ГлаваIII. Понятие и виды государственных пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГлаваIII. Понятие и виды государственных пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Читайте также:  Выплаты лицам, подвергшимся воздействию радиации

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Госпенсия по выслуге лет

Такой вариант обеспечения как государственная пенсия за выслугу лет назначается в том случае, если человек выработал определенный стаж, осуществляя деятельность по конкретному профессиональному направлению.

В частности, на пособие могут рассчитывать следующие группы:

  1. Госслужащие. Минимальный стаж для этой категории в 2018 году составил 16 лет. Причем до 2026 года значение ежегодно будет изменяться на 6 месяцев в сторону увеличения. Таким образом в итоге минимальная выслуга составит 20 лет.
  2. Военные, а также пожарники, спасатели, сотрудники правоохранительных органов. Общий стаж в этом случае должен составлять не менее 20 лет на момент увольнения со службы. Также допускается назначение пособия в возрасте 45 лет, при условии насчитанного общего стажа 25 лет и больше, причем 12 с половиной лет из них в обязательном порядке должны быть проведены на службе.
  3. Космонавты. Выслуга составляет не меньше 25 лет для мужского пола и 20 лет для женщин. Причем мужчины должны не менее 10 лет отработать в летно-испытательном подразделении. Для женщин этот порог чуть ниже – 7,5 лет.
  4. Служащие летно-испытательного состава. А именно лица, занятые в летных исследованиях парашютной, авиационной, воздухоплавательной и прочей аналогичной техники. Здесь выслуга составляет 25 лет для мужчин и на 5 лет меньше для женской половины, однако 2/3 из указанного периода должно приходиться на работу в соответствующих должностях. В случае завершения профессиональной деятельности по состоянию здоровья порог стажа снижается до 20 и 15 лет для мужского пола и женщин соответственно.

По итогам проведенного исследования целесообразно сформулировать основополагающие выводы.

Итак, государственная пенсия — это ежемесячная выплата, право на получение которой определяется согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении. Принципиальное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования (страховая пенсия) заключается в различном финансовом обеспечении. Так, страховые пенсии обеспечиваются из средств Пенсионного фонда Российской Федерации и формируются в основном за счет выплачиваемых работодателем за работника или самозанятым гражданином за себя страховых взносов в Пенсионный фонд.

Среди пенсий в рамках пенсионного обеспечения выделяют следующие виды.

Пенсия за выслугу лет назначается, в частности, лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе. Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 г. составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 г. стажа 20 лет.

Для назначения пенсии имеет значение срок замещения должности непосредственно перед увольнением, основание увольнения со службы и, по общему правилу, наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) (п. 2 ст. 5, п. п. 1 — 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).

Читайте также:  Ежемесячная выплата на третьего ребенка в Самарской области и Самаре в 2023 году

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1).

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ).

Политика, проводимая государством в области реформирования пенсионного законодательства, должна отражать прежде всего интересы самого населения. В свете проводимой государством реформы необходима проработка целого ряда конституционно-правовых направлений, ориентированных на включение старшего поколения в экономику государства. Поэтому повышение пенсионного возраста должно рассматриваться не только как вынужденная мера, связанная с бюджетным дефицитом, но прежде всего, как комплекс мер, направленных на искоренение дискриминации старшего поколения.

Понятие пенсии по государственному обеспечению

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Право, теория и понятие права

Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежеме­сячная государственная денежная выплата, которая предостав­ляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при про­хождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного зако­ном возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях пре­доставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначает­ся и выплачивается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Пенсии, предусмотренные Федеральным законом «О государ­ственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Фе­деральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» накопительной части трудовой пенсии.
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению‘.
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяют трудовые пенсии, входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии — по государственному пенсионному обеспечению. Несмотря на разные названия, эти пенсии являются государственными, так как они устанавливаются государством в законодательном порядке. Сам факт деления пенсий на трудовые пенсии (по обязательному пенсионному страхованию) и бюджетные пенсии (по государственному пенсионному обеспечению) не меняет их государственного характера. Вне зависимости от финансовых источников (ПФР или госбюджета), за счет которых производятся выплаты пенсий, они все равно остаются государственными.

Статья 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закрепило что, «. пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода). Утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, и осуществляемые за счет ассигнований из государственного бюджета».

Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Понятие о выплате по государственному обеспечению – это ежемесячные выплаты от государства, которые могут назначаться независимо от возраста. Выплачивается она гражданам, которые утратили свою трудовую способность из-за некоторых ситуаций, которые связаны с болезнями, старостью, потерей близкого человека и так далее.

В РФ существуют такие виды пенсии по государственному обеспечению, как:

  • Старость или инвалидность. Если работник достиг минимального возраста для выхода на пенсию или стал инвалидом независимо от причины, то государство обязано выплачивать деньги;
  • Наличие вреда здоровью в связи с получением травм во время прохождения военной службы;
  • Получение вреда здоровью в связи с техногенными катастрофами, которые стали причиной заболеваний;
  • Потеря кормильца или близкого человека.

Поэтому, если работник относится к какой-либо из вышеуказанных категорий, то он имеет право получать соответствующие выплаты.

Понятия трудовых пенсий

Гражданам, в ближайшие годы выходящим на заслуженный отдых, не стоит переживать. Если удалось заработать трудовую пенсию, почти наверняка назначат и страховую.

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены многодетным семьям в Пермском крае в 2023 году

Чтобы до конца разобраться в вопросе, полезно оглянуться назад и вспомнить структуру пенсий до перемены в законодательстве. Вот виды пенсий, существовавших до реформы: трудовая, социальная и государственная. После внесенных изменений классификация поменялась.

Теперь сюда входят пенсии:

  • страховая;
  • накопительная;
  • социальная;
  • государственная.

Несмотря на введение нового элемента (накопительной пенсии), по существу ничего не поменялось. По закону №173 от 2001 года трудовая пенсия и раньше делилась на страховую и накопительную части. В новой редакции просто сделали разделение видимым, выделив составляющие в самостоятельные единицы.

Производится ли индексация выплат

Социальная пенсия постоянно увеличивается за счет индексации, для чего учитывается размер инфляции. Для повышения выплаты принимаются соответствующие Постановления. В апреле 2021 года произведена очередная индексация на основании ПП №271. Поэтому теперь используется коэффициент 1,02, применяемый к базовому значению.

Для инвалидов 3 группы пенсия в 2021 году увеличена на 88 руб., а для инвалидов 2 группы – на 103 руб. Для инвалидов 1 группы прибавка составила 207 руб., а для детей-инвалидов она равна 248 руб.

Социальные выплаты выдаются разными способами, причем подходящий метод указывается гражданином при заполнении заявления. Для этого деньги могут перечисляться на банковскую карту или счет, а также могут выдаваться денежными переводами или через отделения почты. Допускается выбрать доставку денег почтальоном, который ежемесячно приходит домой к получателю, выдавая деньги в наличном виде.

Понятие пенсии по государственному обеспечению

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Размер социальной пенсии в 2020 году

Минимальный размер социальной пенсии по Федерации составляет 9 850 руб и выше. Каждая категория граждан получает различную сумму, и порой она отличается практически в два раза:

  • 4959,85 рублей каждый месяц получают граждане, живущие на Севере, уже достигшие пенсионной отметки в пятьдесят и пятьдесят пять лет. Граждане, которым уже исполнилось шестьдесят и шестьдесят пять лет. Инвалиды второй группы и дети, потерявшие одного родителя не достигшие совершеннолетия или достигшие, но обучающиеся в учреждениях образования по очной форме до двадцати трех лет;
  • Люди, ставшие инвалидами в детстве и имеющие 1 группу, получают социальную пенсию в размере 14 600 рублей и выше. Также такую пенсию получают и дети инвалиды;
  • Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 14 500 рублей;
  • Все инвалиды 3 группы, имеют право на пенсию 4 805,69 рублей.

Сроки выплат социальной пенсии

Социальная пенсия — это вид пенсии, которую может получить гражданин, не работавший при государственном или трудовом пенсионном обеспечении. Отличия социальной пенсии от других видов пенсий заключается в том, что ее выплаты осуществляются не заработной плате, а на основе социальных услуг и пособий.

Социальная пенсия выплачивается и по указанным срокам. Кто может получить социальную пенсию и какие виды выплат бывают?

В отличие от пенсии по старости или трудовой пенсии, для получения социальной пенсии нет необходимости иметь трудовой стаж или достигнуть определенного возраста. Но вы должны соответствовать определенным критериям и требованиям, чтобы стать получателем этой пенсии.

Сроки выплат социальной пенсии могут быть различными и зависят от обстоятельств и условий получателя. В каждом случае выплаты производятся в установленные сроки, но существуют исключения для людей, которые находятся в особо трудной или непригодной для работы ситуации.

Величина государственной пенсии по старости определяется в зависимости от множества факторов. Лицам, которые были облучены радиацией либо стали инвалидами из-за техногенной аварии, полагаются ежемесячные выплаты в размере 250 процентов социальной пенсии.

Важно! Россияне, которые живут либо трудятся в местах с повышенным уровнем радиации, ежемесячно получают 200 процентов социальной пенсии.

Если гражданин является кормильцем неработоспособных родственников, пенсия подсчитывается при учете измененной величины социальных выплат. В таком случае минимально установленная социальная пенсия повышается на 1441 рубль за каждого нетрудоспособного члена семьи (не более 3 человек).

Для людей, которые живут в северных регионах, при назначении и определении размера пенсионного обеспечения принимаются во внимание региональные коэффициенты. Они устанавливаются для каждого субъекта РФ, зависят от условий местности.

Производится ли индексация выплат

Социальная пенсия постоянно увеличивается за счет индексации, для чего учитывается размер инфляции. Для повышения выплаты принимаются соответствующие Постановления. В апреле 2020 года произведена очередная индексация на основании ПП №271. Поэтому теперь используется коэффициент 1,02, применяемый к базовому значению.

Для инвалидов 3 группы пенсия в 2020 году увеличена на 88 руб., а для инвалидов 2 группы – на 103 руб. Для инвалидов 1 группы прибавка составила 207 руб., а для детей-инвалидов она равна 248 руб.

Социальные выплаты выдаются разными способами, причем подходящий метод указывается гражданином при заполнении заявления. Для этого деньги могут перечисляться на банковскую карту или счет, а также могут выдаваться денежными переводами или через отделения почты. Допускается выбрать доставку денег почтальоном, который ежемесячно приходит домой к получателю, выдавая деньги в наличном виде.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...