Чем отличается административное право от гражданского?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается административное право от гражданского?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Различие между административным и гражданским судопроизводством

Разграничение административного и гражданского судопроизводства является важным аспектом системы правосудия. Административные процедуры направлены на разрешение споров и конфликтов, возникающих в сфере административной власти, в то время как гражданские процессы регулируют отношения между физическими и юридическими лицами.

Основным критерием разграничения является тематическая структура дела. В административных делах предметом дела является исполнительная власть, государственная организация и орган лиц, обладающих определенными полномочиями или правами в сфере правоприменения. В гражданских делах предметом рассмотрения является юридическое лицо, которое является физическим и имеет гражданские права и обязанности.

В административном процессе применяются специальные правила и процедуры, описанные в соответствующих законах и подзаконных актах. Это обусловлено особенностями расследования дел, связанных с возможностью принудительного исполнения. В гражданском процессе применяются общие правила гражданского судопроизводства.

Различие между административным и гражданским судопроизводством можно провести и в области рассмотрения дел. Административные суды признают законность или незаконность принудительного исполнения, рассматривают дела об обязательности исполнения решения или об отмене такого решения. Политические суды рассматривают дела о защите прав и интересов граждан, в том числе традиционные споры, имущественные споры и другие гражданские споры.

Основные характеристики градостроительного процесса

1. защита прав и интересов граждан. Политические действия являются основным инструментом защиты прав и интересов граждан в судах общей юрисдикции. Городской процесс включает в себя рассмотрение и разрешение споров, связанных с гражданскими правоотношениями, такими как договоры, собственность и наследование.

2. принцип равенства сторон. В гражданском процессе стороны имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Судебное разбирательство основывается на аргументах и доказательствах, представленных сторонами. Каждая сторона имеет право на равный доступ к суду и обязана доказывать свою правоту.

(3) Необходимость доказывания правоотношений. В гражданском процессе судебный орган должен подтвердить наличие между сторонами негражданского правоотношения или негражданской правовой связи. Для этого необходимо представить доказательства и аргументы со стороны заявителя.

4. принцип целесообразности. Городские процессы осуществляются с учетом цели, ради которой предполагается разрешить спор. Суды стремятся обеспечить справедливость и возложение гражданских прав и обязанностей, а также восстановление нарушенных прав.

5. используемые доказательства. В городских процессах могут использоваться различные доказательства, включая письменные документы, свидетельские показания и экспертов. Важным аспектом является допустимость и достоверность представленных доказательств.

Судебные решения и их исполнение в административном и гражданском судопроизводстве

В административном судопроизводстве судебные решения играют важную роль, поскольку они являются основой регулирования отношений между государственными органами и гражданами. В отличие от гражданского судопроизводства, где решения выносятся по спорам между физическими и юридическими лицами, здесь решения выносятся по спорам, возникающим в связи с деятельностью государственных органов и учреждений.

Исполнение судебных решений в административном судопроизводстве имеет свои особенности. Оно осуществляется через государственные органы, которые обязаны обеспечить исполнение решения в полном объеме. В случае применения внесудебной меры по исполнению решения заявитель имеет право обратиться в вышестоящий орган или суд с требованием об исполнении решения.

Судебные решения имеют большое значение и в гражданском процессе. Они регулируют отношения между физическими и юридическими лицами и служат основанием для исполнения обязательств, вытекающих из гражданско-правовых договоров. Исполнение судебных решений в гражданском процессе осуществляется с помощью таких мер принудительного исполнения, как арест имущества, штрафы и т.д.

Однако, несмотря на различия в процессе и специфику дела, общим для административного и гражданского судопроизводства является стремление к справедливости и защите прав граждан. Каждое решение суда имеет юридическую силу и должно быть исполнено в полном объеме. В противном случае лицо, отказавшееся исполнить решение, может быть привлечено к ответственности.

Специфика административного и гражданского права

Каждая отрасль права регулирует определенную область общественных отношений, имеет свои базовые принципы, ее нормы регулируются определенными законодательными актами.

Гражданское право:

  1. Контролирует общественные отношения возникающие в процессе заключения сделок с недвижимым и движимым имуществом, а также личные неимущественные отношения, связанные с правом интеллектуальной собственности;
  2. Базируется на принципах: равенства сторон, невмешательства государства в частные правоотношения, неприкосновенности собственности и свободы подписания соглашений;
  3. Нормы гражданского права фиксируются преимущественно в законодательных актах федерального значения;
  4. Использует диспозитивны метод, дающий сторонам право самостоятельно установить правила поведения. Если стороны не смогли договориться, правила будут исходить из действующих норм права.
Читайте также:  Можно ли подать декларацию за 2023 в 2023 при продаже автомобиля

Административное право:

  1. Регулирует общественные отношения, связанные с осуществление полномочий теми или иными государственными и муниципальными органами власти (сбор налогов, распределение бюджета и прочие);
  2. Принципы административного права: демократия, законность, взаимная ответственность государства и личности, федерализм, гуманизм, справедливость, равенство равенства граждан перед законом и правоприменителем;
  3. Нормы административного права содержатся в федеральных законах, а также законах субъектов РФ, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях/приказах/ инструкциях федеральных органов власти;
  4. Придерживается императивного метода, согласно которому нормы спускаются сверху уполномоченными органами и обязательны к исполнению.

Особенности административного права

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

За несоблюдение установленного государством законодательства полагается наказание. Ответственность наступает только в случае правонарушения. Наказывается то лицо, которое совершило противоправное действие.

Все вопросы, связанные с гражданскими правонарушениями, рассматриваются в суде на основе иска потерпевшего. Только судья вправе выносить обвинительный приговор по гражданскому делу.

Ответственность за административные правонарушения наступает при несоблюдении норм АП. Решение по делу выносит суд на основе судебного разбирательства. В ряде случаев наказание (штрафы) наступает без постановления судьи, но на основе нормативного акта органа власти (налоговой службы, ГИБДД).

Что такое административный иск?

Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.

Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.

Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.

Отличие административного от гражданского права таблица

1.2. Отграничение гражданского права от других отраслей права

Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают организационные отношения, связанные с торговлей алкоголем, т.е. имущественно-стоимостными отношениями. Организационные отношения регулируются обязывающими предписаниями, которые опираются на власть государства. Поэтому организационные отношения, хоть они и связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются методом власти-подчинения, а не свойственным гражданскому праву методом юридического равенства сторон. Метод власти-подчинения свойствен административному праву. Например, имущественные отношения, складывающиеся в виде распределения имущества вышестоящей государственной организацией между нижестоящими организациями, т.е. по принципу власти-подчинения, не регулируются гражданским правом, а входят в сферу регулирования административного права.
Таким образом, гражданское право отличается от административного методом правового регулирования.
Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Гражданское и семейное право. Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. Однако в силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Потому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного, а не гражданского права. Между членами семьи могут возникать не только имущественные, но и неимущественные отношения. В отличие от личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они складываются между конкретными, строго определенными членами семьи. В рамках этих неимущественных отношений не происходит индивидуализации гражданина как личности посредством выявления его нравственных и иных социальных свойств. Поэтому данные отношения также регулируются семейным, а не гражданским правом. Впрочем, сейчас происходит сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло свое внешнее проявление в том, что целый ряд норм, которые традиционно «прописывались» в актах брачно-семейного законодательства, оказались включенными в ГК РФ.

По методу регулирования

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

По составу участников

Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

Разница между гражданским правом и административным правом

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Читайте также:  Раздел имущества при смерти одного из супругов

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

По наказанию за нарушения

В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды. В договорах возможно применение штрафов и пени как меры обеспечения исполнения договора. Виновные лица возмещают вред добровольно или по решению суда.
Административное право широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничение и лишения каких-либо прав и свобод, вплоть до административного ареста. Правом наложения наказания обладают суды и другие уполномоченные властные структуры.

Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйствен­ной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в прису­щих им методах правового регулирования.

Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны; одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...