Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговая политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

1 Введут обязанность предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в РФ алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Такая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме.

Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение.

2 Предоставят возможность уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании.

Это упростит для бизнеса процедуру уплаты акциза.

Этапы развитие налоговой системы РФ

По мере того, как налоговая система врастала в рынок, на неё возлагались обязанности решения различных практических задач. При переходе к рынку происходит эволюция налоговой системы.

Укрупнённая классификация этапов эволюции налоговой системы в России выглядит следующим образом:

  • Первый этап (1990-1991 гг.) – начальный или, по-другому, подготовительный. На этом этапе происходит разработка и принятие пакета законов в отношении отдельных налогов.
  • Второй этап (1991-1998 гг.) – этап формирования и становления налоговой системы.
  • Третий этап (1999-2000 гг.) – этап, когда вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей первой части, где были определены общие принципы налогообложения.
  • Четвёртый этап (2001-октябрь 2008 гг.) – этап, на котором вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей второй части, где были прописаны принципы обработки отдельных налогов, которые регулировались основными главами НК РФ.
  • Пятый этап (октябрь 2008-2011 гг.) – налоговая система экономического кризиса.
  • Шестой этап (2012 г. – настоящее время) – этап, который относится к экономике после кризисного периода, когда были предложены и до сих пор выдвигаются идеи по модернизации системы, а также внедрению инноваций современной экономики.

Каждый этап решал свои проблемы и специфические задачи. Главная ключевая проблема всех этапов –формирования единой налоговой системы, которая будет отвечать всем требованиям субъектов Федерации.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

На современном этапе развития общества проблемы и особенности налоговой политики России являются наиболее актуальными и значимыми, так как государственные органы заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество исследований и научных работ.

Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование налоговой политики Российской Федерации, ее значение и современной состояние в России, а также проблемы и перспективы развития.

Достижение данной цели потребует решения следующих задач исследования:

    • раскрыть понятие и сущность налогов и налоговой политики государства;
    • изучить цели и задачи налоговой политики;
    • изучить налоговые реформы РФ;
    • рассмотреть проблемы и провести анализ развития современной налоговой политики РФ;
    • предложить перспективы развития налоговой политики РФ;
    • рассмотреть возможность применения зарубежного опыта налоговой политики в российской практике.

Объект исследования – государственная налоговая политика Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретический анализ процесса выработки и реализации современной налоговой политики России.

Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись исторический, функциональный и сравнительный методы анализа, методы графического, факторного, экономико-статистического анализа, приемы абстрагирования, классифицирования, аналогии, синтеза и другие.

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Направления работы в рамках налоговой политики

Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:

  • совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
  • осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
  • рационализация административных мер в области налогообложения;
  • грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
  • рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;

При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.

Читайте также:  Хопер инвест фонд выплата компенсаций в 2022 году

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий — уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.

На современном этапе налоговая политика является одной из важнейших частей финансовой политики, регулирующей экономические процессы в обществе. Он представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задачей которого является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера экономических задач, поставленных в настоящее время.

В ходе исследования установлено, что налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, целью которых является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера текущих макроэкономических задач. Под налоговой политикой также понимается совокупность юридических действий органов власти и управления, определяющих направленное применение налогового законодательства.

Основные цели налоговой политики формулируются следующим образом:

  • Нахождение баланса в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;
  • Обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства.
  • Ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • Стимулирование достижения общественно значимых целей, связанных с экономическим и социальным развитием
  • Нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.

Основным направлением фискальной политики страны остается обеспечение устойчивости бюджета и сбалансированности бюджетной системы. Также борьба с массовым оттоком капитала за рубеж и лишением налоговой базы в Российской Федерации является приоритетным и последовательно реализуемым направлением налоговой политики Российской Федерации.

Одной из новых мер по стимулированию предпринимательской активности и налоговой «формализации» отношений с государством со стороны малого бизнеса стало введение «налоговых каникул» для малого бизнеса в 2015-2018 годах.

Правильно выбранная и организованная налоговая политика позволяет достичь целей государства.

Проблемы налоговой системы РФ на современном этапе

Самой главной проблемой современной налоговой системы РФ, является налоговое администрирование. Всё больше и больше появляется работы, как у налоговых инспекторов, так и в налоговом учёте, потому что усложняются методики, а так же увеличивается количество исчисляемых налогов.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Государство, ставящее перед собой серьёзные задачи по отлаженному налоговому механизму, добьётся гармоничного сочетания в решении данного вопроса.

Поступление в бюджеты, с затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении каждого конкретного налога, определяется эффективность налогообложения. Она заключается в следующих параметрах :

для государства — в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

для хозяйствующих субъектов — в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

для населения — в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2013 года, по предварительным данным Минфина России, составили 3 440,3 млрд. рублей или 101,1%, что на 37,8 млрд. руб. выше величины за аналогичный период 2012 года .

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 7 294,2 млрд. рублей в 2013 году или 100,6%, что практически соответствует показателю доходов, администрируемых в консолидированный бюджет России, в процентах в 2012 году. Доходы, администрируемые Бюджеты субъектов России, поступили по итогам января-марта 2013 года в объеме 3 853,9 млрд. рублей 100,1% по сравнению с 2012г .

Для того чтобы сформировать бюджет, было принято за основу действующее законодательство, действующее на момент написания проекта бюджета, а так же одобрение основных направлений в налоговой политике, которое являлось дополнением к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, и в то же время предусматривало и некоторые изменения.

Формирование налогового механизма показывает, что он является наиболее эффективным и действенным рычагом в государственном регулировании. Ведь эффективность нашей страны и в целом народного хозяйства зависит от эффективности налоговой системы.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Был принят:

1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Читайте также:  Снижение сроков уже осужденным по ст 228.1 в 2023 году предполагается?

Особенности и направления совершенствования налоговой политики России на современном этапе

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.


Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года

Принцип — основополагающее правило, основа чего-либо, следовательно, принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Наиболее известными являются принципы налогообложения, изложенные А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”.

Адам Смит выделил следующие принципы:

  • справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т. е. “каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку”;
  • определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • удобства плательщика при уплате налога — взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • экономичности — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Принципы налогообложения, предложенные А. Смитом, присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами.

В дальнейшем принципы налогообложения, предложенные А. Смитом, были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А. Вагнером1. Однако в отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения А. Смита новыми принципами, в основу которых положил интересы государства. А. Вагнер предложил девять принципов налогообложения, собранные в четыре группы (категории).

1. Финансовые принципы:

  • достаточность налогообложения (налогообложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем поступления денежных средств в бюджет);
  • эластичность (подвижность) налогообложения, т. е. способность адаптироваться к государственным нуждам.

Эти принципы А. Вагнер считает основными и ставит во главе всех принципов, в отличие от многих современников, которые ставили на первое место принцип справедливости (равномерности) налогообложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

  • выбор надлежащего источника обложения. Главным является вопрос о том, должен ли налог “падать” на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильное объединение различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

4. Административно-технические принципы (правила налогового управления):

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания налогов.

Процесс уточнения и классификации принципов налогообложения, начатый А. Смитом, не прекращается по настоящее время. Фундаментальные принципы дополняются и конкретизируются в соответствии с изменением экономической, юридической и финансовой теории и практики, социально-экономического развития страны.

Существующие принципы можно обобщить в систему с группировкой их в три категории: экономические, юридические и организационные (рис. 2).

В качестве перспектив развития налоговой политики государства можно выделить следующие:

  • ориентация на прецеденты судебных разбирательств предыдущих периодов, дальнейшее внедрение и применение современных технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков;
  • совершенствование структуры контакта и взаимоотношений налоговой инспекции и налогоплательщиков;
  • переподготовка и повышение квалификации работников налоговых служб с ориентацией на выстраивание более лояльных отношений с налогоплательщиками.

Система налогового администрирования должна быть максимально эффективной с точки зрения первостепенной цели любого государства, которую можно сформировать следующим образом: обеспечение необходимого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня затрат на исполнение налогового законодательства.

Сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, которое сочетает в себе интересы как государства, так налогоплательщиков, выступает в качестве наиболее важной составляющей преобразований в РФ.

  • Налоговая политика государства

    Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Роль налоговой политики в экономических моделях, задачи, типы и инструменты. Анализ налоговой политики государства. Критерии эффективности налоговой политики. Налоговая политика в РФ.

    курсовая работа [31,6 K], добавлен 23.10.2008

  • Налоговая политика государства

    Сущность и принципы налогообложения. Налоговая политика государства. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации. Налоговая политика и оздоровление экономики.

    курсовая работа [33,0 K], добавлен 09.11.2010

  • Налоговая политика Российской Федерации в системе государственного регулирования экономики

    Сущность, типы, значение и регулирование налоговой политики государства. Экономическая характеристика ООО «Инженерные сети», порядок расчета и документальное оформление налогов, уплачиваемых предприятием. Совершенствование налоговой политики в России.

    курсовая работа [57,9 K], добавлен 21.03.2011

  • Место и роль налоговой политики в современном государстве

    Сущность, функции и основные принципы налогообложения. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. Анализ различных моделей налоговой политики в условиях рыночной экономики. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

    курсовая работа [114,2 K], добавлен 25.03.2011

  • Налоговая политика государства

    Налоговая политика Российской Федерации. Налоговая политика государства, ее цели и методы. Направление налогообложения, налоговое бремя и налоговая нагрузка. Состояние, направления и перспективы налоговой политики. Налоговая политика по городу Ставрополю.

    курсовая работа [1,1 M], добавлен 28.11.2008

  • Государственное регулирование налоговой политики

    Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Эффективность реализации налоговой политики в России и анализ опыта зарубежных стран. Разработка рекомендаций по улучшению системы налогообложения. Прогноз налоговых поступлений.

    дипломная работа [270,9 K], добавлен 22.03.2009

  • Налоговая политика государства

    Реализация налоговой политики и анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Инструменты реализации фискальной и регулирующих функций налоговой политики государства. Проблемы современной налоговой системы и направления ее совершенствования.

    курсовая работа [116,6 K], добавлен 27.05.2012

Читайте также:  Как индивидуальному предпринимателю получить декретные выплаты

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ » Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1. Согласно ст. 2 Закона » совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи. С позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налоговых плательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Необходимость и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

Формирование налоговой политики происходит на основе прогнозных расчетов различных показателей. Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие страны в целом и в преобладающем большинстве субъектов Российской Федерации позволяет сохранять положительную динамику по совершенствованию налоговой системы, способствующую росту поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. При этом рост налоговых поступлений достигается в условиях снижения налогового бремени на экономику.

Согласно отчетным данным Федеральная налоговая служба из года в год увеличивает поступления доходов в бюджетную систему, обеспечивая мобилизацию около 70% доходов консолидированного бюджета, 60% доходов федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды.

Прогноз поступления доходов, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет на 2006 год рассчитан исходя из макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы, в том числе объема ВВП — 23380 млрд рублей, индекса потребительских цен на уровне 107-108%, средней цены на нефть марки «Urals» — 35 долларов США за баррель, курса доллара — 27,7 рубля за 1 доллар США.

Общая сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФНС России, в 2006 году в условиях изменения налогового законодательства составит 2377,7 млрд рублей (10,2% к ВВП).

Указанный прогноз базируется на ожидаемой оценке поступлений налогов и сборов в 2005 году, оценке дополнительных поступлений в результате принимаемых мер по улучшению налогового администрирования, осуществлении реструктуризации задолженности по налогам и сборам, соблюдении законодательно установленных нормативов зачисления налоговых платежей всеми субъектами Российской Федерации.

Мы полагаем необходимым указать на то, что, исходя из этимологического смысла, необходимо различать понятие «реформирование» и «совершенствование» системы налогов. И.С. Ожегов и Н.Ю. Шведова считают, что реформировать — это изменять (подчеркнуто нами) путем реформ (преобразований, изменений, переустройства чего-либо; преобразований в какой-либо государственной, экономической и политической жизни, не касающихся основ существующего строя)1; а совершенство-вать — делать лучше, совершеннее (превосходнее) . Таким образом, говоря о реформировании, мы подразумеваем изменения, не являющиеся однозначно лучшими, так как реформирование, в частности системы налогов, определяется рядом объективных политических факторов, внешней средой и т.п.

2.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Затрагивая анализ налоговой политики России, хотелось бы начать с истории. Налоговая политика формировалась с появлением налога, который берёт своё начало из Древних Египта, Рима и Греции.

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений — налог с побеждённых — скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побеждённых и постоянная дань или налоги).

К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т.е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно[14].

Таким образом, налогообложение развивалось на всех исторических этапах человечества.

Говоря о становлении налоговой политики, в первую очередь нужно рассматривать развитие налоговой системы, т.к. именно она выполняет фискальную функцию налоговой политики, т.е. именно она обеспечивает запланированные объёмы финансовых поступлений на государственные расходы.

На рубеже 1980-1990-х гг., интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовала создания новой налоговой системы.

В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько основных этапов, рассмотрим их в таблице 4.

Таблица 4 — Этапы становления современной налоговой системы

Название этапа

Период этапа

Воздействие

Последствие

Становление

Вторая половина 1980 — 1993 гг.

Был введён в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Установлены основные общесоюзные налоги: на прибыль, с оборота, на доходы, на экспорт и импорт и др. Установлена «одноканальность» сбора налогов. Устанавливались более льготные условия налогообложения.

Постепенное изменение экономического стоя общества Ограничение налоговой системой стихийности рыночных отношений, активного воздействия на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снижение инфляции. Обеспечение минимальных потребностей государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов.

Неустойчивое налогообложение

1993 — 1996 гг.

В законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки.

Нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы — принцип её единства. Отсутствие чёткой конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков. Развитие теневой экономики. Проявление фискальной функции налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги в меньшей степени выполняют функцию регулятора производства. Необходимость существенного изменения налоговой политики.

Название этапа

Период этапа

Воздействие

Последствие

Подготовка налоговой реформы

1996 — 1998 гг.

Дальнейшее развитие налоговой системы: Сокращение многочисленных налоговых льгот исключительного характера. Отменялись отдельные налоги. Разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса.

Восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы. Ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов.

Реформирования

С 1998 г

Принята и вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации. Вступление в действие специальной части Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2005 г.

Налоговый кодекс РФ — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...