Ликвидация юр. лица: пошаговая инструкция и нюансы проведения процедуры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация юр. лица: пошаговая инструкция и нюансы проведения процедуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы ликвидировать организацию из числа субъектов МСП в упрощенном порядке, ее учредители и участники должны направить в налоговую инспекцию заявление об исключении компании из ЕГРЮЛ. Заявление необходимо представить по форме, которую позднее утвердит и опубликует ФНС. Заявление представляется на основании решения о прекращении деятельности компании. Данное решение все участники и учредители компании должны принять единогласно.

Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс

Начнем с журнала.

Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.

Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.

Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.

Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?

  • об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
  • об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@

Как подать объявление в Вестник?

Есть два способа подачи:

  • при наличии электронной подписи
  • без электронной подписи

Подача заявления об упрощенной ликвидации организации

Заявление об исключении из ЕГРЮЛ также должны подписать все учредители и участники организации. Причем подлинность их подписей нужно засвидетельствовать в нотариальном порядке. Нотариально свидетельствовать подписи не потребуется при направлении заявления в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями учредителей и участников (п. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Заявление можно представить как непосредственно в налоговую инспекцию, так и направить его в форме электронного документа. Кроме того, представить заявление разрешается и через нотариуса. В заявлении в обязательном порядке необходимо подтвердить следующие обстоятельства:

  • организация завершила все расчеты со своими кредиторами;
  • организация осуществила все выплаты, предусмотренные ТК РФ для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица;
  • организация не позднее, чем за один рабочий день до дня ее исключения из ЕГРЮЛ, исполнит все свои налоговые обязанности, заплатит все налоги и страховые взносы и представит в ИФНС всю необходимую налоговую отчетность.

Дополнительные действия

Кроме стандартных процедур по закрытию ООО, у представителей фирмы могут возникнуть дополнительные обязанности. Компании предстоит:

  • расторжение контрактов, соглашений и договоров (по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через суд);
  • закрытие счетов в банках (если закрывается недействующее ООО без расчетного счета, это делать не нужно. Но ООО без счета в банке — это редкость, так как любой бизнес ОБЯЗАН иметь счет в банке.);
  • увольнение персонала, директора с полным расчетом по зарплате и пособию, выдачей трудовых книжек и справок;
  • уведомление Центра занятости населения (ЦЗН) при массовом высвобождении работников;
  • подготовка документации к сдаче в архив.

Гражданское право не содержит ограничений по сроку, на который создается ООО. Компания может отработать 1-2 месяца после регистрации, после чего прекратит деятельность и подаст на ликвидацию. Это не является нарушением закона, если при закрытии будут выполнены все обязательные процедуры.

Налоговая инспекция контролирует работу фирм-однодневок, которые создаются для разовых операций, переводов средств и т.д. Если после регистрации ООО единовременно провела большие суммы через свои счета без какой-либо реальной деятельности, это обязательно попадет в поле зрения ИФНС и счета и карты такой компании будут заблокированы за нарушения, в том числе, требований закона «Об отмывании…» (или так называемый печально известный 115 федеральный закон).

Помните, что сведения по всем операциям своих клиентов банки передают в ФНС и Росфинмониторинг.

Основания для ликвидации

В качестве оснований для ликвидации юридического лица по‑прежнему выступают:

  • решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • решение суда.

В новой редакции более детально и четко регламентированы случаи, в которых суд принимает решение о ликвидации. Так, юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного само­управления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного само­управления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного само­управления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного само­управления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондами, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление юридическим лицом деятельности становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.
Читайте также:  Что такое аренда жилья с последующим выкупом и как это работает

Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

С вступлением в силу рассматриваемых изменений более подробно урегулированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации.

Так, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Ранее в ГК РФ было определено, что сообщение о ликвидации должно быть направлено незамедлительно. При этом согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129‑ФЗ) уведомить регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации необходимо также в течение трех рабочих дней.

Действия по ликвидации юридического лица осуществляются его учредителями (участниками) независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения юридическим лицом деятельности. Кроме того, закрепляется, что указанные действия совершаются за счет имущества юридического лица. Установлено, что при недостаточности имущества юридического лица его учредители (участники) обязаны совершить такие действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Она обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

ГК РФ в новой редакции дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, изложенными в новой ст. 64.1. Так, устанавливается, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица).

На какие положения Гражданского и Трудового кодексов, федеральные законы и постановления Правительства опирается процедура закрытия ООО? Коротко очертим законодательную базу этого процесса:

  • с.61-65 ГК РФ – общие положения о ликвидации организаций и предприятий;
  • ст.57-58 Федерального Закона №14 от 08.02.1998 г. – закон, касающийся непосредственно деятельности ООО;
  • ст. 20 Федерального Закона №129 от 08.08.2001 г. – о назначении ликвидаторов и уведомлениях о закрытии ООО;
  • ст. 11 Федерального закона № 402 от 06.12.2011 – о бухгалтерской инвентаризации и составлении отчета;
  • п.1. ст.81 ТК РФ – об уведомлении сотрудников о предстоящем увольнении в связи с закрытием организации;
  • постановление Правительства №99 от 05.02.1993 г. – об уведомлении Службы занятости.

Альтернативные варианты ликвидации: плюсы и минусы

Ликвидация по стандартной схеме — это длительный и сложный процесс. Даже при отсутствии проблем он занимает не менее нескольких месяцев.

Поэтому иногда владельцы бизнеса прибегают к другим вариантам закрытия, которые не требуют столько времени и сил.

Реорганизация — при слиянии или присоединении юридическое лицо «исчезает», объединившись с новой компанией или войдя в ее состав.

Замена собственников — в этом случае организация продолжает существовать. Но прежние учредители больше не имеют к ней отношения, так как продали свои доли новым собственникам.

«Брошенная» компания — если не сдавать отчетность и не проводить операции по счету в течение года, то налоговики могут сами исключить компанию из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Плюс первых двух вариантов – скорость. Речь в обоих случаях идет об оформлении одной операции – реорганизации или купли-продажи долей в уставном капитале. Третий способ не такой быстрый, но зато учредители могут вообще ничего не делать – налоговики сами ликвидируют компанию.

Однако, все эти варианты имеют один существенный недостаток — при этом не решаются вопросы с закрытием долгов.

Кредиторы могут доказать в суде, что учредители использовали такие способы ликвидации, чтобы уклониться от погашения задолженности. В этом случае суд привлечет прежних владельцев и руководителя компании к субсидиарной ответственности. Это значит, что бывшие первые лица ООО будут отвечать по долгам, образовавшимся по их вине, своим личным имуществом.

Кроме того, если «брошенное» юридическое лицо имело незакрытые долги перед бюджетом, то ее руководитель и основной собственник (владевший более 50% уставного капитала) будут дисквалифицированы на три года. Это значит, что они в течение трех лет после исключения организации из ЕГРЮЛ не смогут учреждать новые юридические лица или занимать в них должности руководителей.

Поэтому использовать нестандартные способы закрытия ООО нужно с осторожностью и только в тех случаях, когда все проблемы с кредиторами урегулированы.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

  1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

  1. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Читайте также:  Какой штраф грозит за езду при отсутствии страховки ОСАГО в 2023 году

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  1. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
  2. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

  1. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
  2. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
  3. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
  4. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
  5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Основные этапы ликвидации предприятия:

— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о ликвидации юридического лица. В трехдневный срок в письменной форме об этом уведомляется регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора. Кроме того, в трехдневный срок необходимо уведомить Пенсионный фонд;

— подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации» и уведомление кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица;

— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса;

— прохождение документальной налоговой проверки (проверка начисления и уплаты налогов, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения кадрового учета, начисления и перечисления заработной платы) в налоговом органе;

— подача в налоговый орган ликвидационного баланса;

— закрытие всех действующих счетов (расчетных и валютных);

— для государственной регистрации ликвидации юридического лица представление в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) ликвидационный баланс;

в) справку из Пенсионного фонда о задолженности;

г) документ об уплате государственной пошлины;

— ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц;

— прохождение проверки во всех внебюджетных фондах и снятие с учета;

— снятие с учета в Управлении Статистики;

— уничтожение печатей.

Налоги с выплат уволенным при ликвидации

Компенсационные начисления работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, не подлежат налогообложению НДФЛ. Речь идет о выходном пособии, а также о среднемесячном заработке, выплачиваемым за 2-ой и 3-ий месяц без работы. Социальные взносы с этих выплат также не взимаются.

Однако освобождение от налогов предусмотрено только в том случае, если компенсация в общей сложности не превышает:

  • 6-кратного среднего заработка – для работников, которые трудились и были уволены с организаций, расположенных на Крайнем Севере или приравненных местностях;
  • 3-кратного среднего заработка – для всех остальных нанятых лиц.

Комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. Указание в п. 1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует толковать с учетом нормы п. 7 ст. 63 ГК о судьбе имущества (т.е. имущественных прав) ликвидированного юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (см. п. 6 коммент. к ст. 63).

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает два порядка ликвидации юридического лица: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и 2) по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано и в добровольном, и в принудительном порядке. Приведенный в п. 2 статьи перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим.

Решение о добровольной ликвидации юридического лица может приниматься по воле, оформленной по свободному усмотрению уполномоченных лиц (например, при ликвидации юридического лица вследствие признания участниками нецелесообразным продолжать его деятельность, достижения цели, ради которой создавалось юридическое лицо).

В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (см. ст. 119 и коммент. к ней).

Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждении иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов. В частности, не являются такими основаниями отсутствие назначения ликвидационной комиссии, утвержденного порядка ее деятельности и срока ликвидации (см. п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» — Вестник ВАС РФ, 2000, N 3; далее — письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Читайте также:  Эксперты рассказали, когда выгоднее брать отпуск в 2023 году

3. В законе могут быть предусмотрены обстоятельства, при которых участники (учредители) или уполномоченные органы обязаны принять решение о ликвидации юридического лица, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке на основании п. 3 комментируемой статьи по искам государственных органов или органов местного самоуправления.

Так, по решению полного товарища (товарищей) подлежит ликвидации полное товарищество, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК) либо участник которого умер, признан недееспособным (банкротом) и т.д. (п. 1 ст. 76 ГК). Общество с ограниченной ответственностью должно прекратить свою деятельность в случае неоплаты уставного капитала в течение года после государственной регистрации (п. 3 ст. 90 ГК) либо уменьшения его уставного капитала ниже минимального размера, установленного Законом об ООО (п. 4 ст. 90 ГК). Акционерное общество должно принять решение о ликвидации, если размер его уставного капитала становится меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного Законом об акционерных обществах (п. 4 ст. 99 ГК). Таким образом, в приведенных примерах решение о ликвидации юридического лица принимается участниками общества, но они не свободны в принятии такого решения, т.к. оно основывается на обязательном предписании закона. Поэтому в указанных случаях вряд ли можно говорить о добровольной ликвидации.

Последствия неисполнения решения о ликвидации в указанных случаях отличаются от последствий принятия решения о добровольной ликвидации, о котором шла речь в предыдущем пункте комментария. Наличие решения о ликвидации в таких случаях не исключает возможности обращения в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица, если решение о ликвидации не выполнено и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК. Так, был удовлетворен иск прокурора о принудительной ликвидации юридического лица по делу, в котором участники приняли решение о ликвидации общества, но не назначили ликвидационную комиссию, не установили порядок и сроки его ликвидации и имелись доказательства грубого нарушения обществом законодательства (п. 7 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Когда юридическое лицо само не выполняет требование закона о ликвидации, заинтересованные лица или органы, указанные в п. 3 ст. 61, вправе обратиться в суд.

4. Основаниями для ликвидации юридического лица по решению суда являются обстоятельства, указанные в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, а также иные случаи, предусмотренные ГК. Так, в судебном порядке ликвидируются общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество, если они в течение года не преобразовались в открытое акционерное общество и не уменьшили количество своих участников до установленного законом предела (п. 1 ст. 88 ГК, п. 2 ст. 97 ГК), а потребительский кооператив — в случае непогашения членами кооператива образовавшихся у него убытков за отчетный год (п. 4 ст. 116 ГК).

Основания для принудительной ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены, в частности, Федеральными законами от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» и от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3031) для общественных и религиозных объединений. Эти основания детализируют и конкретизируют основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК.

5. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.97 N 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, указаны налоговые органы (ст. 31 НК), ЦБР (ст. 23 Закона о банках), прокурор (ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472)).

Аналогичное право предоставлено органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ст. 30 Закона об организации страхового дела).

6. При рассмотрении исков о ликвидации юридического лица ВАС РФ рекомендовал судам руководствоваться следующими разъяснениями:

1) при неоднократном нарушении юридическим лицом закона решение о его ликвидации принимается с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Так, было отказано в удовлетворении иска о ликвидации торговой организации, которая дважды нарушила Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», в связи с тем, что ответчик является единственной такой организацией в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. В решении было отмечено, что согласно п. 2 ст. 61 ГК суд может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации (п. 3 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);

2) в случае грубых нарушений юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по их устранению (п. 5 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);

3) неприведение акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью в установленный законом срок своих учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (п. 4 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50). Аналогично решается вопрос и в отношении унитарных предприятий.

Почему нельзя медлить с ликвидацией ООО, если невозможно погасить долги

Долговые обязательства перед налоговой службой, ПФР, кредиторами и/или работниками усложняют процедуру закрытия фирмы, поэтому лучше сразу заручиться поддержкой юристов.

В соответствии со статьей 63 ГК РФ Порядок ликвидации юридического лица “Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Пока организация числится в ЕГРЮЛ, долги растут с геометрической прогрессией.

Теоретически есть шанс, что кредиторы не обратят внимание на объявление ООО о добровольной ликвидации, и не направят свои требования ликвидационной комиссии (ликвидатору), и, если у организации нет задолженности перед бюджетом по налогам, то ООО может ликвидироваться.

А что делать, если кредиторы обратятся со своими требованиями или у ООО есть задолженность перед бюджетом, которую ООО не в состоянии погасить из-за отсутствия средств?


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...