Административный иск: понятие, форма, содержание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный иск: понятие, форма, содержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Административный иск — новые правила по делам публичного судопроизводства

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции.

В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст.

1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

  • 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
  • 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  • 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц.

Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

По определенным делам участие представителя является обязательным.

Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

  1. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:
  2. 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
  3. 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
  4. 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Читайте также:  Госпошлина за регистрацию ООО в 2023 году

Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?

КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):

1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),

2) квитанция об уплате госпошлины.

Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.

3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),

4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),

5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),

6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),

7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).

Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.

Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения

Рассмотрение дела не всегда заканчивается итоговым решением суда. В некоторых случаях (например, если вы не выполнили обязательный досудебный порядок или попросту не подписали административный иск), суд может оставить административный иск без рассмотрения.

Основания для этого перечислены в ст. 196 КАС РФ. Их перечень открытый. Так что суд может оставить ваш иск без рассмотрения и в других ситуациях, которые упоминаются в КАС РФ.

Суд выносит определение, которым заканчивается производство по административному делу. В определении суд:

  • указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без рассмотрения,
  • приводит способ их устранения,
  • разрешает вопросы о возможности возврата госпошлины и о распределении судебных расходов между сторонами.

Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Срок обращения с административным исковым заявлением

Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.

Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.

Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.

Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.

    Что такое административный иск и когда его можно подать?

    Административный иск – это иск, который подается в установленном порядке государственными органами или гражданами по поводу спора, возникающего в сфере государственной власти и управления.

    Согласно статье 125 Государственной Конституции РФ, споры, возникающие по поводу прав и свобод граждан, а также дела об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в судебном порядке. При этом возможно предварительное досудебное урегулирование спора.

    Административный иск может быть подан в случае отказа государственных органов в удовлетворении запроса или жалобы. Кроме того, иск может быть составлен в случае несогласия с решением государственного органа или его должностного лица, принятым в отношении заявителя с нарушением его прав или законных интересов.

    Отличия административного иска от обычного иска в Касационном суде РФ заключается в том, что к административному иску применяется особый порядок пошлин и взыскания расходов на его рассмотрение. Согласно статье 128 ГПК РФ, необходимо платить государственную пошлину в размере, определенном законодательством РФ. При этом если заявитель не имеет возможности оплатить государственную пошлину, то может быть оставлен без движения его исковое заявление.

    Читайте также:  Восстановление срока на подачу кассационной жалобы

    Кто может подать административный иск? Административное дело может быть принято к рассмотрению гражданами, организациями и иными юридическими лицами, имеющими законный интерес в обращении в государственный орган, который может быть ответственным за нарушения их прав и законных интересов.

    Как составить исковое заявление и какие в него включать пункты?

    Если кто-то считает, что государственная организация (например, налоговая инспекция) нарушила его права, он может подать административный иск. Для этого сначала нужно обратиться к органу, который принял решение, с просьбой отменить его или изменить. Если отказ административное органа РФ не был получен в течение месяца, то можно подавать иск в суд.

    В исковое заявление, согласно статье 128 кассационного порядка (ст. 125 Административного кодекса РФ), нужно правильно и четко сформулировать претензию и указать причины ее подачи. Отличия искового заявления от обычного – в том, что необходимо указать размер пошлины, если таковая установлена, и способ урегулирования спора (судебный или другой).

    В исковом заявлении нужно указать статью, по которой подается иск, а также описать факты нарушения истцом своих прав и привезти доказательства этих фактов. Необходимо также указать требования истца и представить документы, подтверждающие их обоснованность.

    Для удобства структурирования искового заявления, можно включить пункты-требования и доказательства. Оптимальным вариантом будет приведение требований в виде списка с подпунктами и к ним приложить доказательства (например, копии документов, писем, заявлений).

    Как правильно обосновать и защитить свои права в суде?

    Если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны государственных органов или их должностных лиц, вам может потребоваться подать административный иск. Это официальное заявление на защиту своих прав, и в случае принятия судом решения в вашу пользу, вы сможете получить возмещение ущерба.

    Для того, чтобы подать административное исковое заявление, необходимо знать порядок досудебного урегулирования спора. Согласно статье 125 и 128 Административного кодекса РФ, иск может быть подан в суд, если досудебный урегулирования спора был неэффективным или его отказались принять.

    При подаче искового заявления нужно правильно обосновать свои требования и указать факты нарушения своих прав. Как правило, в случае административного спора размер пошлин не существенный, но он все равно должен быть уплачен. Согласно законодательству, если приняли решение в вашу пользу, государственная пошлина может быть возвращена вам.

    Для того чтобы защитить свои права в суде, необходимо точно знать нормы законодательства, касающиеся вашего случая. Если вы не уверены, как правильно составить исковое заявление или защитить свои права в суде, лучше обратиться за помощью к юристу.

    Подача иска по административным делам в суд

    Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

    • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
    • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
    • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

    Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

    • принять иск к производству;
    • оставить иск без движения;
    • отказать в принятии иска;
    • вернуть иск заявителю.

    Отличия гражданского иска и административного

    Чтобы понять, чем отличается административное исковое заявление от искового заявления в суд, подаваемого в рамках ГПК РФ, требуется оценить правовое положение спорящих сторон. В гражданских отношениях они равноправны и имущественно самостоятельны. В административных один из участников реализует публично-властные полномочия по исполнению нормативных актов по отношению к другой стороне. В результате стороны находятся в неравном подчиненном положении.

    Для компенсации такого неравенства КАС РФ предусматривает способы поддержки истца, как слабой стороны в споре:

    • основное бремя доказывания возлагается на публичный орган или должностное лицо;
    • активная роль суда, который наделяется правом выйти за пределы доводов и требований истца;
    • возложение на ответчика (представителя госоргана или должностное лицо) обязательства явиться на рассмотрение дела;
    • сокращенные сроки рассмотрения некоторой категории дел.

    После официального оглашения решения суда, истцу и ответчику дается месяц на подачу апелляции, после чего решение является обязательным для исполнения. Подача искового заявления несложная процедура, но все же требующая определенных юридических знаний. Рекомендовано обратиться за помощью к специалистам, адвокатам, которые квалифицируются на ведении административных дел.

    Не стоит забывать о том, что в отдельных случаях предусмотренных законодательством, в суде могут участвовать лица, имеющие соответствующие права, в частности высшее юридическое образование. Поэтому перед подачей, необходима консультация специалиста, который не только поможет в оформлении, но и представит ваши интересы в суде.

    Подаче административного искового заявления об оспаривании решения органа власти, как правило, предшествует обращение в этот орган, получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

    К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

    Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

    Как подготовить административный иск на действия должностного лица

    Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

    • признать действия должностного лица незаконными
    • признать бездействие должностного лица незаконным
    • признать решение должностного лица незаконным
    Читайте также:  Как продать квартиру, купленную с использованием маткапитала?

    Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

    В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

    Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

    Подача и рассмотрение административного иска на действия должностного лица

    Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

    При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

    Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .

    Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.

    Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

    Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

    Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.

    При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.

    Комментарий к ст. 219 Кодекса административного судопроизводства


    Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

    Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

    • об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;
    • о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;
    • об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Если срок подачи административного иска прошел

    Бывает, что срок для обращения в суд вы пропустили. Знайте: в некоторых случаях суд может его восстановить (ст. 95 КАС РФ).

    Для этого нужно подать в суд административный иск вместе с необходимыми документами, а также дополнительно приложить к нему заявление о восстановлении пропущенного срока.

    В заявлении опишите вашу ситуацию и укажите причины, по которым не успели вовремя обратиться в суд. Приложите документы, которые говорят об уважительности этих причин.

    Суд рассмотрит заявление и оценит причины, из-за которых вы не подали административный иск в положенный срок. Если они уважительные, срок вам восстановят, если нет – откажут в этом. Уважительность причин суд выясняет с учетом всех обстоятельств и нюансов дела, ориентируясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по этому вопросу.

    Важно! Если вы пропустили срок для подачи административного иска, суд не имеет права отказаться принять его только по этой причине. Такие разъяснения приведены в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...