Как определить в какой суд подавать иск?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить в какой суд подавать иск?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Судебные органы общей юрисдикции относятся к федеральным инстанциям и имеют четкое инстанционное устройство. Что же касается процесса рассмотрения дел и принятия решений, то он регулируется процессуальным законодательством.

Каким категориям граждан и организаций доступен суд общей юрисдикции?

Суд общей юрисдикции относится к судебным органам, которые рассматривают дела по гражданским, административным и уголовным делам в первой инстанции. Этот суд устройством является инстанционным судом и имеет специальное название — первичный суд или районный суд.

Доступ к судам общей юрисдикции имеют все граждане и организации, независимо от их статуса и места регистрации. Федеральные законы содержат конкретный перечень категорий лиц и организаций, чьи права защищаются в рамках судов общей юрисдикции. Если вы уверены, что ваше дело относится к этим категориям, то вы можете подать заявление в первичный суд.

    К категориям, права которых защищаются в судах общей юрисдикции, относятся:
  • граждане РФ
  • иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство или временное пребывание на территории РФ
  • юридические лица, зарегистрированные на территории РФ
  • иностранные юридические лица, имеющие филиалы или представительства в РФ
  • индивидуальные предприниматели

Какие ожидания могут быть у заявителей в отношении работы судов общей юрисдикции?

Суды общей юрисдикции являются инстанционными органами государственной власти, которые рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела. Каждое такое дело рассматривается в соответствии с установленными законами и правилами.

Заявители могут ожидать, что суды общей юрисдикции будут работать честно и объективно, не учитывая никаких личных интересов. Они должны иметь специальное устройство для рассмотрения дел, обеспечивающие равенство всех сторон в процессе.

Суды общей юрисдикции относятся к судебным органам, которые могут назначать ответственность и принимать решения. Заявители могут ожидать, что судьи будут решать дела на основе доказательств, представленных ими самими и их адвокатами.

Кроме того, заявители могут ожидать, что суды общей юрисдикции будут работать быстро и эффективно, принимая решения в разумные сроки. Они могут иметь право на апелляцию и обжалование решения, если они не удовлетворены результатом рассмотрения их дел.

Таким образом, важно понимать, что суды общей юрисдикции являются органами государственной власти, которые занимаются решением юридических вопросов в соответствии с установленными законами и правилами. Заявители могут ожидать, что их дела будут рассмотрены объективно и справедливо, и будут решены в разумные сроки.

Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

Суды общей юрисдикции: рассмотрим общее понятие

Прежде всего важно дать точное понятие подобному типу суда. Подразумевается орган судебной власти, решающий дела как гражданские или административные, так и имеющие уголовный характер и подпадающие под общую юрисдикцию. Рассматриваемую инстанцию можно охарактеризовать как структуру, которая представлена двумя типами юридических инстанций: первый — федеральные суды, а второй- суды общей юрисдикции.

К первому типу относят:

  1. Верховный Суд РФ.
  2. Верховные суды республик, а также областные и др.
  3. Межрайонные, районные и городские суды.
  4. Военные суды.
  5. Специализированные (лишь те, образование и функционирование которых были установлены согласно конституционным законам).

какие дела рассматривают суды общей юрисдикции (районные суды)

Судебный процесс достаточно часто является одним из способов разрешения конфликтных ситуаций между сторонами в спорных правоотношениях.

Для обращения в судебный орган очень важно определиться с подведомственностью (подсудностью).

Подведомственностью считается отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного судебного органа. Различают подведомственность дел арбитражным судам и подведомственность дел судам общей юрисдикции.

В соответствии с ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды, военные суды, специализированные суды, а также мировые судьи.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматриваю все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами; все уголовные дела; иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а так же дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В отличие от судов общей юрисдикции к компетенции арбитражных судов относятся экономические споры и рассмотрение иных дел с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Таким образом, определяющим критерием подачи искового заявления в арбитражный суд и суд общей юрисдикции является субъектный состав, а также экономический характер спорных взаимоотношений.

Итак, во избежание ошибок с определением подведомственности, рассмотрим более детально виды гражданского и арбитражного судопроизводства.

Порядок и процедура рассмотрения гражданских дел систематизирована в гражданско-процессуальном кодексе, в соответствии с которым различают рассмотрение дел:

1. В порядке приказного производства.

Сюда относятся дела по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, по требованию, основанном на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и не датировании акцепта, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц, если заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, заявлено требование территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику, заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи, заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Читайте также:  Как получить вид на жительство в Болгарии в 2023

2. Дела особого производства. Сюда относятся:

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

3. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

4. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

5. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Иногда сложно определить вид судопроизводства (исковое или административное) для защиты прав и свобод лица, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа госвласти, органа местного самоуправления, иных госорганов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Верховный Суд РФ подготовил информацию по данному вопросу.

Критерием, позволяющим сделать правильный выбор, является характер правоотношений. Он предопределяется не только участием в этих правоотношениях таких органов, но и тем, что их участники не обладают равенством. Один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (административное исковое заявление или исковое заявление) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов указанных органов, лиц, служащих, и являющихся основанием их возникновения, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Это касается и споров о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.

Перечислены гражданские, трудовые, пенсионные, социальные, семейные дела, дела о защите прав детей, вызывающие вопросы по определению вида судопроизводства и рассматриваемые в исковом порядке.

В частности, это дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве; о признании недействительными (незаконными) отказа работодателя в заключении трудового договора, в приеме на работу, в поступлении на государственную гражданскую службу.

В исковом порядке рассматриваются и дела о признании недействительным (незаконным) решения органа власти об отказе в предоставлении места в детсаду, возложении соответствующей обязанности.

Районный суд входит в систему федеральных судов общей юрисдикции и является её основном звеном1.

Районный суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции. Кроме того, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда регламентируются ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7.02.2011 г. № 1-ФКЗ.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ (например, Таганский районный суд г. Москвы, Козьмодемьянский городской суд, Горномарийского района Республики Марий Эл).

В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, юрисдикция Павловского районного суда Воронежской области распространяется на территорию Верхнемамонского и Павловского районов).

В зависимости от числа судей, находящихся в штате суда, районные суды подразделяются на мало составные и многосоставные.

Мало составные суды — суды, в составе которых находится до 3-х судей.

Малосоставные суды не всегда имеют возможность исполнить требования ч. 3 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении некоторых уголовных дел в составе коллегии из трех судей, в связи с чем Судебным департаментом осуществляется комплекс мероприятий по оптимизации действующей системы районных судов на основе укрупненных, не связанных с существующим административно-территориальным делением судебных районов, а также путем выравнивания служебной нагрузки судей по рассмотрению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов. Эта задача решается за счет объединения нескольких мало составных (одно-, двух- и трехсоставных) судов в один или присоединения мало составного суда к многосоставному суду с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов2.

Районные суды создаются и упраздняются федеральными законами (например, Федеральные законы: от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 5 апреля 2010 г. № 53-ФЗ «О создании Горномарийского районного суда и упразднении городского и некоторых районных судов Республики Марий Эл»; от 5 апреля 2010 г. № 49-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Чувашской Республики — Чувашии»; от 5 апреля 2010 г. № 51-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Воронежской области»).

Судебный департамент при Верховном Суде РФ вносит предложение о создании или об упразднении районных судов в Верховный Суд РФ. Это предложение и проект закона обсуждается на Пленуме Верховного Суда РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Рассмотрение уголовных дел в районном суде по первой инстанции осуществляется судом коллегиально или судьей единолично (ч. 1 ст. 30 УПК РФ).

Уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2–4 ст. 30 УПК РФ, судья районного суда рассматривает единолично.

Уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, по ходатайству обвиняемого рассматривает судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей.

По ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 30 УПК РФ, рассматриваются коллегией из трех судей.

Деятельность районных судов осуществляется на принципах, общих для всех судов общей юрисдикции (ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции). Вступившие в силу судебные акты районных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция районного суда (ст. 34 ФКЗ О судах общей юрисдикции в РФ).

Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции гражданские дела (ст. 24 ГПК РФ) и административные дела (ст. 19 КАС РФ).

Так, в 2016 г. районные суды приняли к производству 4 млн. 589 тысяч гражданских и административных дел. В порядке гражданского судопроизводства (по ГПК РФ) рассмотрено — 3 млн. 834 тыс. (82 %), дела, а в порядке административного судопроизводства (по КАС РФ) составили 843 тыс. (18,0 %).

Читайте также:  Дачная амнистия: что это такое и как воспользоваться

Судьи районных судов рассматривают по первой инстанции дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях. Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). В 2016 г. судьями районных судов рассмотрено почти 827,0 тыс. дел об административных правонарушениях.

Районный суд рассматривает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

В районные суды за 12 месяцев 2016 г. по первой инстанции поступило на рассмотрение 488,6 тыс. уголовных дел.

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ, ст. 389.3 УПК РФ).

В суды апелляционной инстанции поступило почти 40,9 тыс. (8.7 %) уголовных дел, около 162,3 тыс. (1,4 %) гражданских и административных дел, рассмотренных по первой инстанции мировыми судьями в 2016 г. В 2016 г. районными судами рассмотрены апелляционные жалобы и представления на обвинительные приговоры в отношении 26,8 тыс. лиц, на оправдательные приговоры — в отношении 1,6 тыс. лиц.

Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

  • дела об административных правонарушениях.

  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

какие дела рассматривают арбитражные суды?

Порядок рассмотрения дел в арбитражных судах и виды производств установлен арбитражным процессуальным кодексом.

Так судами указанной категории рассматриваются:
1. В порядке административного судопроизводства, возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономические споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, об административных правонарушениях, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.
2. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, дела о несостоятельности (банкротстве), корпоративные споры, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; споры, вытекающие из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Более детальное рассмотрение видов гражданского судопроизводства и производства дел в арбитражном суде формирует наиболее ясную картину с практической точки зрения. Так, если возник спор экономического характера и субъектом являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность или юридическое лицо, то дело будет подведомственно арбитражному суду.

Как показывает судебная практика, иногда, в спорных правоотношениях сложно определиться с подведомственностью. Приведем пример из судебной практики.

Апелляционным определением Нижегородского областного суда по частной жалобе ООО «Металлоконструкция» на определение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 06 сентября 2016 г. о прекращении производства по делу по иску Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» к Обществу с ограниченной ответственностью «Металлоконструкция» о взыскании задолженности, обращение взыскания на заложенное имущество, определение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода оставлено без изменения, частная жалоба ООО «Металлоконструкция» — без удовлетворения. По ходатайству истца дело выделено в отдельное производство, в связи с чем производство по делу прекращено, сняты обеспечительные меры и возвращена госпошлина истцу. Ответчиком подана частная жалоба на данное определение, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, однако судебная коллегия согласилась с выводом суда, исходя из следующего: в соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

В силу абзаца второго ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса. Таким образом, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, что заявленное требование в части подведомственно арбитражному суду, суду общей юрисдикции необходимо разрешить вопрос о возможности разделения заявленных требований и рассмотрения их в той части, которая подведомственна суду общей юрисдикции.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Организационное обеспечение Судебным департаментом деятельности федеральных судов заключается в организации мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, которые направлены на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

На Судебный департамент возложена обязанность по формированию единого информационного пространства в сфере деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей. Успешная реализация решения этой задачи позволит укрепить доверие населения к судебной власти. Отсутствие в Российской Федерации развитой системы информационной открытости правосудия ограничивало возможности граждан эффективно осуществлять свои конституционные права и свободы, а также реализовывать на практике принцип гласности и обеспечение доступности к информации о деятельности судов.

Читайте также:  Программа переселения из Казахстана в Россию

Отсутствие в Российской Федерации законодательно закрепленной обязательной информационной открытости во всех сферах общественной жизни (политика, бизнес, образование, спорт) оказывает негативное влияние на политический, экономический, инвестиционный и иные аспекты (имидж) функционирования государственного механизма.

Весьма показателен в этом плане следующий пример. Российские спецслужбы в сжатые сроки (менее чем за месяц) смогли установить и задержать участников и пособников теракта, совершенного в марте 2011 года в Домодедовском аэропорту (Московская область), в результате которого были многочисленные жертвы. Однако, несмотря на то что ход расследования находится непосредственно на контроле у руководства государства, пока так и не удалось выяснить (по состоянию на сентябрь 2011 года) истинных владельцев этого аэропорта. Видимо, на это имеются какие-то очень веские причины…

Такой же тайной за семью печатями являются и сведения об истинных собственниках: коммерческих структур (банков, добывающих и перерабатывающих предприятий), создаваемых в различных организационно-правовых формах; спортивных клубов в массовых и популярных видах российского спорта и т.д. По экспертным оценкам только около 10% негосударственных структур, являющихся субъектами рыночных отношений в современной России, следует считать информационно открытыми. Однако наиболее болезненно населением воспринимается отсутствие достаточной информации о деятельности государственных структур и особенно — судебной власти.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Какой суд рассматривает уголовные дела

В каком суде рассматриваются уголовные дела? Опасные человеческие деяния, которые попадают под статьи Уголовного кодекса, разбираются и анализируются в суде общей юрисдикции. Такие разбирательства имеют две цели:

  1. Защитить пострадавшего.
  2. Защитить или наказать виновного.

Рассмотрение уголовного дела происходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела.
  2. Собрание улик и доказательств.
  3. Подготовка материала (слушание).
  4. Суд по уголовным делам I инстанции.
  5. Суд по уголовным делам II инстанции (апелляционный и кассационный суд).
  6. Приговор.

Если говорить о том, какие суды какие дела рассматривают, то суд общей юрисдикции, кроме уголовных, вершит также правосудие над гражданскими и административными правонарушениями.

Уголовные судебные процессы протекают дольше, нежели арбитражные. Это можно объяснить длительными следствиями, прокурорскими проверками и сбором материала. В криминальных судебных заседаниях принимают участие:

  • государственные органы (судья, прокурор, следователь);
  • заинтересованные лица (подсудимые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели);
  • защитники;
  • представители;
  • общественные организации (трудовой коллектив и т. д.);
  • эксперты, которые помогают судье вершить правосудие.

Некоторые люди интересуются, кто такие мировые и чем они занимаются. Следует знать, что они были известны во все периоды. В давние времена их избирали люди, для решения небольших споров.

Такие судебные инстанции появились ещё в начале четырнадцатого века. Место их нахождения было определено в Англии. В нашей стране они появились в 1864 г.

Тем не менее, мировые судебные организации перетерпели некоторые реформы и были аннулированы. Снова появилась эта инстанция в 1912 г.

Мировой судья является должностным лицом. Обычно человек назначается на эту должность органами государственной власти. Такой судья самостоятельно рассматривает дела.

В наше время не существует мировых , присутствуют только мировые судьи. Они стоят на самой низкой ступени общей судебной системы.

Работа таких судей регламентируется Конституцией. Она содержит: права, обязанности и общий порядок назначений на должность судей.

Люди на таких должностях выносят решения на основании закона РФ. Финансирование таких инстанций происходит за счёт средств федерального бюджета.

Гражданско-правовые споры — предмет судебных разбирательств

Чаще всего в отечественной судебной практике встречаются именно гражданские споры . Основным нормативно-правовым источником таких разбирательств служит Гражданский кодекс РФ, а также законы посвященные частным вопросам (семейный, трудовой, земельный кодексы и др.). Так, что же такое — гражданский суд в Российской Федерации? Это процесс гражданского судопроизводства по разрешению исковых споров между гражданами и рассмотрению дел особого производства .

В России такие дела рассматриваются в судах общей юрисдикции, поэтому термин «суд» в данном случае применим исключительно к судебному процессу, а не к судебной инстанции (то есть, нельзя обратиться в «гражданский суд», но гражданский суд может идти).

Возбуждение судом гражданского дела

Для того, чтобы суд начал рассмотрение вашего дела, необходимо составить исковое заявление . Не всякий иск принимается судом, поэтому на этой стадии особенное внимание следует уделить точности и строгости формулировок, конкретному указанию фактов, а также ссылкам на соответствующие статьи законодательных актов, которыми устанавливаются ваши права. К исковому заявлению желательно приложить пакет подтверждающих документов, а в ряде дел — также и документов, которые демонстрируют ваши попытки урегулировать проблему в досудебном порядке (копии претензий , направленных ответчику).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...