Оформление сервитута на проезд к участку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление сервитута на проезд к участку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Законодательное регулирование

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

На каких основаниях устанавливается?

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

Публичный сервитут. Что это такое и каков порядок его установления. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.

Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.

Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст.

23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.

Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.

Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.

Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.

  • Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.
  • По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.
  • Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Читайте также:  Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2020-2023 гг.

Основания для прекращения действия сервитута

Обычно сервитут прекращает свое действие вследствие устранения причин, вызвавших наложение обременения на чужую собственность. Например, инженерные работы по монтажу электросетей были закончены вовремя или раньше оговоренного в соглашении срока. Сервитут прекращает свое действие по истечению срока, на который он был установлен.

Важно! Как и установление права возможности использования территории чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте также подлежит государственной регистрации.

Но существуют иные основания для прекращения действия сервитута. Ими могут быть следующие факторы:

  • Стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соглашение об этом;
  • Прекратили действовать основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка вправе требовать прекращения сервитута;
  • Обремененный участок земли не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственнику обремененного участка необходимо обратиться в суд;
  • Уполномоченный орган принял акт об отмене публичного сервитута.

Методика оценки сервитута

Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.

В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:

  • Размер реального ущерба;
  • Размер упущенной выгоды;
  • Размер убытков.

На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:

  • Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
  • Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
  • Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.

Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.

На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».

Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:

Наименование подхода

Сравнительный

Затратный

Доходный

Общая идея

Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора.

· Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок.

· Платы за ограничение использования собственником земельного участка.

Реализуемость на практике

В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено.

Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами.

Пример: как рассчитать цену на землю?

СПРАВКА. Процентная стоимость – процент от стоимости участка. Таким образом, сервитут может стоить столько же, сколько и сама земля.

Для того, чтобы определить процентную стоимость сервитута, нужно сложить все факторы (в процентах) и разделить на количество факторов – на 4. Примерные отчеты оценки сервитута земельного участка в процентах выглядят примерно так:

Пример 1. По дороге, проходящей через объект, периодически проезжает техника. Тогда доля ЗУ будет равна 0% (очень малая часть), неудобства равны 0% (собственник не использует дорогу для своих нужд), интенсивность равна 50% (техника ездит каждый день несколько раз), а влияние сервитута будет также равно 0%.

Тогда общая стоимость считается как (0 + 0 + 50 + 0)/4 = 12,5%. Иными словами, сервитут будет стоить как 12,5% обремененного объекта.

Пример 2. На половине участка возведены небольшие постройки, причем они используются относительно интенсивно и создают средние ограничения для собственника. Тогда значение всех 4 факторов будет равно 50%, а общая стоимость сервитута равна (50 + 50 + 50 + 50) / 4 = 50% от стоимость объекта.

Пример 3. Водоем, занимающий четверть от участка обнесен забором и используется круглые сутки, тогда значение занятой площади ЗУ будет равно 25%, интенсивность и степень ограничений равны 100%, а влияние сервитута на проведение сделок – 75%. Тогда мы получаем (25 + 100 + 100 + 75) / 4 = 75%, то есть стоимость сервитута равна 75% от стоимости объекта.

СПРАВКА. Полученная стоимость может быть выплачена как одноразово, так и путем постоянных платежей. Плата за установление сервитута, в таком случае, равняется значению одноразовой выплаты.

Читайте также:  Правила заполнения листа д 1 формы 3 НДФЛ за 2023 год

Можно ли поставить сервитут на баланс

К примеру, ваша организация заключила договор сервитута на пользование земельным участком сроком 5 лет. Как отразить данную операцию в учете компании? Можно ли поставить участок на баланс или следует учесть его за балансом?

По правилам ведения бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации найдет свое отражение только плата за сервитут. Поставить сервитут на баланс в качестве актива нельзя, так как у фирмы нет на него права собственности, да и самого объекта в материально-вещественной форме не существует. Поэтому учесть сервитут нельзя даже за балансом. В финансовой отчетности условия сервитута раскрываются в пояснительной записке.

Вот если бы фирма несла ответственность за утрату имущества, на которое оформлен сервитут, тогда такой объект мог бы отражаться за балансом, но не в самом балансе. Ведь это лишь обременение, а не отдельно существующий актив. Конечно, информация о его существовании вносится в кадастр недвижимости, но не на счета бухгалтерского учета компании, хотя сервитут и неразрывен с самим участком, на который он наложен и передать его отдельно от земли нельзя.

Используют сервитут обычно для прохода или проезда, прокладки инженерных сетей (временных или бессрочных), доступа к прибрежным полосам и другое. Причина возникновения сервитута обусловливает срок, на который он оформляется. Для бухгалтерского учета специфика отражения будет единой. В дебете собираются все расходы на сервитут в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками.

Сторонами по договору об установлении сервитута на проезд к земельному участку являются «управомоченное лицо» (владелец сервитута) и непосредственно «обязанное лицо» — тот, у кого данный сервитут установлен.

Обязанная сторона не должна учинять препятствия управомоченному лицу в пользовании своим ограниченным правом (сервитутом) в пределах действия такого права на земельном участке.

В свою очередь, управомоченное лицо обязано своевременно и в определенной по договору сумме выплачивать за сервитут обязанной стороне. Платы можно требовать как от частного лица, так и от государственного органа, принявшего решение об установлении сервитута.

Заинтересованное лицо также обязуется использовать предоставленное ему право пользования чужим земельным участком в тех целях и на тех условиях, которые были установлены и закреплены двусторонним соглашением (договором) о сервитуте.

Что такое сервитут и как он регистрируется?

Сервитут – это вид обременения земельного участка, который делает возможным использование данного участка другим лицом для определенных целей. Таким образом, у владельца участка ограниченное право пользования земельным участком в интересах другого лица.

В России сервитут может быть установлен на земельном участке в соответствии с законодательством РФ. Главные типы сервитутов – проезд, пешеходный или межевой проход. Если это необходимо, то сервитут может быть установлен и на использование земель для размещения коммуникационных сетей и иных объектов.

Сервитут может быть установлен только в государственной регистрационной кадастровой палате по месту нахождения земельного участка. Процедура регистрации сервитута предусматривает подготовку необходимых документов, уплату государственной пошлины, после чего регистрирующий орган рассматривает заявление и регистрирует сервитут на земельном участке.

Сервитут может быть установлен на определенный срок, указанный в заявлении на регистрацию сервитута. Сервитут может быть также установлен на определенный объект недвижимости в России, не обязательно только на земельный участок. Сервитут может быть также установлен как на публичный, так и на частный земельный участок.

Регистрация сервитута может привести к прекращению прав владельца земельного участка или объекта недвижимости. В этом случае владелец участка компенсирует сервитутодержателю его расходы на установку сервитута.

Обременение земельного участка или объекта недвижимости сервитутом – это не препятствие для его продажи или использования в иных целях. Владелец участка сохраняет право пользования земельным участком или объектом недвижимости, однако при этом он должен учитывать наличие сервитута и не нарушать права сервитутодержателя.

Таким образом, сервитут – это ограничение в использовании земельного участка или объекта недвижимости, если другому лицу нужно получить доступ к данному участку или объекту. Регистрация сервитута необходима для легального обременения земельного участка или объекта недвижимости в интересах другого лица.

Кто вправе требовать установление сервитута

Частный сервитут всегда устанавливается добровольно. Заинтересованное лицо и хозяин ЗУ заключают соответствующий договор. В частности, когда кому-то потребовался подъезд к земельному участку. В договоре следует прописать все детали и условия ограничения на ЗУ.

Согласие на доступ к земельному участку в случае с публичным сервитутом не потребуется. Решение об установлении сервитута принимают на общественных слушаниях.

Таким образом, землевладелец вправе потребовать установления сервитута. Требования в установлении права пользования чужой территорией могут предъявлять собственники земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования.

Граждане либо организации, владеющие недвижимостью на основании других прав (например, аренда) не могут требовать предоставления права пользования чужой территорией. Но это их право проходить или проезжать по чужому ЗУ и иные потребности можно защитить путем предъявления соответствующих требований об использовании принадлежащего им недвижимого имущества.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

  • для проезда автотранспорта/прохода людям;
  • необходимо прокладывать коммуникации;
  • для обслуживания и ремонта газо/электро/гидромагистралей, фасадов домов;
  • возникла необходимость установки каких-то объектов на соседней земле;
  • появились иные причины для установления обременения, без которого невозможно реализовывать права.

Публичный сервитут предусматривает пользование землей самим государством, муниципалитетом либо местным населением.

Наиболее распространенными причинами наложения публичных сервитутов выступают:

  • необходимость проезда или прохода по территории участка, принадлежащего частному лицу (например, дорога общего пользования проходит по участку);
  • проведение коммуникаций для общественных нужд;
  • предоставление населению возможности использовать природный источник воды;
  • исследовательские изыскания, проводимые на территории соответствующего участка;
  • обеспечение свободного прохода к прибрежной зоне;
  • размещение на земле знаков для проведения геодезических работ, межевания;
  • выпас, прогон скота.

Как оформить дорогу к своему участку: образец 2022 года

Эксперты нашей компании помогут составить юридически грамотное заявление на дорогу к участку, подготовят необходимые документы и направят все это в уполномоченный орган. Когда на руках имеется свидетельство о праве собственности, а участку присвоен кадастровый номер и адрес, но нет подъездных путей, необходимо инициировать процедуру их прокладки.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Ситуации, когда на улице некоторые участки остаются без подъезда, случаются часто. Как правило, на генплане дорога имеется, но в реальности ее еще предстоит проложить.

Если на территории уже стоят капитальные объекты и другие постройки, проблема только в невозможности подъехать к ним на собственной машине. Когда же участок только куплен, без подъездных путей будет крайне сложно доставить стройматериалы для возведения дома.

Не получится обеспечить доступ пожарным службам и медикам, при необходимости. Если подобная ситуация случилась с Вами, надо готовить заявление в местную администрацию.

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на Постановление Президиума ВАС РФ № 11248/11 по делу № А45-12892/2010, опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Что входит в капитальный ремонт фасада многоквартирного дома узнайте из статьи: что входит в капитальный ремонт многоквартирных домов.

Про документы при покупке земельного участка в собственность, читайте здесь.

Когда можно получить налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку, смотрите здесь.

Истцу было рекомендовано подать иск об устранении препятствий в пользовании участком. Для урегулирования ситуации владелец ЛЭП будет вынужден подписать соглашение о сервитуте.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

Сервитут на дорогу к земельному участку

Одно садоводческое некоммерческое товарищество (далее — СНТ-1), интересы которого я представляла, обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к соседнему СНТ (далее – СНТ-2) об установлении сервитута для прохода и проезда членами СНТ -1 через земельный участок, принадлежащий СНТ-2, по фактически существующей дороге.

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землюГК РФ Статья 274. «Право ограниченного пользования чужим земельным (сервитут) 1. Собственник недвижимого имущества (земельного, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего) предоставления права ограниченного пользования соседним участком ( сервитута ).

Установление публичного сервитута на автомобильную дорогу

Причины появления этой нормы объективно понятны — дороги отнесены к землям общего пользования и закреплены за подведомственными организациями и не могут быть предоставлены на условиях классической аренды. Прежде всего, отсутствует принципиальный элемент сервитута — для получения сервитута в отношении чужого участка необходимо быть собственником «иного» недвижимого имущества, расположенного на другом(соседнем) участке. Если обратится к ст.274 ГК РФ, то можно увидеть, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Особенностью размещения линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором расположены, и в основном не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, в связи с чем оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки нецелесообразно. В настоящее время сервитут рассматривается одним из прав ограниченного пользования чужим земельным участком, обеспечивающих сохранность и целостность нахождения на нем линейных объектов, развитие и легкий доступ к земельным участкам. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута.

Земля, на которой мы живем – строим дома, занимаемся хозяйственной деятельностью, просто гуляем, создана не нами. Поэтому, строго говоря, она принадлежит нам всем в одинаковой степени. Имея участок земли, приготовьтесь к тому, что ваше владение может в чем-то ограничивать естественные жизненные права соседей. Вам вполне могут сказать: «Извини, подвинься». Цивилизованная передача другому лицу части прав на земельный участок – это сервитут.

Росреестр указывает, что обратиться должен собственник земельного участка, т.е. ООО в чей собственности находится участок. Публичный сервитут — вид земельного сервитута . он устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Сервитуты на земельные участки: основания, условия и сроки

Существует два законных основания наложить сервитут: добровольное соглашение сторон или инициатива сервертураия. Если вопрос частного обременения удалось урегулировать мирно, стороны заключают между собой договор в простой письменной форме. К нему прилагается план объекта с указанием границ сервитута.

Если собственник не соглашается на сервитут, нуждающийся вправе подать заявление в суд с требованием обязать его оформить сделку.

Перечислим основные условия наложения сервитута:

По требованию владельца надела сервитуарий выплачивает ему определенную сумму за предоставленные неудобства.

  • Сохранение чужого имущества

Сервитуарий несет полную ответственность за чужой земельный участок. Он обязан не допускать его порчи и использовать согласно прописанным в соглашении целям.

Собственник земли обязан обеспечить пользователю беспрепятственный доступ к обремененной части надела.

Сервитут устанавливается на часть надела или всю его площадь. Он может длиться определенный период времени, либо бессрочно.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...