Источники регулирования перевозочных отношений.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники регулирования перевозочных отношений.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

С иском может обратиться само общество, например, когда сменится директор. Либо участники — если сделку одобряли.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.

Глава XIV. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (статьи 104 — 114)

В протестах прокурор поставил вопрос о приведении Административных регламентов в соответствие с действующим законодательством.

Грузы в таре или упаковке, а также штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их для перевозки.

Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда, а также суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Сроки исковой давности подразделяются на общие сроки исковой давности и сокращенные сроки исковой давности.

По общему правилу добиваться защиты своих прав через суд гражданин или организация могут в пределах трех лет с момента, когда стало известно:

· о факте нарушения прав гражданина или организации;

· о том лице, к которому следует предъявить иск для восстановления своих прав.

Такой трехлетний период называется общим сроком исковой давности. Он применяется всегда, когда нормативным актом не установлен иной (более или менее длительный) период времени для судебной защиты (специальный срок). Таким образом, продолжительность общих сроков исковой давности установлена в три года. При этом общие сроки исковой давности распространяются на все требования, за исключением тех требований, для которых законом предусмотрены специальные сроки исковой давности.

Условиями вычисления сроков обеспечения грузов ж/д автотранспортом, установленными приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 27 уточняет систему определения сроков доставки грузов ж/д транспортом.

Замечание 1

На основе длины пути, по которому рассчитывается оплата за транспортировку багажа, и общепризнанных мерок дневного пробега на ж/д станции рассчитывается нормативное время снабжения груза.

§ 1. Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция РФ (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права – это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т. д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 03 мая 1995 г. № 438 «О Российской академии путей сообщения»[27], Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации»[28], Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»[29].

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации»[30], постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 г. № 278 «О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства»[31], постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)»[32].

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применение тарифов, взимание сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов; условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т. д. Все указанные нормативные акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе[33].

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т. п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не принимаются. Например, согласно ст. 130–132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров (об этом более подробно см. § 2 настоящей главы).

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железного транспорта Российской Федерации»», в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года[34].

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. № 7[35] разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.

Источники транспортного права

Источник права — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «…некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году и что он даёт?

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее — ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Устав автомобильного транспорта 2022

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта. Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
Статья 4. Виды сообщения
Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа
Статья 6. Путевые листы
Статья 7. Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Глава 2. Перевозки грузов

Статья 8. Заключение договора перевозки груза
Статья 9. Предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозок грузов
Статья 10. Предъявление и прием груза для перевозки
Статья 11. Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них
Статья 12. Определение массы груза
Статья 13. Пломбирование транспортных средств, контейнеров
Статья 14. Сроки доставки груза
Статья 15. Выдача груза
Статья 16. Хранение груза в терминале перевозчика
Статья 17. Очистка транспортных средств, контейнеров
Статья 18. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей

Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
Статья 20. Заключение договора перевозки пассажира
Статья 21. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром
Статья 22. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа
Статья 23. Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении
Статья 24. Продажа билетов
Статья 25. Возврат забытых вещей
Статья 26. Права пассажира при пользовании услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры

Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
Статья 28. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу
Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора
Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу

Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси

Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа
Статья 32. Отказ фрахтовщика от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа или изменение такого договора
Статья 33. Перевозка багажа, провоз ручной клади легковым такси

Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика
Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира
Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности
Статья 37. Недействительность соглашений

Глава 7. Акты, претензии, иски

Статья 38. Акты
Статья 39. Порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
Статья 40. Порядок рассмотрения претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
Статья 41. Порядок предъявления исков к перевозчикам, фрахтовщикам
Статья 42. Срок исковой давности

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.
Читайте также:  Какие льготы положены пенсионерам после 90 лет в 2023 году

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

Источники транспортного права

Источник права — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «…некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее — ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм Брюссельской конвенции «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г., Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г., Конвенции ООН «О кодексе поведения линейных конференций» 1974 г., Гамбургской конвенции ООН «О морской перевозке грузов» 31 марта 1978 г. 2 Россия в конвенции не участвует. См.: Закон. 2000. № 6. С. 39. Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.

1. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.

2. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.

3. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.

4. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.

5. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.

6. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).

7. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.

8. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.

9. Выданная лицензия действует бессрочно.

10. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.

11. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.

Транспортное законодательство: его система и структура.

Источник права— это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве.

Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

1. Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

2. ГК РФ. ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов. В настоящее время в России действуют ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», УЖТ от 10 января 2003 г., КТМ РФ, введенный в действие с 1 мая 1999 г., КВВТ РФ от 7 марта 2001 г., ВК РФ. Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

3. Федеральные законы, регулирующие деятельность транспорта. К таковым относятся:

· ФЗ от 30 июня 2003 г «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

· ФЗ от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»,

· ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,

· ФЗ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

4. По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить:

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка

· Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации»,

· Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Источники транспортного права

Источник права — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. По свидетельству О.С. Иоффе, ранее «…некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности. Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 г., регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта. И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963-1964 гг.» 1 Иоффе О.С Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 426. .

В настоящее время п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статут федеральных законов. Такого статута не имеет Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №-12. Кроме УАТ РСФСР в настоящее время в России действуют Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), введенный в действие с 1 мая 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Воздушный кодекс РФ (далее — ВК РФ). Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. К таковым относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-Ф3 «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта». Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуальною предпринимателя)». Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте». Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. № 356T/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

· приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);

· аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто- установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Составьте перечень видов деятельности в области железнодорожного транспорта, подлежащих лицензированию.

2. Составьте перечень видов деятельности в области автомобильного транспорта, подлежащих лицензированию.

3. Решите тест.

1.К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды, осуществление которых …

а) может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан;

б) происходит только на территории другого государства;

в) может повлечь за собой нанесение ущерба безопасности государства и культурному наследию народов;

г) выполняется организациями с собственным автопарком.

2. На какой срок выдается лицензия?

а) 1 год;

б) 3 года;

в) 5 лет;

г) 10 лет.

3. В каком размере взимается лицензионный сбор за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии?

а) 100 руб.;

б) 200 руб.;

в) 300 руб.;

г) 1000 руб..

4. Какие органы уполномочены выдавать лицензии на перевозки автомобильным транспортом пассажиров в Кемеровской области?

Особенности транспортного законодательства

Транспортное законодательство как система нормативных правовых актов обладает особенностями, обусловленными спецификой регулируемых им отношений.

Транспортное законодательство относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.

Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных (кодифицированных) и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.

В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности, и т.д.

В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений. Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.

Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.), а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед национальным законодательством.

Правовое положение земель транспорта

При осуществлении транспортной деятельности необходимо учитывать специальный правовой режим земель, на которых расположены транспортные организации, пути сообщения и иная инфраструктура транспорта.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.

Для осуществления дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений и других объектов водного транспорта; выделения береговой полосы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...