Принцип платности и его реализация в законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип платности и его реализация в законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков. Нормативная цена земли

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Платность использования земли: важность ст. 65 Земельного кодекса

Земельный ресурс является одним из главных природных богатств нашей страны. Он используется в различных целях: под строительство жилых домов, коммерческих объектов, аграрных угодий и т.д. Для упорядоченного использования земли было установлено понятие платности пользования земли.

Статья 65 Земельного кодекса устанавливает порядок уплаты арендной платы за использование земельного участка. Этот принцип заключается в том, что граждане или юридические лица, получившие право использования земли, обязаны уплачивать плату за ее использование.

Важен правильный расчет лимитов и сроков внесения платы за использование земли. Наличие такого налога стимулирует верное использование земельных ресурсов и контролирует их экономический рост. Цели платности включают управление землей и ее ресурсами в соответствие с энергетическими, экологическими и социальными требованиями.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Поскольку данный налог является местным, средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), в полном объеме должны зачисляться в соответствующий местный бюджет независимо от формы собственности на земельные участки, в том числе независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

  1. налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
  2. налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  3. налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
  4. если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

В соответствии с НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога следующие лица:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  5. организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  6. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  7. организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налоговый кодекс РФ в виде налоговой льготы также предусматривает уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на ��редствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Если налогоплательщику, относящемуся к одной из вышеуказанных категорий, принадлежит несколько земельных участков, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом повышающих коэффициентов, установленных НК РФ:

  • коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 1 в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства (в данном случае сумма налога, излишне уплаченного за этот период, подлежит зачету (возврату) налогоплательщику).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Следует специально указать, что изменениями, внесенными в НК РФ и вступившими в силу с 1 января 2008 г., точно определено начало трехлетнего срока, в течение которого по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для осуществления на них жилищного строительства, налог должен уплачиваться с применением коэффициента 2. Трехлетний срок начинается с момента государственной регистрации прав на земельные участки. Ранее начало данного срока в НК РФ четко определено не было, а в разъяснениях Минфина России указывалось, что трехлетний срок строительства начинается с даты начала работ, связанных с проектированием.

Энциклопедия судебной практики. Платность использования земли (Ст. 65 ЗК)

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Читайте также:  Работа по договору без трудовой книжки

Лицами, которые обязаны регулярно вносить налоговые выплаты за земельные участки, являются все группы пользователей (собственники, владельцы, эксплуататоры), кроме арендаторов земельных участков.

Согласно действующему земельному законодательству арендная плата взимается за все территории, которые предоставляются на основе договора аренды. Сроки внесения и размер арендной платы за участки, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц, устанавливаются в соответствии с условиями договора об аренде территорий.

Первый принцип земельного законодательства

Основа первого принципа земельного законодательства заключается в учете земли как базиса жизнедеятельности людей. Данный принцип – прямое продолжение конституционного принципа, который сформулирован в ст.9 Конституции РФ. В нем говорится о том, что земля, а также иные преизрядные ресурсы подлежат охране РФ в качестве основы жизнедеятельности людей, которые живут на данной территории. Стоит отметить, что для межотраслевого принципа, который сформулирован в ст.1 ЗК РФ, земля воспринимается на основе трех качеств:

  • в качестве природного ресурса, иными словами компонента природной среды, применяемого во время осуществления хозяйственной и другой работы в виде средств производства в сельском и лесном хозяйствах, а также в виде основы для размещения разных объектов;
  • в качестве природного объекта, иными словами части естественной экологической структуры, которая сохраняет свои природные качества. Именно закрепление за участком данных свойств и дает возможность формировать особо охраняемые природные территории;
  • в качестве недвижимого имущества, иными словами объекта гражданских прав, принадлежащего субъектам на разных правах вещного и обязательственного характера и находящегося в гражданском обороте.

Пятый принцип земельного законодательства

В пятом принципе земельного законодательства установлена общность судьбы земельного участка и ряда объектов, которые прочно с ним связаны. На основании данного принципа все объекты, которые прочно связаны с земельным участком, имеют такую же судьбу, что и земельный участок. Исключение: ситуации, которые установлены федеральным законом. Неверно будет трактовать данный принцип в виде абсолютного приоритета важности земельного участка относительно расположенных на нем объектов недвижимости. Есть множество примеров и обратной связи. Речь идет о ситуациях, когда у земельного участка судьба объекта недвижимости, который продают. Данная правовая общность может проявляться, к примеру, в том, что собственник земли имеет пруд, посадки и посевы, которые находятся на данной земле.

Замечание 7

Так, земля, на которой находятся объекты недвижимости, может относиться к особому правовому режиму имущественного комплекса, который предусмотрен особым законом. Речь идет о многоквартирных домах и предприятиях.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

ВС закрепил принцип платности землепользования

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:

  1. государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;
  2. государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;
  3. государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

До 1 января 2012 г. земельное законодательство предусматривает льготный порядок выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих лиц:

1) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты недвижимости:

  • были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  • были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

2) граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если право собственности указанных лиц на объекты недвижимости возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении вышеуказанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах:

  • двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
  • двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков по правилам льготного выкупа органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке. При этом данный запрет не может распространяться на реконструкцию объектов капитального строительства:

  • если дальнейшее использование объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
  • если реконструкция не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию за плату по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать 80% кадастровой стоимости земельного участка.

Для лиц, которые приобрели объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в ином порядке (не указанном в вышеприведенном перечне), до 1 января 2012 г. установлен следующий порядок определения цены выкупа земельного участка. Цена выкупа устанавливается субъектом РФ в зависимости от ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в следующих пределах:

  • в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Читайте также:  Чем рискует собственник квартиры, временно прописывая у себя жильца?

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Лебедев рассказал о правовых позициях ВС РФ по делам, связанным с экологией

Шестым принципом земельного законодательства устанавливается приоритет сбережения особенно ценной земли и земель особо охраняемых территорий. В основе данного принципа лежит ст.9 Конституции РФ. Помимо этого данный принцип важно трактовать, беря во внимание экологическое законодательство, которое предусматривает рамки в хозяйственной эксплуатации земли в ситуациях установления на ее территории специального эколого-правового режима. Данный режим применим для особо охраняемых областей. Сюда входят государственные природные заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы и др.

Замечание 8

Система изменения целевого предназначения и категории земли (сюда же входит приданием им статуса особо ценной) определена Законом «О переводе земли из одной категории в другую».

Важно помнить, что специальный эколого-правовой режим может быть применен и при переводе земли из любой группы земли в группу земли особо охраняемой территории и объекта, и при отсутствии такового. Последняя ситуация предусматривает установление, к примеру, специфики охраны особо ценной земли сельскохозяйственного применения, не меняющая отношение к своей группе, но требующая использования исключительно к ней дифференцированного режима эксплуатации и охраны.

Иначе говоря, для земли такого вида сельскохозяйственного применения вместе с рядом общих норм относительно ее охраны, применяется и ряд особых норм земельного и экологического права, которые направлены на то, чтобы ее сохранить, не изменив категорию земли и изъяв ее из сельскохозяйственной эксплуатации. Эксплуатация особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, которые включены законом субъектов РФ в особый список, недопустима. Речь об этом идет в п.4 ст.79 ЗК РФ. Но особо важные продуктивные сельскохозяйственные угодья, которые не попали в данный список, на основании п.4 ст.88 ЗК РФ все равно могут быть предоставлены компаниям, которые занимаются горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, на основании ст.79 ЗК РФ только после того, как отработаны другие сельскохозяйственные угодья, которые расположены в рамках горного отвода. Из этого можно сделать вывод, что в этой ситуации наблюдается процесс непоследовательности законодателя, который делает исключения из данного принципа для субъектов, которые занимаются горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, нанося ущерб окружающей среде в общем и сельскохозяйственным землям в частности. Данный порядок сбережения особо важных земель при помощи включения в перечень группы особо охраняемых территорий и объектов или же фиксации специального режима эксплуатации и охраны, не изменяя вид, применяется к защитным лесам и особо защитным участкам лесов, землям водного фонда, редким и находящимся в опасности почвам, которые занесены в Красную книгу почв.

Замечание 9

Важно знать, в данном принципе есть особые дополнительные требования и запреты относительно использования и охраны особо важной земли, а к остальным земельным участкам применимы общие правила их охраны, которые отражены в гл.2 ЗК РФ. По этой причине этот принцип нельзя толковать в качестве отрицания или умаления важности земли других видов.

В седьмом принципе земельного законодательства говорится о платности эксплуатации земли. Этот принцип имеет отношение к принципу платности природопользования, о котором говорится в ст.3 Закона «Об охране окружающей среды». Это обусловлено тем, что земля – это вид природного ресурса, такой же как лес, вода, животный мир и др. за эксплуатацию земли плату берут в виде земельного налога для собственника, землевладельца и землепользователя. Для арендатора земли плата выражается в арендной плате. Речь об этом идет в ст. 65 ЗК РФ.

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ, пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) в современной России является мощным и перспективным экономическим инструментом государственного управления земельными ресурсами. Единая методическая база оценки, достаточно высокий уровень организации и ведения оценочной деятельности, постоянное повышение информационного кадастрового потенциала позволяют рассчитывать на максимальную публичную достоверность результатов кадастровой оценки земель в целях реализации принципа платности землепользования. В 1999 году, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительство Российской Федерации постановило провести в 1999 — 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. При этом финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель было предусмотрено за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего нормативно закреплено понятие государственной кадастровой оценки как совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Правовая природа и формы обязательных земельных платежей

Стоимость земли и плата за землю, как социально-экономические категории, должны быть и являются отражением восприятия человечеством ценности и полезности земли в устройстве бытия и в сфере хозяйствования. Механизм этого сложного восприятия объясняет экономическая теория земельной ренты.

Нормативное регулирование платы за землю выражается, прежде всего, в законодательном закреплении форм платы за землю, при этом земельная рента и инструмент ее определения – оценка земли, являются экономической основой реализации принципа платности землепользования. Как экономико-правовой институт, плата за землю выступает важнейшим регулятором землепользования и земельного рынка в России. В условиях рыночной экономики учет закономерностей рентообразования в сфере природопользования имеет особую значимость. Справедливое перераспределение природной, и, в частности, земельной ренты в национальном масштабе играет определяющую роль в обеспечении прогрессивного развития нашей страны. Применению теории земельной ренты к современным условиям землепользования посвящены ряд экономических научных исследований1. Учёные обосновывают, что в условиях установления различных форм собственности на землю необходимо научно-обоснованное, адекватное современным условиям хозяйствования и землепользования изъятие земельной ренты в пользу общества, при этом природу земельной ренты не ограничивают реализацией частной собственности на землю, а видят в рентообразовании проявление созидательной способности земли, которая является ценнейшим потенциалом экономического роста и развития общества. Полагаю, что земельная рента является национальным достоянием и должна принадлежать обществу для развития социальной инфраструктуры. Однако сегодня российская экономика в сфере природопользования следует иным путём – большая часть изъятой природной ренты превращается в виртуальные финансовые инструменты, служащие интересам частного капитала, и не формирует российское общественное благо. Как экономическая доктрина, теория ренты объясняет причины, условия и источник возникновения земельной ренты, выделяет ее виды, а также объясняет механизмы изъятия и распределения земельной ренты. Понятием «рента» обозначают регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности, а в более узком значении – цену за использование земли и других ограниченных природных ресурсов. Функционально земельная рента проявляет себя как основной фактор стоимости земли и распределения видов деятельности по территории, как объект налогообложения в целях выравнивания условий землепользования. Источники возникновения земельной ренты предопределили три ее основные исторические формы – отработочная, продуктовая и денежная. В условиях рабовладельческого строя земельная рента создавалась рабами и как дополнительный продукт полностью присваивалась рабовладельцами. В условиях феодального строя, когда также преобладало натуральное производство, земельная рента приняла форму отработочной; в России она была представлена в виде барщины, которую крепостные крестьяне должны были отрабатывать бесплатно в феодальном поместье. Продуктовая рента выплачивалась земельному собственнику в натуральной форме и принимала форму оброка. Эта форма ренты оценивается как более прогрессивная, так как создавала у крестьян стимулы к более производительному труду для самостоятельного распоряжения долей сверх оброка. Денежная рента представляет собой последнюю и окончательную форму земельной ренты, которая получила свое развитие в условиях капитализма и существует по настоящее время. Возникновению денежной ренты предшествовало становление товарного производства вследствие развития процессов обобществления производства, разделения труда и обособления товаропроизводителей.

Читайте также:  Экспорт из России в Казахстан без НДС

Согласно классической теории земельной ренты виды земельной ренты определяются условиями её возникновения: абсолютная и монопольная земельная рента связана с наличием и монополизацией частной собственности на землю; дифференциальная рента подразделяется на дифференциальную ренту первого вида, возникающую из-за различий в плодородии и местоположении земельных участков, и дифференциальную ренту второго вида, обусловленную неравной эффективностью добавочных вложений труда и капитала в землю различного качества. Взаимосвязь видов дифференциальной ренты определяется её зависимостью от природно-экономических условий хозяйствования. Не является рентным дополнительный организационно-хозяйственный доход, производный от лучших организации управления и технологий.

Неоклассическая теория земельной ренты основана на концепции предельного продукта и предельной отдачи, то есть такого состояния в земледелии, когда наступает предел достаточности, эквивалентной вложенным в землю труду и капиталу. Сегодня интерес к исследованию проблем образования и распределения экономической ренты не ослабевает. Например, сформулировано понятие экологической земельной ренты1, что указывает на признание законодательно установленного приоритета использования земли как средства производства в сельском хозяйстве с учётом её свойств как природного объекта. Изучение исторически сложившихся и современных экономических подходов в теории и практике формирования и распределения земельной ренты позволяют утверждать, что в доброкачественных рыночных условиях в виде платы за землю государство вправе изымать только абсолютную ренту и дифференциальную ренту, связанную с качеством (плодородие, инфраструктура) и местоположением (рынок сбыта, центр города) земельных участков. В случае включения в плату за землю дифференциальной ренты, определяемой качеством земельных участков, обязательным является целевое расходование средств на улучшение земель. Организационно-технологический доход, созданный за счет собственных вложений труда и средств землепользователя, должен оставаться в его распоряжении.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Плательщиками ЗН признаются организации и физические лица, обладающие ЗУ на ПС, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

ВОПРОС. ПРИНЦИП ПЛАТНОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  2. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  5. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.

Основа первого принципа земельного законодательства заключается в учете земли как базиса жизнедеятельности людей. Данный принцип – прямое продолжение конституционного принципа, который сформулирован в ст.9 Конституции РФ. В нем говорится о том, что земля, а также иные преизрядные ресурсы подлежат охране РФ в качестве основы жизнедеятельности людей, которые живут на данной территории. Стоит отметить, что для межотраслевого принципа, который сформулирован в ст.1 ЗК РФ, земля воспринимается на основе трех качеств:

  • в качестве природного ресурса, иными словами компонента природной среды, применяемого во время осуществления хозяйственной и другой работы в виде средств производства в сельском и лесном хозяйствах, а также в виде основы для размещения разных объектов;
  • в качестве природного объекта, иными словами части естественной экологической структуры, которая сохраняет свои природные качества. Именно закрепление за участком данных свойств и дает возможность формировать особо охраняемые природные территории;
  • в качестве недвижимого имущества, иными словами объекта гражданских прав, принадлежащего субъектам на разных правах вещного и обязательственного характера и находящегося в гражданском обороте.

Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 1 ЗК РФ

Статья 1 Земельного кодекса РФ является важным положением, определяющим основные принципы земельного законодательства. Эти принципы являются основой для регулирования отношений, связанных с использованием и охраной земель.

Первый принцип заключается в признании земли как основы жизни и деятельности человека. Это означает, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется с учетом ее значимости как природного объекта, природного ресурса и недвижимого имущества. Земля рассматривается как основа для производства сельскохозяйственной и лесной продукции, а также для осуществления хозяйственной и другой деятельности на территории Российской Федерации.

Второй принцип отдает приоритет охране земли перед ее использованием в качестве недвижимого имущества. Это означает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, но при условии, что это не причинит ущерб окружающей среде. Охрана земли как компонента окружающей среды и средства производства имеет первостепенное значение.

Третий принцип уделяет внимание приоритету охраны жизни и здоровья человека. Это означает, что при использовании и охране земли должны быть приняты меры, направленные на сохранение жизни и предотвращение негативного воздействия на здоровье людей, даже если это требует дополнительных затрат.

Четвертый принцип предусматривает участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Это означает, что граждане, общественные и религиозные организации имеют право принимать участие в принятии решений, которые могут повлиять на использование и охрану земли, а органы власти и организации обязаны обеспечить возможность такого участия.

Пятый принцип подчеркивает единство судьбы земельных участков и связанных с ними объектов. Все объекты, тесно связанные с земельными участками, следуют судьбе этих участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Шестой принцип отдает приоритет сохранению особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается, чтобы обеспечить их сохранение. Однако это не означает, что земли других категорий не имеют значения.

Седьмой принцип устанавливает платность использования земли. Все использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Восьмой принцип предусматривает деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их категории и требований законодательства.

Девятый принцип разграничивает государственную собственность на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Порядок такого разграничения определяется федеральными законами.

Десятый принцип предусматривает дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима учитываются природные, социальные, экономические и другие факторы.

Одиннадцатый принцип сочетает интересы общества и законные интересы граждан. Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества, но при этом гарантируется свобода владения, пользования и распоряжения земельными участками каждого гражданина.

В заключение стоит отметить, что принципы земельного законодательства, изложенные в статье 1 Земельного кодекса РФ, являются основополагающими и ориентирующими принципами для регулирования земельных отношений. Они устанавливают рамки и принципы деятельности в области использования и охраны земли, с учетом ее значения для жизни и деятельности человека, приоритета охраны природы и человеческого здоровья, а также участия общественности в принятии решений.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...