
  • охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
  • удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.

Какие масла выбрать для дизельного двигателя

Современные моторные масла достаточно универсальны, но в случае дизельного топлива важно обратить внимание на несколько важных моментов. Это особенно актуально для более продвинутых конструкций.

Наличие таких решений, как турбокомпрессор или сажевый фильтр DPF, значительно повышает требования к качеству масла. Поэтому правильный выбор масла в двигатель из числа предлагаемых на рынке становится несколько труднее, чем в случае с бензиновыми агрегатами.

Современный дизельный двигатель — довольно сложная конструкция. Кроме того, нагрузка выше, чем у бензиновых ДВС, что обусловлено, например, более быстрым достижением максимального крутящего момента.

Турбокомпрессор, установленный в современных дизельных двигателях, также «пользует» моторное масло. Поэтому особенно рекомендуется следовать инструкциям производителя и использовать масло, соответствующее стандартам, установленным для автомобиля.

Как правило, синтетическое масло следует использовать в новых двигателях, а в устаревших или с большим пробегом – полусинтетические и минеральные.

Выбор по классификациям

Если говорить о том, как правильно выбирать моторные масла для автомобилей, то здесь нужно обязательно брать в расчёт классификацию жидкостей. Это имеет большее значение, нежели выбор по основе.

Параметры о классификации указаны в технической документации к транспортному средству. Автопроизводитель проводит соответствующие испытания и подбирает для своих моторов оптимально подходящие масла. Потому автовладельцы, которые не знают, как правильно выбрать моторное масло конкретно для своего транспортного средства, обязаны отталкиваться именно от рекомендаций изготовителя автомобиля. Отклонения от этих параметров может спровоцировать поломку мотора или минимум его нестабильную работу. Причём одинаково неправильно выбирать масла меньшего и высшего класса в сравнении с рекомендуемым.

Наиболее правильным решением будет выбрать именно оригинальное автомобильное моторное масло, которое прописано в мануале. Но практика показывает, что такие составы обычно довольно дорогие. Плюс не всегда их можно легко найти и приобрести. Этим объясняется стремление автовладельцев найти более дешёвые и доступные альтернативы, не нарушая при этом рекомендации от автопроизводителя. То есть за основу берутся рекомендуемые параметры и классификация от изготовителя двигателя, и по этим критериям выбираются смазки.

Существует несколько основных классификаций. А именно:

  • ACEA.
  • SAE.
  • API.

Про каждую из них следует рассказать отдельно. Это немаловажный момент, позволяющий грамотно выбрать качественное моторное масло, предназначенное для бензиновых силовых установок или дизельного двигателя.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...