Держи дверь закрытой: как компенсировать вред в ДТП по вине пассажира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Держи дверь закрытой: как компенсировать вред в ДТП по вине пассажира». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Правильные действия, которые необходимо предпринять водителю и пассажиру, помогают в дальнейшем расследовании ДТП. Кто-то будет поддаваться эмоциям и в результате усложнит выяснения обстоятельств дела, а кто-то может сознательно скрывать обстоятельства происшествий, что является недопустимым в подобных случаях.

Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?

При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.

Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:

быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.

Завладение транспортным средством

Как утверждают Александр Бриллиантов, Владимир Давыдов, Вячеслав Лебедев и другие авторы издания «Комментарий к Уголовному кодексу РФ», пассажир может быть привлечен к уголовной ответственности и за угон автомобиля, причем даже в том случае, если он не находился за рулем. Неправомерное завладение транспортным средством, зафиксированное в статье 166 Уголовного кодекса России, считается законченным преступлением с момента отъезда автомобиля либо его перемещения с того места, где оно находилось. Угон нужно считать оконченным, к примеру, в том случае, когда пассажир под угрозой применения насилия потребовал от водителя такси бесплатно доставить его в определенную точку. Подобные деяния могут повлечь за собой различные наказания вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Если же пассажир, например, из личных неприязненных отношений или стремясь пресечь административное правонарушение (к примеру, водитель находится в состоянии алкогольного опьянения) требует от водителя покинуть транспортное средство, но цели продолжения движения в автомобиле не имеет (вызывает трезвого таксиста), то содеянное состава преступления не образует. Если же при аналогичных обстоятельствах лицо самовольно отстраняет водителя от управления транспортным средством и само начинает управлять автомобилем, содеянное образует оконченный состав угона. Впрочем, наказание пассажиру грозит лишь тогда, когда не было обстоятельств крайней необходимости, предусмотренных статьей 39 УК РФ (то есть необходимо было устранить опасность, а иных средств для достижения данной цели не было).

Особенности денежных выплат пассажирам, пострадавшим от ДТП

Уже сейчас имеется огромное количество случаев, когда пассажиры различного транспорта получали вред здоровью или имущества в результате ДТП, причем чаще всего эти случаи связаны с наземным автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильные аварии считаются наиболее распространенными и часто встречающимися, а при этом чаще всего они сопровождаются довольно существенным причинением вреда здоровью пассажиров. В результате государственные органы пытаются всеми силами создать наиболее благоприятные условия для нормального и безопасного передвижения пассажирского автотранспорта. Для этого устанавливаются знаки, которые запрещают обгон или же монтируются специальные заграждения, предупреждающие возможность ездить по обочине или тротуару. Также запрещено разговаривать водителю пассажирского транспорта по телефону во время поездки. Плата за проезд должна взиматься только тогда, когда транспортное средство не двигается.

Выплаты пассажирам при ДТП определяются в произвольном виде, поскольку их размер полностью зависит от особенностей причиненного ущерба. Для определения конкретных денежных средств, которые должны быть переданы пострадавшему пассажиру, используется специальный закон, в котором имеется соответствующая шкала. При этом ответственность за ущерб несет не государство, а страховая компания и перевозчик. Именно поэтому современные перевозчики начинают более ответственно относиться к своим обязанностям, поскольку в ином случае они могут стать виновниками ДТП, в результате чего должны будут компенсировать ущерб. Поэтому практически каждый перевозчик заключает на сегодняшний день договор со страховыми компаниями, поскольку при ДТП денежные средства будут выплачиваться фирмой, а если этот договор не будет заключен, то перевозчик самостоятельно должен возмещать весь причиненный ущерб.

Читайте также:  Голосование собственников по вопросам капремонта

Почему не все перевозчики связываются со страховыми компаниями?

Даже не смотря на то, что существуют определенные карательные меры в отношении перевозчиков, которые не желают связываться со страховыми организациями, все равно в стране есть огромное количество перевозчиков, которые не застраховывают свою обязанность перед пассажирами. В первую очередь это обусловлено тем, что государственные органы, в обязанности которых входит контролировать данный момент, не справляются с поставленными задачами. Также пассажиры на сегодняшний момент являются достаточно малограмотными, поэтому даже не знают о том, что следует покупать билеты только на те транспортные пассажирские средства для перевозки, у которых заключён контракт со страховыми компаниями.

В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале сайт.

Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.

Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?

Особенности страхования в общественном транспорте

Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.

Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.

Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.

Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей. Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.

В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли. Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.

Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.

Может ли другой водитель стать виновным, если был не пристёгнут?

Только по этой причине, к сожалению, нет. Дело в том, что сам факт нарушения Правил по части неисполнения обязанности пристегнуть ремень безопасности в принципе не может стать причиной ДТП. А обязанность по возмещению вреда вследствие аварии ложится именно на того, чьё нарушение привело к этой аварии, а не просто считается совокупность всех нарушений.

Например, первый водитель не уступил второму дорогу на нерегулируемом перекрёстке или проехал на красный сигнал светофора. В этом случае при прочих равных 100% вины ляжет на первого участника.

А тот факт, что другой был не пристёгнут, хотя и сможет сыграть с ним плохую шутку при разбирательствах в последствиях ДТП, но ни в коем случае не переложит вину на него.

Читайте также:  Присвоение ветерана труда в Марий Эл в 2023 году

Здесь нужно различать разновидности происшествий в контексте обсуждаемой нами темы (именно их мы будем разбирать отдельно ниже).

  1. Водитель, по вине которого произошло ДТП, и был не пристёгнут ремнём безопасности – здесь всё очевидно: сам виноват, сам и отвечай!
  2. Первый участник аварии признан виновником, но второй ехал без ремня, при этом, вреда здоровью никакого нет.
  3. Первый водитель виновен в происшествии, но второй управлял непристёгнутым, вследствие чего он пострадал (то есть вред не только автомобилям, но и здоровью).
  4. Первый виноват, на втором аналогично не было ремня, из-за чего вред здоровью оказался сильнее, нежели был бы, если бы тот ехал с надетым ремнём.
  5. И отдельные случаи, когда пострадали непристёгнутые пассажиры в результате виновных действий, повлекших ДТП, одного или второго водителя.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Как показала наша правовая практика, если водитель сбил человека насмерть, а ДТП произошло из-за нарушения ПДД, виновника в любом случае осудят по статье 264 Уголовного кодекса РФ. Чтобы получить минимальное наказания, придется приложить усилия.

Например, гр-на Тимофеева приговорили к одному году лишения свободы условно за причинение смерти в результате дорожно-транспортного происшествия. В ходе следствия и судебного разбирательства выяснилось, что авария произошла из-за неисправности транспортного средства, принадлежащего Тимофееву, а не по вине человека. Водитель пытался избежать аварии, что подтверждают результаты экспертизы. А сразу после ДТП мужчина вызвал скорую, активно оказывал первую помощь пострадавшему человеку.

Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?

При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.

Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:

быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.

Административная или уголовная ответственность при ДТП

Водитель, спровоцировавший ДТП, привлекается к административной ответственности и несет наказание согласно положений КоАП. Однако в случае наличия пострадавших с серьезными травмами, а также при наличии смертельных исходов, действия водителя будут рассматриваться с точки зрения уголовной ответственности с назначением наказанием по УК РФ.

Основанием для обвинения в причинении смерти человеку станет подтвержденная констатация связи действий нарушителя с последующим летальным исходом. Следует учитывать, что смерть в результате ДТП может быть установлена не только на месте происшествия, но и спустя некоторое время, когда пострадавший участник скончался в больнице.

Не все случаи смерти во время передвижения на автомобиле служат основанием для привлечения к ответственности. Некоторые участники аварии, погибшие в момент ДТП, могли умереть от каких-либо других диагнозов или заболеваний (например, инфаркт в результате испуга в момент аварии). В данном случае, важно правильно установить взаимосвязь смерти и действий виновного в ДТП водителя.

Когда нарушаются правила движения, приведшие к гибели людей, административная ответственность и более легкие наказания становятся невозможны. Водитель будет обвинен в рамках уголовного законодательства. В процессе судебного разбирательства также будет устанавливаться факт возможного умышленного причинения смерти с использованием автомобиля орудием убийства, а это влечет куда более серьезное наказание и последствия.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 1 ребенка в 2023 году

Компенсация морального ущерба и вреда здоровью

При дорожно-транспортном происшествии денежную компенсацию предоставляет страховая фирма, с которой заключен договор у виновника ДТП. Пассажиру не принципиально, кто будет им признан. Он может получить компенсацию в случае вреда здоровью наравне с водителем, если у второй стороны есть полис ОСАГО. Выплата происходит при предоставлении документального подтверждения наличия травм, получения инвалидности или кончины пострадавшего.

В таких ситуациях подтверждающими документами являются справки из травмпункта и поликлиники или свидетельство о смерти. При нанесении вреда здоровью максимальный объем выплаты составляет до 2 млн руб. в зависимости от степени тяжести травмы.

Собрав полный пакет документов, включающий протокол и справки, нужно обратиться в страховую. Она располагает сроком в 30 дней для организации выплаты или предоставления мотивированного отказа в компенсации.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО или вы не согласны с отказом от выплаты компенсации, обращайтесь в ближайший к месту проживания суд. Все собранные документы вместе с сообщением о наличии заказа такси станут доказательствами, используемыми в ходе разбирательства. В роли ответчика выступит агрегатор или таксопарк, который предоставлял услугу такси.

Если вы столкнулись с трудностями в защите собственных интересов, обратитесь в компанию The Cab. Компетентные специалисты обеспечат юридическую поддержку и полное сопровождение на протяжении всего разбирательства. Мы гарантируем ваше спокойствие после столь серьезного стресса и быстрое урегулирование любых вопросов.

Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса. Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Страховые споры в грузоперевозках

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Куда обращаться пострадавшему после ДТП

Люди, пострадавшие в дорожных авариях, имеют право на большую компенсацию, чем просто за физические травмы. Список компенсаций за травмы включает в себя

Потеря дохода в период нетрудоспособности.

Расходы на медицинское лечение, лекарства и сестринский уход.

Расходы, связанные с необходимостью профессиональной переподготовки из-за невозможности работать по прежней специальности в результате травмы.

Эти выплаты осуществляются страховщиком в соответствии с правилами в размере не более 500 000 рублей.

Страховая сумма, которую страховщик обязуется выплатить потерпевшему для возмещения вреда, причиненного в результате каждого страхового случая (независимо от количества потерпевших в течение срока действия договора обязательного страхования), составляет

(а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, — 500 000 рублей.

Статья 7 Федерального закона. 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

При ДТП с причинением вреда здоровью потерпевший также имеет право требовать компенсации морального вреда в соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса; Закон о страховании КТЭО не предусматривает такой компенсации, которую необходимо требовать непосредственно с виновной в ДТП стороны. Это можно сделать путем предъявления гражданского иска в рамках уже возбужденного уголовного дела или гражданского процесса. Иск может быть подан в районный суд по выбору истца.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...