Кто и за что оплачивает водный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и за что оплачивает водный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно Налоговому кодексу, водный налог является федеральным налогом, и особенности его исчисления, уплаты и представления отчетности определяются исключительно федеральным законом (Налоговый кодекс, статья 13, пункт 8).

Кто признается налогоплательщиками водного налога

Налогоплательщиком в данном случае является организация, использующая акваторию (далее — ГС) для осуществления деятельности, на которую выдана лицензия (ст. 1 Налогового кодекса РФ 333. 8, далее — НК РФ).

Важно: Плательщиком данного налога также являются организации, осуществляющие пользование подземными водными объектами в рамках деятельности, разрешенной в соответствии с Федеральным законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года.

При этом организации, использующие подземные воды на основании договоров, заключенных после вступления в силу Водного кодекса (п. 2 ст. 333.8 НК РФ), не признаются плательщиками налога.

  • Соглашения.
  • Решение о передаче ДО в пользование.

С января 2007 года предприятия оформляют документы на право собственности в соответствии с требованиями закона о воде (статьи 20-21 Закона о воде); они платят плату за пользование ГВ и поэтому не могут взимать плату за воду. При этом она облагается налогом (см. решение Северо-Западного окружного суда по делу A56-86828/2014 от 3 сентября 2015 года).

Что такое водный налог

В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.

Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.

Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.

Плательщики и объект налогообложения

Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.

Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.

Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
  • использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
  • использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).

Не подлежат налогообложению 15 объектов:

  • забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
  • забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
  • забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
  • использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
  • забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
  • использование для охоты и рыболовства;
  • использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
  • использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
  • забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
  • использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
  • заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
  • пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Читайте также:  Села батарейка в газовом счетчике: алгоритм действий

Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:

  • при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
  • при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
  • при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.

Особенности уплаты водного налога

Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:

  • Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
  • Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
  • Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.

В каких случаях водный налог не берется

Налоговый кодекс установил виды водопользования, для которых водный налог не исчисляется. Налогообложение не осуществляется если:

  • Производится забор термальной воды или воды, в состав которой входят полезные ископаемые, лечебные минеральные вещества.
  • Производится забор для пожарной безопасности, ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.
  • Водные объекты используются для нужд обороны и госбезопасности.
  • Производится забор для воспроизводства биологических ресурсов, в том числе для рыбоводства.
  • Акватории водных объектов используются для мониторинга государственными органами природных ресурсов.
  • Акватории используются для гидротехнических сооружений различного хозяйственного назначения.
  • Акватории используются для организованного отдыха детей, инвалидов и ветеранов.
  • Производится забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения и личных подворий, а также обслуживается птица и скот граждан и сельскохозяйственных организаций.
  • Акватории используются для охоты и рыболовства и т.п.

Как рассчитывается налог

На водный налог ставка не может быть единой для всех обстоятельств, поскольку условия взимания налога совершенно разные. Размеры ставок прописаны в статье 333.12 Налогового кодекса РФ.

При заборе воды она измеряется в рублях за 1 тыс. куб. м и имеет двухслойную структуру: сначала она установлена для экономических районов, а внутри таких районов – в соответствии с бассейнами озер и рек. Морская вода имеет тоже разную стоимость – все зависит от расположения моря.

При использовании акватории ставка налога измеряется в тыс. рублей за 1 квадратный километр и тоже зависит от экономического района.

При заборе воды для электроэнергетики ставка измеряется в рублях за 1 тыс. кВтч, для лесосплава – в рублях за 1 тыс. куб. м сплавленной древесины на 100 км. В обоих случаях ставки разнятся в зависимости от морей, озер и бассейнов рек.

Важно, что на водный налог ставка устанавливается на год. Это означает, что при определении суммы платежа за квартал надо будет исчислять его как процент от суммы годового налога.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов

Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

Читайте также:  Как получить разрешение на травматическое оружие в 2023 году

Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

  • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
  • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
  • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
  • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

Базы по используемым водам плательщики подсчитывают индивидуально:

  • при подъеме вод – водоресурсы, извлеченные за отчетный интервал;
  • при ресурсопользовании за базу по сбору принимают ее площадь.

Если вывода воды для нужд гидроэлектростанций не было, базу определяют, как выработанную электрическую энергию за интервал отчета.

Лесосплавные фирмы базу подсчитывают так:

ЧД*С/100

Где:

  • ЧД – число деревьев, сплавленных за интервал отчета в тысячах кубометров;
  • С – протяженность пространства вод в километрах.

От разновидности применения массивов вод зависит подсчет сбора. При заборе воды, налоговая база по водному налогу определяется так:

  1. Подсчитывают число поднятой воды за интервал отчета, опираясь на сведения приборов. Если приборы отсутствуют, то объем выявляют, опираясь на мощность и рабочее время техники. В остальных условиях применяют нормы потребления согласно стандартам.
  2. При питании электрической энергией соседних местностей расчет делают на основе количества выпущенной электрической энергии за отчетный промежуток.

При лесосплавлении, базу считают так:

W*Р/ 1 000

Где:

  • W — количество дерева (в тыс. кубометров);
  • Р — длина сплавного тракта (в километрах).

Налоговая база по видам водопользования

 Вид водопользования 
 Налоговая база 
Забор воды из водного объекта 
Объем воды, забранной из объекта
за истекший квартал
Использование акватории, за 
исключением лесосплава в плотах
и кошелях
Площадь предоставленного водного
пространства
Использование водного объекта 
для целей гидроэнергетики без
забора воды
Количество произведенной 
электроэнергии
Использование водного объекта 
для лесосплава в плотах и
кошелях
Произведение объема древесины 
(тыс. куб.), сплавляемой в
плотах и кошелях за квартал, и
расстояния сплава (км/100)

Ставки водного налога установлены отдельно по видам водопользования и по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей.

Обратите внимание! С 1 января 2005 г. льготы по водному налогу предоставляются пользователям водных объектов только в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Субъекты РФ не могут уменьшить или увеличить те ставки водного налога, которые приведены в ст. 333.12 НК РФ.

Если водопользователь превысил установленный лимит, то ставки водного налога для такого превышения увеличиваются в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Ставки водного налога

В п. 1 ст. 333.12 НК определены ставки налога по бассейнам водных объектов и экономическим районам. Кроме того, ставка находится в прямой зависимости от вида использования объекта.

Читайте также:  Как получить разрешение на травматическое оружие в 2023 году

Указанные ставки условно называются базовыми, поскольку к ним вводят повышающий коэффициент (п. 1.1 ст. 333.12 НК). К примеру, в 2023 году к ставкам введен повышающий коэффициент 3,52, после чего полученное значение округляется до целых рублей.

Кроме повышающих применяются и иные коэффициенты (п. 2, 4, 5 ст. 333.12 НК). Например, при заборе воды больше лимита к размеру превышения используют итоговую ставку. Она рассчитывается как базовая ставка, умноженная на повышающий коэффициент и увеличенная в 5 раз.

При заборе воды из объектов для водоснабжения граждан ставка установлена в руб. за 1 000 куб.м. изъятого объема воды. Причем по п. 3 ст. 333.12 НК на 2015-2025 годы установлены определенные ставки водного налога.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Какие налоги идут в муниципальный бюджет

БК РФ Статья 61.6. Налоговые доходы бюджетов муниципальных округов

(введена Федеральным законом от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

2. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

3. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты муниципальных округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Кодекса. В бюджеты муниципальных округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 настоящего Кодекса.

Что такое НДС, и как он рассчитывается?

В отличие от НДФЛ, НДС – косвенный налог: его платит продавец, но фактически он оплачивается покупателем, так как производители и ритейлеры закладывают его в итоговую цену товара на полке магазина. Этому виду налогообложения в кодексе посвящена отельная глава из-за сложности его расчета, подачи отчетности и уплаты для плательщиков. Система налогообложения с НДС строится на основе следующих принципов:

  • Объектом налогообложения по этому налогу выступают операции, которые совершаются в цепочке изготовления и поставок товара до конечного потребителя.
  • Базой налогообложения по нему выступает стоимость реализованных товаров, услуг или иных материальных и нематериальных ценностей.
  • Налоговая ставка – она устанавливается отдельно для каждого вида операций и зависит от нескольких факторов.
  • Налоговый период. В России он составляет 1 квартал, причем налоговый период полностью совпадает с отчетным. Представители бизнеса 1 раз в квартал предоставляют налоговую отчетность по НДС в электронном виде. Также см. “Налоговый период по НДС“.

Сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом. Рассчитанная на квартал сумма делится на три части и вносится ежемесячно, платеж проводится до 25 числа каждого месяца. При этом работают с этим налогом только организации, выбравшие для себя общую, а не упрощенную систему налогообложения. Если же предприниматель выбирает “упрощенку”, патент или налогообложение на вмененный доход, платить НДС ему не придется.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...