Статья 53. Секретарь судебного заседания (КАС РФ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 53. Секретарь судебного заседания (КАС РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Комментарий к ст. 53 КАС РФ

Статья 53 КАС РФ содержит общие положения о секретаре судебного заседания. В ГПК РФ самостоятельной статьи с подобными положениями не имеется, хотя секретарь судебного заседания упоминается в положениях ряда статей данного Кодекса. АПК РФ включает в себя ст. 58 «Помощник судьи. Секретарь судебного заседания», положения ч. ч. 4 и 5 посвящены секретарю судебного заседания. По аналогии с этими положениями и закреплены положения ст. 53 КАС РФ. Так, указанными ч. ч. 4 и 5 ст. 58 АПК РФ предусмотрено следующее:

— секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников арбитражного процесса, имевшие место в ходе судебного заседания (ч. 4);

— секретарь судебного заседания по поручению председательствующего проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании (ч. 5);

— положений, касающихся помощника судьи, КАС РФ (как и ГПК РФ) не содержит. Частями же 1 — 3 упомянутой ст. 58 АПК РФ предусмотрено следующее:

— помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия (ч. 1);

— помощник судьи может вести протокол судебного заседания и совершать иные процессуальные действия в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом (ч. 2);

— помощник судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса (ч. 3).

Рассмотрение административного дела по существу, судебные прения

Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

После доклада дела, если оно не прекращается вследствие принятия отказа от административного иска или примирения сторон, суд устанавливает очередность исследования доказательств по административному делу (ст. 158 КАС).

После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения. Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание, а также в случаях, предусмотренных ст. 66 и 67 КАС, оглашаются председательствующим в судебном заседании.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, или их представителей, суд с учетом мнения этих лиц устанавливает порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования иных доказательств.

Каждый свидетель допрашивается в судебном заседании отдельно и после допроса остается в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше. Перед допросом председательствующий устанавливает личность свидетеля, под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отказ от показаний, выявляет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает правдиво сообщить все, что ему лично известно по делу. Затем свидетелю могут быть заданы вопросы, причем первыми их задают лицо, по просьбе которого вызван свидетель, и его представитель, затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым задает вопросы истец. Судьи могут задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса (ч. 5 ст. 161 КАС). Показания свидетелей, полученные и запротоколированные в порядке обеспечения доказательств, исполнения судебного поручения или при отложении предыдущего судебного заседания, оглашаются в судебном заседании, а затем исследуются по общим правилам.

Нормы судебного административного процессуального права предусматривают особый порядок допроса несовершеннолетних свидетелей, рассчитанный на то, чтобы максимально гарантировать достоверность их показаний в сочетании с бережным отношением к легкоранимой психике детей. Свидетелям, не достигшим возраста 16 лет, председательствующий разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, но они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний. При допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда — и в возрасте до 16 лет должен присутствовать педагогический работник. В целях обеспечения лучшего психологического климата суд по специальному определению может на время допроса несовершеннолетнего свидетеля удалить из зала заседания то или иное лицо, участвующее в деле. Но по возвращении в заседание ему должно быть изложено свидетельское показание и предоставлена возможность задать свидетелю вопросы. По окончании допроса свидетель, не достигший возраста 16 лет, удаляется из зала заседания, если суд не сочтет необходимым его присутствие при дальнейшем рассмотрении дела.

Исследование письменных доказательств, в том числе полученных в порядке их обеспечения, осмотра на месте или исполнения судебного поручения, заключается в оглашении их в судебном заседании, предъявлении их лицам, участвующим в деле, представителям, а при необходимости — экспертам, специалисту, свидетелям для внимательного ознакомления и выслушивания объяснений заинтересованных лиц, данных по этому поводу. В целях охраны гарантированного Конституцией РФ права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений закон (ст. 165 КАС) устанавливает специальное правило исследования личной переписки и личных телеграфных сообщений. Они могут оглашаться в открытом заседании только с согласия их авторов и адресатов. В противном случае такие письма и телеграфные сообщения исследуются в закрытом судебном заседании.

Вещественные доказательства изучаются путем осмотра в судебном заседании и предъявления их лицам, которые вправе обращать внимание суда на характерные особенности исследуемых предметов, и их заявления по этому поводу заносятся в протокол судебного заседания. Вещественные доказательства, осматривающиеся вне судебного заседания на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в порядке исполнения судебного поручения либо обеспечения доказательств, исследуются по протокольному отражению результатов осмотра.

Вещественные и письменные доказательства, которые нельзя доставить в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения всем составом суда. По этому поводу судом выносится определение, о времени и месте осмотра извещаются лица, участвующие в деле, их представители, но их неявка не препятствует осмотру. При необходимости вызываются эксперты, специалист и свидетели. Результаты осмотра фиксируются в протоколе судебного заседания.

Права и обязанности помощника

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Если вы не понимаете как работает P2P торговля и апелляция, то с вероятностью 90% вы будете обмануты первым же контрагентом мошенником, особенно на не популярных P2P-платформах. Если говорить про личный опыт, то однажды я наткнулся на продавца, который постепенно создавал десятки заявок с интервалом в 5 минут на продажу USDT по моему объявлению, объем каждой заявки ровно 500 р, а в чате мне написал: “можете переводить по 1000 р или сразу 5000 р, таких заявок будет 10”. Очевидно, что это мошенник. Если бы я перевел 5 000 р, он бы остановился на создании заявок, и в лучшем случае за отправленные 5 000 р, я бы получил USDT на сумму созданных им заявок через апелляцию. Схем мошенничества очень много. Что бы не попасть в лапы мошенников, соблюдайте все правила безопасности платформы, на которой торгуете. Не ленитесь, прочитайте, изучите, подключите дополнительные меры защиты, если такие имеются.

Какая статья за драку с телесными повреждениями?

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Читайте также:  Как вернуть деньги за абонемент в фитнес-клуб?

Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.

Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.

Представительство в делах административного судопроизводства

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.

Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

  1. Авдеенко Н.И. Общие правила определения судебной подведомственности / Н.И. Авдеенко // Вопросы государства и права / Отв. ред. В.С. Петров. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. С. 143 — 157.
  2. Бараданченкова Н.Е. Анализ взглядов на понятие «компетенция» в науке российского гражданского процесса / Н.Е. Бараданченкова // Российский юридический журнал. 2014. N 3. С. 168 — 173.
  3. Горелов М.В. Административные процессуальные правоотношения в судебном административном процессе / М.В. Горелов // Администратор суда. 2017. N 3. С. 22 — 24.
  4. Дегтярев С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве: теоретико-прикладные проблемы / С.Л. Дегтярев. М.: Волтерс Клувер, 2007. 376 с.
  5. Зеленцов А.Б. Судебное административное право: Учебник для студентов вузов / А.Б. Зеленцов, О.А. Ястребов. М.: Статут, 2017. 768 с.
  6. Козлов А.Ф. Суд первой инстанции как субъект советского гражданского процессуального права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А.Ф. Козлов. Свердловск, 1970. 39 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.А. Колоколова «Судебная власть как общеправовой феномен» включена в информационный банк согласно публикации — Юрист, 2007.

  1. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен: Дис. … д-ра юрид. наук / Н.А. Колоколов. Владимир, 2006. 438 с.
  2. Конова Ф.Р. К вопросу разграничения понятий «компетенция» и «подведомственность» / Ф.Р. Конова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. N 12. С. 198 — 201.
  3. Мартынов А.В. Участники административного судопроизводства: понятие, виды и сравнительная характеристика с другими участниками судебных процессов / А.В. Мартынов // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 53 — 62.
  4. Монтескье Ш. Избранные произведения: В 2 т. / Ш. Монтескье; Под общ. ред. М.П. Баскин. М.: Госполитиздат, 1955. 799 с.
  5. Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сборник / Л.А. Николаева, А.К. Соловьева. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. 330 с.
  6. Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел / Ю.К. Осипов. Свердловск, 1973. 122 с.
  7. Петухов Н.А. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Н.А. Петухов, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
  8. Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы / А.З. Сиротюк // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 40 — 44.
  9. Ямпольская Ц.А. О механизме передачи общественным организациям функций некоторых государственных органов / Ц.А. Ямпольская // Правоведение. 1961. N 4. С. 45 — 51.
  10. Ярков В.В. Административное судопроизводство: Учебник для студентов вузов / В.В. Ярков. М.: Статут, 2016. 560 с.
  11. Ярков В.В. Участие исполкома районного Совета народных депутатов в гражданском процессе в защиту имущественных интересов: Дис. … канд. юрид. наук / В.В. Ярков. Свердловск, 1984. 200 с.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?

«14» августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

14 августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

Первое, что необходимо сделать, прежде чем идти в суд – основательно подготовиться к процессу. Особенность дел об административных правонарушениях заключается в том, что протокол судебного заседания по таким делам не ведется. Соответственно все объяснения и ходатайства по делу желательно подготовить в письменной форме. В противном случае, при дальнейшем обжаловании будет сложно доказать, что Вы приводили те или иные доводы. Кроме того, письменная форма объяснений лучше воспринимается судьей, что увеличивает Ваши шансы на положительный исход дела.

От того, насколько хорошо Вы подготовитесь к делу уже в суде первой инстанции, зависит очень многое. Не стоит рассчитывать на заверения недобросовестных юристов, обещающих выиграть любое проигранное дело при обжаловании. Согласно официальнйо статистике, приведенной на сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, мировыми судьями Вологодской области за первые шесть месяцев 2012 года рассмотрено 54962 административных дел, из них отменено или изменено 384 судебных акта, что составляет всего 0,6%. По большинству судебных участков, расположенных на территории г. Вологды количество отмен судебных актов за первые полгода 2012 не превышает 7 на участок (менее 1%). Эта статистика не говорит о том, что обжаловать судебное решение бессмысленно, поскольку не все судебные акты из приведенных 54 тысяч были обжалованы, но если Вы решили писать жалобу на Постановление по делу об административном правонарушении, необходимо ответственно подойти к выбору компетентного адвоката или юриста и трезво оценить Ваши шансы на успех.

Читайте также:  Как выйти на муниципальную пенсию служащим в 2023 году: правила и условия

Итак, Вы подготовились к делу, собрали необходимые доказательства, написали объяснения и ходатайства. В суд необходимо явиться заблаговременно за несколько минут до судебного заседания, в противном случае дело могут рассмотреть без Вас. Вместе с тем, нужно быть готовым к тому, что придется некоторое время подождать. Мировые судьи рассматривают громадное количество дел об административных правонарушениях (по некоторым участкам в Вологде нагрузка на судью составляет более 300 дел в месяц, не считая гражданских и уголовных дел), в связи с чем практикуется вызов лиц, участвующих в деле, на одно и то же время с целью дальнейшего рассмотрения в зависимости от фактической явки. При явке в суд необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность (паспорт), который необходимо предъявить судебному приставу при входе в здание суда.

Стороны в делах административного судопроизводства

1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);

2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);

3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».

Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.

Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.

Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).

Представительство в делах административного судопроизводства

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Приложение Зума Казино / Мобильная версия Zooma Casino

Приложение Зума Казино и его мобильная версия предоставляют вам возможность наслаждаться азартными развлечениями в любое время и в любом месте. Больше не нужно быть привязанным к стационарному компьютеру – достаточно взять с собой свой смартфон или планшет, и вы всегда будете на связи с азартным миром.

Игровой Ассортимент Ваших Рук

Приложение Зума Казино предоставляет доступ к той же разнообразной коллекции игр, что и на официальном веб-сайте. Слоты, карточные игры, рулетка и многие другие азартные развлечения будут доступны вам в одно касание. Благодаря оптимизированной мобильной версии, игры запускаются быстро и без задержек.

Бонусы и Промоакции на Ладони

Приложение Зума Казино также предоставляет доступ к бонусам и промоакциям, которые доступны на официальном веб-сайте. Вы сможете получать приветственные бонусы, участвовать в турнирах и получать бесплатные спины – все это находится в ваших руках.

Простота Использования

Приложение Зума Казино разработано с учетом удобства и простоты использования. Интуитивный интерфейс позволяет быстро ориентироваться в приложении, находить нужные игры и выполнять депозиты и выводы средств с минимальными усилиями.

Безопасность и Конфиденциальность

Безопасность вашей информации и финансовых операций – приоритет для Приложения Зума Казино. Технологии шифрования защищают ваши данные, обеспечивая конфиденциальность и надежность.

Кодекс адміністративного судочинства України

Где можно получить специальность «секретарь судебного заседания»? Обязанности такого сотрудника предполагают получение юридического либо правоведческого высшего образования. Какие требования предъявляются к соискателю на подобную должность? Среди них:

  • владение законодательством страны;
  • знание нормативной базы;
  • навыки обработки информации;
  • знание правил пожарной безопасности и охраны труда;
  • умение применять теоретические знания на практике

До вступления в должность соискателю поясняются основные права и обязанности секретаря судебного заседания. Он знакомится с должностной инструкцией, стандартными правилами этикета, служебным распорядком.

Какими умениями должен обладать секретарь судебного заседания? Обязанности, которые выполняет такой сотрудник, предполагают наличие у него аналитических умений.

Служащий должен владеть методикой планирования, мгновенного принятия решения, коммуникационными качествами, грамотным распределением рабочего времени, толерантным отношением к окружающим. Секретарь должен владеть навыками ведения деловых переговоров, информационными технологиями, систематически повышать свою квалификацию.

Чем занимается секретарь судебного заседания мирового судьи? Обязанности у такого работника следующие:

  1. Уведомление основных участников процесса о дате и времени проведения заседания. Не просто отправка почтой извещений, но и поиск места расположения ответчика, свидетелей, иных лиц. Довольно часто участники определенного дела любыми способами пытаются затягивать его рассмотрение, стараются уклоняться от письменных уведомлений (повесток). Секретарь обязан найти человека и пояснить ему правовые последствия подобных действий.
  2. Учет и анализ исходящей и входящей документации: сортировка поступающих сообщений, заполнение журнала.
  3. Выдача оригиналов и копий постановлений и решений обеим сторонам (третьим лицам при необходимости).
  4. Составление статистической отчетности.
  5. Выполнение других функций, которые связаны с формальной деятельностью судьи.

Несмотря на то, что у секретаря достаточно много различных обязанностей, занимая эту должность, у человека есть прекрасная возможность уяснить для себя все тонкости работы суда. В среднем заработная плата не превышает 15-20 тысяч рублей, но возможны и разовые доплаты в виде премий.

Именно поэтому предложений о работе секретарем в суде довольно много в базе вакансий. В некоторые учреждения такого вида по 4-6 месяцев не могут найти подходящую кандидатуру. Работая в качестве секретаря у мирового судьи, можно осознать свою готовность работать в юридической области.

Судебное разбирательство — стадия административного судебного процесса, на которой происходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу.

Секретарь судебного заседания: незаменимый специалист в судопроизводстве

Дискуссионным является вопрос о производном требовании. Не отдает ли таким образом административный суд часть публично-правовых споров судам других юрисдикций?

Такой механизм направлен на обеспечение эффективной судебной защиты. Статья 19 КАСУ определяет, что административные суды не рассматривают исковые требования, которые являются производными от требований в частноправовом споре и заявлены вместе с ними, в случае, если этот спор подлежит рассмотрению в порядке иного, нежели административное, судопроизводство и находится на рассмотрении соответствующего суда. Например, согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 ГПК, суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства требования по регистрации имущества и имущественных прав, других регистрационных действиях, если такие требования являются производными от спора в отношении такого имущества или имущественных прав, если этот спор передан с такими требованиями.

Читайте также:  Образец заполнения заявления на гражданство рф 2023 по браку

В то же время если эти требования вместе не заявлены и сначала решается частноправовое требование относительно установления права в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, то второе требование уже рассматривается административными судами.

Сам Кодекс позволяет рассматривать публично-правовые споры в других судопроизводствах. Например, такими популярными спорами являются обжалование решений, действий или бездеятельности исполнительной службы. Хотя это и публично-правовые споры. ГИС, и даже частные исполнители выполняют делегированные функции власти, но если выполняется решение гражданского и хозяйственного суда, то и вопросы контроля над исполнением рассматривают эти суды.

Стоит отметить, что законом предусмотрены и случаи, когда, наоборот, админсуды решают вопрос о частноправовых требованиях. Так, если дело касается обжалования действий или бездействия субъекта властных полномочий и, дополнительно, истец требует возмещения морального или материального вреда — дело рассматривает административный суд. Хорошо ли это? Не всегда, поскольку спор относительно противоправности решений, действий представителей власти иногда можно решить за 20 минут, а вопрос возмещения ущерба требует намного больше времени (проведение экспертизы, доказательная база и пр.) и существенно затягивает рассмотрение дела, т. е. требует защиты в сфере публично-правовых отношений. Поэтому нельзя сказать, что такой механизм эффективен во всех случаях.

— Много ли дел направлено Кассационным административным судом в Большую палату для решения вопроса о подведомственности споров?

— Мы направили около десятка таких дел. Кроме того, Большой палате направляются дела, по которым в кассационных жалобах указывается на нарушение правил юрисдикции при рассмотрении.

В частности, вопросы относительно подведомственности возникают в делах, связанных с обжалованием решений государственных исполнителей по наложению штрафов. К примеру, Пленум ВССУ и мы считали, что такие споры надлежит рассматривать административным судам, но в 2016 г. Верховный Суд Украины на общем заседании палат пришел к мнению, что такие дела подведомственны суду, решение которого исполняется. На сегодня этот вопрос четко урегулирован Законом «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым упомянутые ранее споры должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Также Большой палате направлена категория споров, касающаяся взыскания по искам субъектов властных полномочий о переплате социальных выплат. Раньше это считалось возвращением средств в бюджет, но теперь практика начала меняться в сторону того, что это частный спор о возвращении имущества.

Мы надеемся, что Большая палата решит вопросы подведомственности, и определить надлежащую юрисдикцию будет легко не только судьям, но и всем гражданам Украины.

— Какие проблемы вызывают новые правила рассмотрения отводов?

— Если коллегия судей, которой заявлен отвод, не удовлетворяет его — производство приостанавливается, а заявление направляется на перераспределение для определения судьи, который его рассмотрит. Если он также сочтет заявление необоснованным, дело будет передано обратно тому составу суда, который слушал его изначально. Если же отвод подлежит удовлетворению — дело вновь перераспределяется новому составу.

Хорошо, если в суде есть судья, который может рассмотреть такое заявление. Если его нет (к примеру, в суде с небольшой штатной численностью), то оно вовсе передается в другой суд.

Кассационный административный суд ВС при рассмотрении дел по первой инстанции уже столкнулся с тем, что очень часто заявления об отводе провоцируют затягивание процесса. Хорошо, что срок рассмотрения таких дел — 60 дней. Однако позже пойдут споры о нарушениях в избирательном процессе, где срок существенно меньше — всего 2 дня. И таким способом можно будет значительно затянуть рассмотрение дел, а также «выбивать» определенных судей из состава коллегии. Ведь иногда отвод заявляют не всему составу суда, а сначала двум, затем трем судьям.

Поэтому принцип, предусмотренный предыдущей редакцией КАСУ, когда суд сам решал, есть ли основания для удовлетворения, был, на наш взгляд, более эффективным. Даже если суд необоснованно отказывал в удовлетворении заявления об отводе, это являлось основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.

— Можно ли заявление об отводе расценивать как злоупотребление процессуальными правами и привлекать такое лицо к ответственности?

Однозначный ответ дать трудно. Злоупотреблением это может быть в том случае, когда отвод заявлен повторно по тем же основаниям.

Кроме того, нормы об ответственности за злоупотребление правами именно в административном судопроизводстве я бы не применял: когда человек отстаивает свои права в конфликте с государством, на мой взгляд, привлечение его к ответственности — это лишнее, ведь граждане могут быть юридически не осведомлены и защищать себя без адвоката.

Что же касается самого инструмента, если суд усматривает в действиях лица злоупотребление правами, он может оставить заявление об отводе без рассмотрения. На сегодняшний день действует такой механизм, и он вполне приемлем.

В юридических кругах бытует мнение, что адвокатура монополизировала право на представительство в судах. Так ли это?

— Сейчас везде идет речь о монополии адвокатов в судах. Но это не так.

Действительно, ст. 131-2 Конституции содержит норму, согласно которой представительство в судах осуществляет исключительно адвокатами. Однако в той же статье есть часть пятая, где прямо сказано, что законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.

Кроме того, ст. 57 КАСУ прямо предусматривает, что в спорах незначительной сложности представителем в суде может быть не адвокат. А таких споров у административной юстиции более 80%.

Можно ли в таком случае говорить о монопольном положении адвокатуры в административном судопроизводстве? Конечно же нет.

Конечно, конституционные нормы существенно влияют на положение крупных юридических лиц (предприятий, банков). Они вынуждены заключать договоры с адвокатами, в то время как в их штате есть юридический отдел. И это, естественно, влечет дополнительные бюджетные затраты для государственных предприятий и учреждений.

Для решения данной проблемы на сегодня разработан новый закон об адвокатуре и адвокатской деятельности. Предполагается, что адвокатом будет считаться не только лицо, которое осуществляет адвокатскую деятельность, но и лицо, у которого есть соответствующий адвокатский статус.

— А как быть в ситуации, если дело было признано малозначительным, и одну из сторон в процессе представлял не адвокат, а суд следующей инстанции пришел к выводу, что дело малозначительным не является?

Про суды, подсудимых и адвокатов

Как выглядит судебное заседание?

Судебное заседание всегда проходит по-разному для непосвящённого человека. Уже через неделю работы они практически перестают отличаться.

Виды судебных заседаний

Их можно поделить на несколько типов. Первый — когда заседание откладывается. Например, не явился потерпевший, а уведомление о проведении заседания без него не пришло. Это самый хороший вариант судебного заседания.

Второй тип — будничное заседание, когда зачитываются документы. «Государственный обвинитель предъявляет обвинение», «Изучаются письменные доказательства» и прочие одинаковые фразы. Всё проходит обыденно, даже скучно, работать просто.

Но самые сложные заседания связаны с допросами. Допрос одного человека длится в среднем час.

Если человек был свидетелем уголовного преступления, то обычно допрос длится намного больше часа. Если свидетелей несколько, то заседание становится очень длинным.

Суд проходит в спокойной обстановке?

На заседании есть установленный порядок, все его придерживаются. На моей практике не было ситуации, когда кто-то начинал кричать или перебивать других людей. Всё проходит строго. Участники процесса понимают, что эмоции могут лишь усугубить ситуацию. За нарушение порядка есть штрафы, также судья может удалить участника заседания за неподобающее поведение.

Кто такие помощник судьи и секретарь судебного заседания?

Судебная коллегия выдвигает своих людей для работы в судах. Одной из профессий в судах является профессия секретаря судебного заседания. Это ответственная работа, требующая хорошей квалификации и способности к концентрации внимания на деталях. Секретарь судебного заседания работает непосредственно на заседании суда по конкретному делу и выполняет, в основном, технические задачи в ходе заседания суда.

Какие требования выдвигаются к секретарю судебного заседания? Секретарь судебного заседания должен быть дисциплинированным и внимательным человеком, который быстро и точно выполняет свою работу. Он должен знать, как работать с компьютером и базами данных, а также уметь быстро делать заметки и навыки печати на стенографической машине. Кроме этого, секретарь судебного заседания должен быть знаком с правилами процессуального проведения заседания суда, а также с основами юридических знаний, так как его работа связана с подготовкой материалов по делу.

Как секретарь судебного заседания отличается от секретаря суда? Секретарь судебного заседания работает исключительно на заседании суда, а секретарь суда отвечает за работу офиса суда и подготовку судебных материалов. Секретарь суда работает постоянно, обслуживая несколько судебных заседаний в день, а секретарь судебного заседания работает только во время заседания.

Почему работа секретарем судебного заседания так важна для суда? Заключается это в том, что работа секретаря связана с оформлением судебных протоколов и других документов по делу, а все они подлежат дальнейшей юридической оценке. От работы секретаря судебного заседания зависит, насколько точно и полно описана суть заседания и какие выводы на основе этого будут сделаны судом.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...