Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В широком смысле принуждение пронизывает весь уголовный процесс. Это связано с тем, что в его рамках расследуется и рассматривается дело о возможном общественно опасном нарушении уголовного закона (преступлении), в силу чего подавляющее большинство уголовно-процессуальных действий и решений совершается и принимается независимо от воли частных лиц на основании принципа публичности. Если рассматривать уголовно-процессуальное принуждение в широком смысле, то мы не сможем выделить какой-либо специальный институт, а лишь придем к неизбежному выводу о принудительном характере всей (или почти всей) уголовно-процессуальной деятельности.
Задержание и его особая природа в уголовном процессе
1. Понятие и юридическая природа института задержания. Во всех правопорядках без исключения существуют две формы ограничения физической свободы лица в качестве двух автономных мер процессуального принуждения: 1) кратковременное задержание; 2) длительное (в той или иной степени) заключение под стражу. Во всех правопоряд-ках между ними есть принципиальная разница: задержание является по своей природе полицейской мерой, т.е. реализацией полицейских функций; заключение под стражу является по своей природе судебной мерой, т.е. реализацией судебных функций. Называться эти меры могут по-разному в соответствии с национальной терминологической традицией, более устойчивой в континентальных правопорядках (например, фр. противопоставление garde а vue (задержание) и detentionprovisoire (заключение под стражу)). Однако само по себе разграничение двух принципиально отличных друг от друга форм ограничения физической свободы лица является объективной и универсальной константой. В России первая из этих форм (полицейская) обозначается понятием «задержание», а вторая (судебная) — понятием «заключение под стражу». Чем обусловлен этот дуализм, приводящий к автономии уголовно-процессуального института задержания?
Юридически в соответствии с современными конституционными и международно-правовыми императивами любое ограничение физической свободы лица и его помещение под стражу требуют судебного вмешательства, т.е. допускаются исключительно на основании судебного решения. Однако фактически это возможно далеко не всегда, поскольку с реальными проявлениями явно выраженной преступной деятельности, как правило, сталкиваются не суды, а полиция, осуществляющая функцию поддержания общественного порядка и вынужденная «на месте» реагировать на нарушения уголовного закона (прибывать по вызовам граждан, пресекать преступления при патрулировании улиц и т.п.). Разумеется, подобная проблема возникает только в тех случаях, когда полиция не просто констатирует преступное деяние, но и сталкивается с лицом, предположительно его совершившим (фактическим подозреваемым), которое оказывается «в руках» полиции.
Таким образом, между физическим пресечением преступной деятельности определенного лица (задача полиции) и реальной возможностью юридической официализации (процессуализации) данной ситуации (составление необходимых документов, решение вопроса о юридической квалификации деяния, возбуждение уголовного дела, доставление в суд лица, заслуживающего помещения под стражу и т.д.) возникает неизбежный временной отрезок, от которого при всем желании не в состоянии избавиться ни одна правовая система, причем по абсолютно объективным причинам. Выход здесь только один — сконструировать специальный уголовно-процессуальный институт (институт задержания), который занимает особое место в системе уголовно-процессуального права и является единственным способом преодоления проблемы фактического разрыва между полицейским пресечением преступной (гипотетически) деятельности определенного лица и приведением этой ситуации в русло ординарных процессуальных решений, действий и т.п. В противном случае деятельность полиции по пресечению преступных деяний и ограничению физической свободы подозреваемых лиц пришлось бы вовсе вывести за пределы уголовно-процессуального регулирования, что чревато массовыми нарушениями прав личности и чего не может себе позволить ни одна правовая система.
Понятие мер процессуального принуждения и их классификация
Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 22 Конституции РФ прямо закреплено, что каждый имеет право
на свободу и личную неприкосновенность. Наряду с этим и Конституция РФ, и международные акты указывают, что такое право не безгранично.
В тех случаях, когда лицо по тем либо иным причинам не выполняет обязанности, возложенные на него в соответствии с законом, государство оставляет за собой право применять специально предусмотренные меры. Они направлены на то, чтобы не допустить противоправного поведения лица и обеспечить надлежащий порядок уголовного судопроизводства.
Таким образом, меры процессуального принуждения это закрепленные в действующем законодательстве меры, которые применяются специально уполномоченными органами и должностными лицами к определенным участникам уголовного судопроизводства с целью создания надлежащего режима производства по уголовному делу и недопущения их противоправного поведения.
Понятие и классификация мер процессуального принуждения
Процессуальное принуждение является неотъемлемым элементом в механизме уголовно-процессуального регулирования. Мерами процессуального принуждения обеспечивается реализация требований права в ситуации, когда обязанное лицо ведет себя ненадлежащим образом, не выполняет или ненадлежащим образом выполняет установленные для него законом процессуальные обязанности или существует обоснованное предположение, что лицо будет препятствовать производству по делу. Принуждение присутствует там, где обязанности носят правоограничительный характер, независимо от того, добровольно или недобровольно субъект выполняет свои обязанности.
Обязательные признаки мер уголовно-процессуального принуждения таковы: 1) они избираются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; 2) реально ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; 3) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; 4) осуществляются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или угроза такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; 5) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; 6) применяются при наличии определенных УПК условий и оснований; 7) реализуются в установленном законодательством порядке, гарантирующем законность и обоснованность их применения; 8) не имеют целью оказание психического или физического воздействия на обвиняемого, подозреваемого.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.
Предельный срок задержания — 48 часов.
Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.
Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:
– когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
– когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
– когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Порядок задержания включает следующие этапы:
– фактическое задержание и личный обыск;
– составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);
– уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);
– допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;
– уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Меры процессуального принуждения в России
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или др. заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализир. детского учреждения, в котором он находится, о чём эти лица дают письм. обязательство.
Залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо др. физич. или юридич. лицом на депозитный счёт органа, избравшего данную меру, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются судом, с учётом характера совершённого преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении с возложением ограничений и/или запретов (могут касаться выхода за пределы жилого помещения, общения с определёнными лицами, отправки и получения почтово-телеграфных отправлений, использования средств связи и сети Интернет) и осуществления за ним контроля.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.
Предельный срок задержания — 48 часов.
Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.
Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:
— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Порядок задержания включает следующие этапы:
— фактическое задержание и личный обыск;
— составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);
— уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);
— допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;
— уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Меры пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого с целью предупреждения попыток скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность либо обеспечения исполнения приговора.
Меры пресечения составляют особую группу потому, что, во-первых, они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; во-вторых, специфичны цели их применения — пресечение действий, препятствующих производству по делу; в-третьих, они обладают особыми основаниями их применения; в-четвертых, они имеют личный характер, то есть ограничивают личную свободу или права обвиняемого или подозреваемого.
К мерам пресечения уголовно-процессуальный закон относит:
1) подписку о невыезде;
2) личное поручительство;
3) поручительство общественных объединений;
4) заключение под стражу;
5) залог;
6) наблюдение командования воинской части;
7) отдачу несовершеннолетнего под присмотр.
Настоящие меры пресечения классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от распространения действия меры пресечения можно подразделить на общие и специальные.
К общим мерам пресечения относятся:
§ подписка о невыезде;
§ личное поручительство;
§ поручительство общественных объединений;
§ заключение под стражу;
§ залог.
Специальными мерами пресечения считаются:
§ наблюдение командования воинской части, применяемое к военнослужащим;
§ отдача под присмотр, применяемая к несовершеннолетним.
В зависимости от места нахождения обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения можно выделить меры пресечения, связанные с помещением в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением в специальные учреждения.
В первую группу входят:
§ заключение под стражу;
§ наблюдение командования воинской части.
Вторую группу составляют:
§ подписка о невыезде;
§ личное поручительство;
§ поручительство общественных объединений;
§ отдача несовершеннолетнего под присмотр;
§ залог.
По степени нарастания строгости и правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:
§ подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных объединений, залог, отдача несовершеннолетнего под присмотр;
§ наблюдение командования воинской части;
§ заключение под стражу.
По общему правилу меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу органом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, то есть лиц, в отношении которых вынесено постановление о привлечении их в качестве обвиняемых. В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений, показаний. При этом предъявление им обвинения должно последовать не позднее 10 суток с момента задержания или применения меры пресечения (ст. 90 УПК).
Кроме общих процессуальных условий существуют условия для применения отдельных видов мер пресечения.
Основания избрания меры пресечения сформулированы в ст. 89 УПК. Ими являются достаточные данные полагать, что обвиняемый скроется от органов расследования и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего. Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, то есть прогностически. Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий должен базироваться на конкретных фактических данных, а не на «голых» догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении. При отсутствии оснований к избранию мер пресечения у обвиняемого следует отбирать обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.
В соответствии со ст. 91 УПК при избрании меры пресечения необходимо учитывать основания ее применения, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. Эти обстоятельства играют роль факторов, индивидуализирующих применение мер пресечения.
О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья выносят мотивированное постановление, а суд — определение. Как и всякое решение, это постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
В описательной части обязательно должны быть изложены фактические обстоятельства преступления, условия, основания и цели применения меры пресечения со ссылками на нормы уголовно-процессуального законодательства. Эти документы объявляются лицу с одновременным разъяснением ему порядка их обжалования. Копия постановления или определения немедленно вручается обвиняемому или подозреваемому. Кроме того, при применении мер пресечения составляются подписки, обязательства, протоколы.
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением или определением. Отмена или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с его санкции (ст. 101 УПК).
Подписка о невыезде (ст. 93 УПК) — отобрание от подозреваемого или обвиняемого подписки о выполнении им соответствующих обязанностей.
Личное поручительство (ст. 94 УПК) — принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.
Поручительство общественного объединения (ст. 95 УПК) — дача письменного обязательства о том, что общественное объединение обеспечит выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.
Залог (ст. 99 УПК) — внесение подозреваемым, обвиняемым, другим физическим или юридическим лицом в депозит суда денег или иных ценностей, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, в обеспечение выполнения подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей. Минимальная сумма залога не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда. В случае изменения меры пресечения в виде залога на заключение под стражу, если это не связано с ненадлежащим поведением подозреваемого или обвиняемого, залог возвращается залогодателю.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) — принятие на себя родителями, другими лицами, указанными в законе, администрацией специального детского учреждения письменного обязательства о том, что они обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.
Применение перечисленных мер пресечения предполагает выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязанностей:
1) являться по вызовам;
2) вести себя надлежащим образом (законопослушно);
3) сообщать о перемене места жительства;
4) не покидать место расследования или судебного разбирательства без разрешения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) — принятие к подозреваемому или обвиняемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, с целью обеспечения надлежащего их поведения и явки по вызову. Нередко наблюдение обеспечивается путем помещения этих лиц на гауптвахту.
Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор).
Понятие, сущность иных мер уголовно-процессуального принуждения
Иные меры уголовно-процессуального принуждения — это применённые следователем, дознавателем или судом нормы уголовно-процессуального закона к участнику уголовно-процессуальных отношений, ограничивающее его в правах и свободах с целью обеспечения установленного порядка уголовного судопроизводства и реализации его основных начал.
Внесение в УПК РФ 2001 года в систему мер уголовно-процессуального принуждения иных мер принуждения, ограничивающих неприкосновенность, свободу человека, его социальные и трудовые права позволило исследователям более внимательно изучать позитивную роль судебного контроля при их применении. Поскольку, впервые на законодательном уровне предпринята попытка систематизировать меры принуждения в уголовном судопроизводстве, представляется возможным рассмотреть эти меры с точки зрения нескольких уровней признаков, характеризующих совокупность иных мер уголовно-процессуального принуждения.
Первым аспектом, на наш взгляд, является, определение иных мер уголовно-процессуального принуждения как социального явления, которое характеризуется общественно-государственной потребностью, важностью достижения целей и выполнения назначения уголовного судопроизводства. Принуждение — это способ властного воздействия субъектов уголовного процесса от имени государства с целью оказать определенное воздействие на поведение участников правоотношений. Таким образом, принуждение может выступать в качестве объективной необходимости и действовать в различных социальных связях оно есть необходимый элемент всякого человеческого общества1. Изучение социальной обусловленности иных мер уголовно-процессуального принуждения в соответствии с действующим УПК РФ предполагает установление социальной значимости, объективной необходимости и соответствия назначению института принуждения в уголовно-процессуальном праве. Внесение в УПК РФ самостоятельной главы 14, регламентирующей применение иных мер принуждения — привод, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и денежные средства, обращение залога в доход государства, наложение денежного взыскания дисциплинируют правоприменителя и, прежде всего, как своеобразный механизм защиты от различных процессуальных нарушений. Думается, что применение иных мер принуждения необходимо осуществлять с позиций гуманистического принципа социальной деятельности вообще и в, частности, с позиций, общечеловеческих ценностей. Так, З.Д. Еникеев справедливо указывает, что российское уголовно-процессуальное законодательство должно совершенствоваться и развиваться по пути повышения уровня правовой защищенности личности, общественных и государственных интересов2.
Институт реабилитации в уголовном судопроизводстве выявил, на наш взгляд, именно эту тенденцию — правозащитную. В соответствии с ч.1 ст. 133 УПК РФ право на возмещение вреда любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Обращаясь к истории, необходимо отметить, что, например, знаменитая реформа М.М. Сперанского нашла свое отражение в Уложениях
О наказаниях уголовных и исправительных 1845г., в которых подчеркивался гуманитарный и воспитательный характер принятых нормативных актов. В 1876 году высочайшим указом Императора, в России издается первый специальный нормативный акт — Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений1. Применение привода, ареста на имущество отстранение от должности, денежного взыскания и другие иные меры уголовно-процессуального принуждения должны применяться, прежде всего, с позиций значения гуманистической идеи в обществе и государстве. Как отмечает академик B.C. Нерсесянц, в сфере уголовного права и правосудия невозможно идти к гуманизации наказания, минуя право и отказываясь от его принципиальных требований; более того последовательное утверждение принципов права это и есть сегодня реальный гуманизм
Опубликованы результаты опроса 32 тысяч человек по всей России, из которых следует, что четверть опрошенных считает, что за последний год их гражданские права и свободы хотя бы раз были нарушены милицией или судом; 30 % осужденных заявили, что их принудили дать признательные показания с помощью физических или психологических пыток3. Изучение архивных уголовных дел и материалов судебного контроля на досудебном производстве выявили невысокий уровень применения иных мер принуждения, в ущерб правам и интересам участникам уголовного судопроизводства. Хотя, как отмечалось в большинстве аналитических социологических исследованиях, ставящих вопросы о допустимости ограничений прав и свобод человека, фиксируют увеличение доли россиян, согласных с ограничением прав и свобод в интересах безопасности — доля таких ответов колеблется в районе — 50-60%.
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: – подписка о невыезде; – личное поручительство; – наблюдение командования воинской части; – присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; – залог; – домашний арест; – заключение под стражу. Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: – скроется от дознания, предварительного следствия или суда; – может продолжать заниматься преступной деятельностью; – может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: – несовершеннолетие (ст. 105 УПК); – отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); – наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК); – тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
Меры процессуального принуждения в зарубежных странах
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
Вопрос 1. Понятие, система и значение мер процессуального принуждения
Под принуждением в уголовном судопроизводстве понимается физическое, психическое или иное воздействие уполномоченных на то государственных органов на сознание и поведение субъектов уголовно-процессуальных отношений путем применения к ним в установленном порядке предусмотренных законом принудительных мер, связанных с наступлением для указанных субъектов определенных ограничений личного, имущественного или иного характера.
Все подобные меры применяются в целях обеспечения задач уголовного судопроизводства.
Меры процессуального принуждения характеризуются следующими особенностями:
они применяются в рамках производства по уголовному делу властными субъектами правоотношений — органом дознания, дознавателем, следователем или судом;
связаны с ограничением и стеснением прав и свобод граждан, в том числе предусмотренных Конституцией РФ;
направлены на достижение четко указанных в законе целей: обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства; предупреждение или пресечение ненадлежащего поведения участников процесса; обеспечение исполнения участниками процесса возложенных на них законом процессуальных обязанностей; соблюдение порядка судебного заседания; обеспечение исполнения приговора суда;
применяются, как правило, к участникам уголовного процесса, а в отдельных случаях и в отношении лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство в связи с расследованием и рассмотрением в суде уголовных дел (лица, у которых находятся предметы или документы, переданные им подозреваемым, обвиняемым; лица, присутствующие в судебном заседании и нарушающие установленный порядок его проведения);
могут быть применены лишь в порядке, предусмотренном законом.
Меры уголовно-процессуального принуждения могут быть определены как предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного характера, применяемые субъектами, наделенными властными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, на основании, при условиях и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом в отношении подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, в целях обеспечения успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного судопроизводства.
Предусмотренные УПК меры уголовно-процессуального принуждения подразделяются на три группы:
иные меры процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание).
Виды мер пресечения законодатель перечислил в ст.98 УПК. К их числу он отнес присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (п.4 ст.98 УПК). Вместе с тем специальная норма, регламентирующая порядок избрания данной меры пресечения, предусматривает возможность присмотра не только за обвиняемым, но и за несовершеннолетним подозреваемым (ст.105 УПК). Возникшая конкуренция норм явилась результатом несовершенства законодательной техники. Основываясь на положениях общей теории права, при конкуренции общей и специальной норм применяется норма специальная.
В число мер процессуального принуждения не входят следственные действия. Они относятся к мерам, непосредственно обеспечивающим процесс доказывания (п.19 ст.5 УПК). Используемые при производстве следственных действий меры принуждения в виде психического и физического воздействия на их участников являются способом осуществления следственного действия.
5
Мера процессуального принуждения, представляет
собой краткосрочное досудебное лишение свободы,
применяемая
органом
дознания,
дознавателем
и
следователем.
Основания задержания подозреваемого
лицо застигнуто при совершении
пр-ния или непосредственно после
его совершения
Потерпевшие или очевидцы
укажут на данное лицо как на
совершившее преступление
На этом лице или его одежде, при
нем или в его жилище будут
обнаружены явные следы
преступления
Иные данные (лицо пыталось
скрыться, не имеет постоянного
места жительства, не
установлена его личность, либо
если след-лем с согласия рукля след. органа или доз-лем с
согласия прокурора в суд
направлено ход-во об избрании
в отношении данного лица
меры пресечения в виде
заключения под стражу.