Замена помпы ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов своими руками
Замена помпы ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов своими руками
Своевременная замена помпы на автомобилях АвтоВАЗ 2113-2115 моделей – залог надежной и безотказной работы двигателя.
Помпа или водяной насос является функциональной частью системы охлаждения ДВС, предназначение которой заключается в регулировке кругооборота жидкости по охлаждаемым контурам. Со временем, при эксплуатации мощность водяного насоса на отечественных автомобилях может снизиться, в результате чего двигатель будет подвержен перегреву – чтобы не допустить этого, важно своевременно диагностировать износ комплектующих и произвести их замену.
Замена помпы своими руками
Снятие помпы ВАЗ 2114
Процесс замены зависит от того, сколько клапанов в двигателе автомобиля. На 8-клапанном двигателе один шкив коленвала, на 16-клапанном – два, следовательно, и система организована по-разному. Кстати, помпа для 8-клапанного двигателя на 16-клапанный и наоборот не подойдет.
Если признаком неисправности помпы стал износ ремня ГРМ, то нужно проверить состояние ролика-натяжителя. Если есть признаки ржавчины, лучше менять его тоже. Если под уплотнительной резинкой отсутствует смазка, или ее недостаточно, запас нужно восполнить. Также стоит проверить, какую степень износа имеет ремень генератора. Хотя его неожиданный обрыв не критичен для авто, менять ремень в дороге – сомнительное удовольствие, особенно, если нет запасного.
Процесс замены на 8-клапанном ВАЗ 2114
- Снять защитный кожух ГРМ.
- Ослабить и снять (при необходимости) натяжной ролик.
- Ослабить генератор, снять ремни генератора и ГРМ.
- Отсоединить шланги от помпы, слить ОЖ.
- Снять защитную крышку и помпу.
После снятия нужно тщательно очистить поверхности фланца помпы и блока цилиндров от грязи и прикипевших остатков прокладки. Нарастание грязевой «бороды» — одна из причин перекоса помпы и подъедания ремня ГРМ.
Во избежание течей прокладку необходимо с обеих сторон тщательно промазать красным герметиком.
После замены помпы необходимо выставить метки ГРМ: коленвал может сместиться относительно распредвала.
Процесс замены на 16-клапанном ВАЗ 2114
На 16-клапанных автомобилях менять помпу своими руками сложнее, но тоже вполне возможно.
- Снять пластиковый кожух и кожух ремня ГРМ.
- Чтобы снять кожух, отделяющий шкивы от блока цилиндров, нужно снять ремень ГРМ, шкивы распредвалов, натяжной и опорный ролики. Без этого помпу вытащить не получится.
- Чтобы добраться до нижних болтов кожуха, нужно снять правое колесо.
- Снять помпу.
Дальнейшие действия по содержанию идентичны автомобилям с 8-клапанным двигателем.
При замене помпы важно соблюдать технологию установки. Неправильно смонтированная помпа будет течь, как и старая. Точно так же она может есть и ремень ГРМ. Причин перегрева мотора может быть много, и если замена помпы не помогла решить эту проблему, стоит прочитать соответствующую статью на сайте.
Замена
Процедура замены водяного насоса отличается в зависимости от того, о каком количестве клапанов в двигателе идет речь.
Связано это с тем, что для «четырнадцатых» с 8 клапанными моторами предусматривается только один шкив коленвала, а у 16-клапанных аналогов их два. Потому системы имеют несколько разную конструкцию.
Помпы для 8-клапанного и 16-клапанного двигателя не являются взаимозаменяемыми. При покупке обязательно убедитесь, что новый водяной насос соответствует двигателю вашего автомобиля.
Процедура замены
Перед началом замены проверьте несколько основных моментов.
- Если признаком неисправности помпы выступает износ ремня, проверьте, в каком состоянии находится ролик-натяжитель. При наличии ржавчины, рекомендуем заменить его вместе с помпой.
- Проверьте качество и количество смазки под уплотнительной резинкой. При ее недостаче, не забудьте добавить смазку.
- Оцените степень износа ремня. Если он оборвется в пути, менять его — не самое приятное занятие. Потому подумайте о потенциальных угрозах, прежде чем решать дать поработать изношенному ремню еще некоторое время.
Неисправный насос
8 клапанный мотор
Если ваш ВАЗ 2114 оснащается 8-клапанным силовым агрегатом, тогда менять помпу необходимо по следующему алгоритму.
- Снимите защитный кожух с ГРМ.
- Немного ослабьте ролик-натяжитель. Если его состояние сомнительное и элемент нуждается в замене, тогда ролик демонтируется полностью.
- Ослабьте степень фиксации генератора, демонтируйте ремень генератора и ремень ГРМ.
- Отключите все шланги, идущие на водяной насос.
- Слейте из системы имеющуюся охлаждающую жидкость.
- Отсоедините защитную крышку, после чего извлеките вышедшею из строя помпу.
- После снятия очистите обязательно поверхности фланца от помпы, проведите зачистку блока цилиндров от скопившейся грязи и остатков резиновой прокладки.
- Если не убрать грязь, тогда подобные наросты не позволят правильно и ровно установить новую помпу. Как результат, ремень ГРМ будет быстро и неравномерно изнашиваться.
- Когда замена произведена, не забудьте расставить метки ГРМ. Достаточно часто коленчатый вал относительно распределительного вала смещается.
Расположение устройства
16 клапанный мотор
Если под капотом вашего ВАЗ 2114 расположился 16-клапанный силовой агрегат, тогда последовательность замены помпы будет выглядеть несколько иначе. Такая работа с определенными сложностями, но выполняется своими руками. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео инструкции.
- Снимите пластиковый кожух.
- Демонтируйте кожух с вашего ремня ГРМ.
- Для снятия кожуха требуется демонтировать ремень ГРМ, снять шкивы распределительного вала, а также два ролика — опорный и натяжной. Без данных манипуляций выполнять демонтаж водяного насоса будет невозможно.
- Также снимите правое переднее колесо. Так вы сумеете наконец-то добраться до нижних крепежных болтов кожуха.
- Теперь спокойно снимайте помпу, действуя по алгоритму 8 клапанного силового агрегата.
Не забывайте соблюдать все тонкости технологии замены водяного насоса. Если неправильно выполнить сборку с уже новой помпой, она будет течь и подавать такие же признаки неисправности, как старый агрегат. Плюс неправильный ремонт приведет к быстрому износу ремня ГРМ. А это еще дополнительные финансовые потери.
Готовим инструменты
Независимо от того, какая именно проблема возникла на вашем автомобиле, единственным решением для её устранения можно считать замену помпы. Эту работу на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 можно выполнить и самостоятельно, так как удобная конструкция машины вполне позволяет провести все этапы работ без специальных навыков и умений.
Для начала нужно будет подготовить нехитрый инструмент:
гаечные ключи на 10, 17 и 19;
торцовая головка на 10;
плоская отвёртка с тонким лезвием.
Без этого трубчатого торцевого ключа невозможно будет открутить труднодоступные болты на креплении помпы
Замена помпы на ВАЗ 2113, 2114, 2115
В процессе замены на новую деталь нужно нанести герметик, выдерживающий высокую температуру, на фланец и прокладку, которую необходимо установить в гнездо.
Новая помпа на автомобиль ВАЗ 2115 монтируется следующим образом:
- Прикрутить болты и затянуть на фланце помпы.
- Поставить кожух из металла. Закрутить болты крепления.
- Установить шкив распредвала. Затянуть болт.
- Поставить натяжительный ролик и ремень ГРМ.
- Пассатижами откорректировать уровень натяжки изделия, которое не должно поворачиваться в бок более чем на 90 градусов.
- Установить защитную крышку механизма ГРМ из пластика.
- Заливать охлаждающую жидкость, пока из снятого патрубка дроссельной заслонки не начнет вытекать.
- Установить патрубок, затянуть крепление.
- До нужного объема залить антифриз или тосол.
После замены своими руками необходимо запустить мотор и прогреть. Тогда будет понятно, исправно помпа работает или нет.
На ВАЗ-2113 и 2114 некоторых модификаций с 2011 года устанавливались моторы 16 клапанов. На них помпа меняется так же, но есть некоторые отличия:
- Необходимо демонтировать две шестерни распредвала.
- Требуется снятие опорного ролика.
- Чтобы достать защитный кожух, нужно снимать колесо.
16-клапанная модификация «четырнадцатой» модели требовательна к правильному выставлению меток.
Внимание! Водяные насосы для двигателей инжектор 8 клапанов и 16 — разные.
Замена помпы на двигателе 8V
Алгоритм снятия и установки помпы похож на процесс замены ремня ГРМ. Всю работу можно разделить на несколько этапов.
- Подготовка инструментов и рабочего места.
- Частичный слив антифриза и разборка механизма, снятие неисправного элемента.
- Приобретение новой помпы.
- Установка новой помпы и проверка её работоспособности.
Такая последовательность более целесообразна. Следует сначала снять и осмотреть старый насос, а потом покупать новый. Нередки случаи, когда исправная помпа менялась из-за износа прокладки и прохудившегося герметика.
Необходимые инструменты и расходные материалы
Для замены помпы автомобиля ВАЗ 2114/15 не потребуется загонять машину на эстакаду или смотровую яму. Достаточно гаража или ровной хорошо освещённой площадки. При работе используются следующие инструменты:
- стандартный набор накидных и рожковых ключей;
- комплект головок с воротком;
- домкрат и колёсные упоры;
- пассатижи с конусообразными губками, заострёнными на концах;
- отвёртки;
- ёмкость для слива ОЖ;
- ветошь;
- защитные перчатки.
Для замены водяного насоса ВАЗ 2114/15 потребуется стандартный набор инструментов
Демонтаж водяного насоса
Все работы проводятся на остывшем двигателе в следующем порядке.
- Открутите три болта крепления кожуха ГРМ.
- Риска на шестерёнке распределительного вала совмещается с выступом на корпусе двигателя (с левой стороны). Для этого домкратом поднимается и фиксируется упорами правая передняя часть кузова. При включённой четвёртой передаче правое переднее колесо медленно проворачивается руками до совмещения меток.
Перед снятием ремня ГРМ следует совместить метки на шкиве распредвала и двигателя
Снимается ремень ГРМ вместе с натяжным роликом
Ёмкость для слива ОЖ ставится со стороны сливной пробки
После слива ОЖ снимаются патрубки подогрева дроссельной заслонки
Отворачиваются пять болтов, удерживающих металлический кожух, и помпа снимается
При замене помпы обычно проверяется состояние ремня ГРМ и натяжного ролика. При необходимости они заменяются на новые.
Если причиной снятия насоса была течь антифриза, следует проверить и оценить люфт при вращении вала. Если люфта нет, нужно налить внутрь насоса немного керосина и посмотреть, надёжен ли сальник. Если сальник работоспособен, насос после чистки можно устанавливать обратно, предварительно обработав прокладку на фланце герметиком.
Выбор нового насоса
Чтобы не ошибиться при покупке нового насоса, нужно взять с собой в магазин старый экземпляр. При этом следует иметь в виду, что производители постоянно совершенствуют защиту от подделок, поэтому на новой помпе можно заметить следующие отличия:
- лопасти крыльчатки выполнены прямыми в виде трапеции, а не изогнутыми, как это делалось ранее;
- на торце шкива нанесена лазерная маркировка;
- на крыльчатке отлит логотип производителя (например, TZA);
- упаковка запечатана бумажной пломбой, на которой указан каталожный номер детали.
На оригинальную запчасть производитель TZA наносит лазерную маркировку
Новые модели водяных насосов комплектуются фланцевой прокладкой из мягкой пробки. С картонной прокладкой продаются подделки и насосы старых выпусков.
Видео: обзор водяных насосов ТЗА
Установка нового насоса
При установке новой помпы на фланец и прокладку следует нанести высокотемпературный герметик, а затем аккуратно вставить прокладку в гнездо. Отверстия на фланце и блоке совпадают только в одном положении — поэтому ошибиться здесь невозможно.
Перед установкой насоса на прокладку наносится герметик
Порядок установки нового насоса следующий.
- Прикрутите и затяните болты на фланце водяного насоса.
- Установите и закрепите металлический кожух.
- Поставьте шкив распределительного вала и притяните его болтом. Наденьте натяжной ролик и ремень ГРМ.
Устанавливается натяжной ролик и ремень ГРМ
Ремень ГРМ нгатягивается до такой степени, чтобы его нельзя было повернуть рукой больше чем на 90°
Видео: замена помпы на ВАЗ 2114
Подробная инструкция по замене насоса на ВАЗ-2115
Замена водяной помпы достаточно несложная операция, при должном соблюдении инструкции и заранее приготовленном инструменте.
- Автомобиль загоняется на смотровую яму. Перед началом ремонта двигателю дается один-два часа на остывание. Снимается защита с картера, при помощи ключей на 17-19 удаляется защитный кожух.
- Поднимается капот.
- Через открытый клапан, находящийся с левой стороны радиатора, сливается охлаждающая жидкость (тосол, антифриз).
- Отворачиваем болт на блоке цилиндров. Через образовавшееся отверстие спускаем охлаждающую жидкость уже из двигателя. Выйдет несколько проще, если ослабить хомут на патрубке радиатора и слить все в таз, а далее долить новый, тем самым полностью заменив жидкость.
- Ключом на 10 откручиваем три болта, которые крепят наружный кожух ремня газораспределительного механизма (ГРМ). Ключом на 17 срываем болт зубчатого шкива (здесь главное не утерять шпонку, заранее выставив метки).
- Этим же ключом (17) откручиваем гайку ролика натяжителя ремня.
- Снимаем натяжитель ремня.
- Смещаем ремень сверху стоящего зубчатого шкива и помпы, сдвигая его по направлению к радиатору.
- Болт, удерживающий зубчатый шкив, выкручиваем и вынимаем (опять уделяя внимание сохранности шпонки, ее лучше снять и отложить в сторону). Небольшой трещоткой и головкой на 10 откручиваем необходимое количество болтов и гайку, удерживающих задний кожух ремня.
- Снимаем защиту.
- Плоской отверткой аккуратно приподнимаем насос и достаем его.
- В блоке цилиндров удаляем возможные остатки старого сальника.
- Зачищаем будущее место установки новой водяной помпы. Очень важно тщательно очистить место в блоке цилиндров, потому как если этим пренебречь, насос по окончании работ будет установлен неровно (криво), что в дальнейшем приведет к новым протечкам. То есть весь труд пойдет насмарку.
- Специальным автомобильным герметиком смазываем новый уплотнитель с обеих сторон и возвращаем на посадочное место насоса.
- Устанавливаем новую помпу на место таким образом, чтобы маркировочная надпись, выполненная на ней, находилась сверху.
- Монтируем детали, полученные при разборке в обратной последовательности.
Замена помпы на 2114
Помпа на ВАЗ 2114 меняется достаточно просто, в результате чего все работы можно выполнить своими руками. После того, как была приобретена новая помпа, замена выполняется с использованием следующих инструментов:
- ключ на «10»;
- ключ на «17»;
- ключ на «19»;
- головка на «10»;
- отвертка плоская.
На ВАЗ 2114 замена помпы выполняется следующим образом:
- Автомобиль нужно загнать на яму или поднять на подъемнике;
- Затем потребуется снять защиту картера ключом 17 и 19;
- Далее мотор должен остыть (необходимо 2-3 часа);
- После остывания откручивается вентиль с радиатора (слева) для слива ТОСОЛа;
- Теперь нужно открутить болт на блоке цилиндров, чтобы слить ОЖ из двигателя;
- Дальше ключом на 10 отворачиваем три болта, которые держат внешний кожух ремня ГРМ;
- Ключом на 17 нужно сорвать болт зубчатого шкива (важно не потерять шпонку, заранее выставив метки);
- Также ключом на 17 нужно открутить гайку ролика натяжителя ремня и снять натяжитель ремня;
- Далее нужно снять ремень с верхнего зубчатого шкива и помпы, отодвинув сторону радиатора;
Установка водяных насосов и помп ВАЗ
Для того чтобы снять водяную помпу необходимо слить охлаждающую жидкость, послабить натяжение ремня и снять ремень. Далее возьмите отвёртку и отпустите хомуты на патрубках, снимите их. Открутите помпу и выньте её, подковырнув отвёрткой. И вот у нас в руках водяной насос. Зажмите в тески и открутите гайку, держащую ступицу приводного шкива. Далее съемником снимите саму ступицу. После этого переверните помпу и съемником снимите крыльчатку. Часто она прикипает к валу и нередко ломается при снятии. Если это все же произошло, необходимо приобрести новую крыльчатку. По завершении работ все собираем обратно, и водяной насос устанавливаем на место. Помните, водяные помпы ВАЗ рекомендуют менять каждые 90 000 км.
Хотите купить водяной насос ВАЗ, цена которого вас устроит? Добро пожаловать в наш интернет магазин! У нас в продаже представлены водяные помпы ВАЗ по лучшим ценам в Украине.