Налоги в Казахстане: за что платят граждане РК?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги в Казахстане: за что платят граждане РК?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Социальные отчисления — это еще один вид обязательных платежей. Их перечисляют в государственный фонд социального страхования работодатели за каждого работники, а также «самозанятые» жители Казахстана. Из этого фонда выплачивается пособие в страховых случаях. Платежи переводятся через государственный центр по выплате пенсий. Перечисления должны быть ежемесячными, без задержек.

Кто платит земельный налог

Земельный налог уплачивают те, кто имеет земельный участок на праве
собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного
безвозмездного временного землепользования. Если земельный участок передан в
финансовый лизинг, то плательщиком налога является лизингополучатель. Но в случае
передачи земельного участка в аренду (например, ИП передает в аренду юрлицу),
плательщиком земельного налога является арендодатель. Инвалиды, пенсионеры, лица,
приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной
войны, не платят налог за земельные участки жилищного фонда и придомовые участки, но
при этом платят налог за участки, переданные им в пользование или в аренду.
Предприниматели на СНР для крестьянских или фермерских хозяйств платят единый
земельный налог.

Статья 506. Базовые налоговые ставки на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (далее — земли промышленности), расположенные вне населенных пунктов

1. Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливаются в расчете на один гектар в следующих размерах пропорционально баллам бонитета:

N п/п Балл бонитета Базовая налоговая ставка (тенге) N п/п Балл бонитета Базовая налоговая ставка (тенге)
1 2 3 4 5 6
1. 48,25 52. 51 2634,45
2. 1 91,67 53. 52 2690,23
3. 2 135,1 54. 53 2745,95
4. 3 178,52 55. 54 2801,72
5. 4 221,95 56. 55 2857,46
6. 5 265,37 57. 56 2913,24
7. 6 308,8 58. 57 2968,96
8. 7 352,22 59. 58 3024,73
9. 8 395,65 60. 59 3080,47
10. 9 439,07 61. 60 3136,25
11. 10 482,5 62. 61 3188,36
12. 11 530,75 63. 62 3247,75
13. 12 592,41 64. 63 3325,49
14. 13 654,08 65. 64 3364,61
15. 14 715,68 66. 65 3423,05
16. 15 777,35 67. 66 3489,25
17. 16 839,01 68. 67 3539,95
18. 17 900,67 69. 68 3598,39
19. 18 962,29 70. 69 3656,81
20. 19 1023,96 71. 70 3715,25
21. 20 1084,66 72. 71 3769,29
22. 21 1138,7 73. 72 3829,64
23. 22 1189,07 74. 73 3890,53
24. 23 1239,35 75. 74 3951,67
25. 24 1287,73 76. 75 4012,79
26. 25 1340,29 77. 76 4073,88
27. 26 1390,66 78. 77 4135,02
28. 27 1441,07 79. 78 4196,15
29. 28 1491,45 80. 79 4257,23
30. 29 1541,88 81. 80 4319,34
31. 30 1592,25 82. 81 4371,45
32. 31 1646,29 83. 82 4432,57
33. 32 1693,03 84. 83 4493,66
34. 33 1740,76 85. 84 4554,8
35. 34 1788,47 86. 85 4615,92
36. 35 1836,2 87. 86 4677,01
37. 36 1883,87 88. 87 4738,15
38. 37 1931,58 89. 88 4799,27
39. 38 1979,31 90. 89 4860,36
40. 39 2027,02 91. 90 4921,5
41. 40 2074,75 92. 91 4975,54
42. 41 2126,86 93. 92 5054,48
43. 42 2178,19 94. 93 5134,32
44. 43 2228,61 95. 94 5214,22
45. 44 2278,98 96. 95 5294,09
46. 45 2329,41 97. 96 5373,99
47. 46 2379,79 98. 97 5453,83
48. 47 2340,22 99. 98 5533,73
49. 48 2480,57 100. 99 5613,59
50. 49 2531 101. 100 5693,5
51. 50 2582,34 102. свыше 100 5790

2. Земли, предоставленные для нужд обороны, за исключением земель, временно используемых другими землепользователями в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, подлежат налогообложению по ставкам, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3. Земли, предоставленные для нужд обороны, временно не используемые для нужд обороны и предоставленные для сельскохозяйственных целей другим землепользователям, подлежат налогообложению по ставкам, установленным статьей 503 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

4. Земли предприятий железнодорожного транспорта, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог, облагаются налогом по ставкам, установленным статьей 503 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 510 настоящего Кодекса.

Статья 509. Налоговые ставки на земельные участки, выделенные под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции, занятые под казино, а также не используемые в соответствующих целях или используемые с нарушением законодательства Республики Казахстан

1. Земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

2. Земли населенных пунктов, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным статьей 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, установленным для земель близлежащего населенного пункта статьей 505 настоящего Кодекса, увеличенным в десять раз.

Читайте также:  Имущественные вычеты в 2023 году: как получить, что изменилось, разъяснения

Базовые ставки на земли населенного пункта, которые применяются при исчислении налога, устанавливаются местным представительным органом.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 505 настоящего Кодекса.

3. Земли населенных пунктов, выделенные под автостоянки (паркинги), подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса.

Земли других категорий, выделенные под автостоянки (паркинги), подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта в графе 3 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа базовые ставки налога на земли, занятые под автостоянки (паркинги), могут быть увеличены, но не более чем в десять раз. Увеличение ставок, предусмотренное настоящим пунктом, производится в зависимости от категорий автостоянок (паркингов), устанавливаемых местным представительным органом.

При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.

4. По земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога, установленные статьями 505, 506 и 507 настоящего Кодекса и настоящей статьей, кроме ставок, указанных в строках 24 — 27 таблицы статьи 505 настоящего Кодекса, увеличиваются в десять раз с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Порядок выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, для целей части первой настоящего пункта и пункта 5 настоящей статьи определяется центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на организацию, специализирующуюся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, единственным акционером которой является Правительство Республики Казахстан, и на ее дочерние компании.

5. По земельным участкам сельскохозяйственного назначения, не используемым по назначению или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога, установленные статьей 503 настоящего Кодекса, увеличиваются в двадцать раз с даты вручения собственнику или землепользователю письменного предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан районными (кроме районов в городах) исполнительными органами, местными исполнительными органами городов областного значения.

Положения настоящего пункта не распространяются на организацию, специализирующуюся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, единственным акционером которой является Правительство Республики Казахстан, и на ее дочерние компании.

6. Порядок представления в налоговые органы сведений по земельным участкам, указанным в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель определяется уполномоченным органом.

7. По земельным участкам, указанным в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, сведения по которым представляются уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель и местными исполнительными органами, земельный налог исчисляется налоговыми органами исходя из установленных ставок земельного налога и площади земельного участка с направлением налогоплательщику уведомления о начисленной сумме земельного налога.

Собственники объектов недвижимости, согласно действующему законодательству, обязаны уплачивать налоги на имущество и землю не позднее 1 октября текущего налогового периода. Действие данного предписания распространяется на те объекты налогообложения физических лиц, права на которые были зарегистрированы в срок до 1 января текущего налогового периода, в том числе и на объекты незавершенного строительства, факт эксплуатации которых установлен в этот период.

Налоговая база, исчисляемая в зависимости от стоимости объекта налогообложения, устанавливается по состоянию на 1 января каждого года. Порядок определения налоговой базы регламентирован статьей 406 Налогового кодекса РК.

Исчисление налогов производится не позднее 1 августа текущего налогового периода по месту нахождения объекта налогообложения. Уплата налогов осуществляется также по месту нахождения объекта вне зависимости от того, где в данный момент проживает налогоплательщик.

В ситуациях, когда недвижимость была продана до уплаты налога, сумма будет исчислена за фактический период владения объектом недвижимости. Уплата производится либо до момента государственной регистрации прав собственности, либо непосредственно во время регистрации. Следующему собственнику предъявляется сумма, исчисляемая с момента возникновения права.

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в следующих размерах:

Категория населенного пункта

Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

1.

Алматы

28,95

0,96

2.

Астана

19,30

0,96

3.

Актау

9,65

0,58

4.

Актобе

6,75

0,58

5.

Атырау

8,20

0,58

6.

Караганда

9,65

0,58

7.

Кызылорда

8,68

0,58

8.

Кокшетау

5,79

0,58

9.

Костанай

6,27

0,58

10.

Павлодар

9,65

0,58

11.

Петропавловск

5,79

0,58

12

Талдыкорган

9,17

0,58

13.

Тараз

9,17

0,58

14.

Уральск

5,79

0,58

15.

Усть-Каменогорск

9,65

0,58

16.

Шымкент

9,17

0,58

17.

Алматинская область:

18.

Города областного значения

6,75

0,39

19.

Города районного значения

5,79

0,39

20.

Акмолинская область:

21.

Города областного значения

5,79

0,39

22.

Города районного значения

5,02

0,39

23.

Остальные города областного значения города

85 процентов от ставки, установленной для областного центра

0,39

24.

Остальные города районного значения

75 процентов от ставки, установленной для областного центра

0,19

25.

Поселки

0,96

0,13

26

Села

0,48

0,09

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Читайте также:  Как восстановить права при утере в 2023 году?

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Кому необходимо уплачивать земельный налог

Понятие «земельный налог» включает в себя процедуру получения денежных средств в бюджет с юридических и физических лиц, являющихся владельцами земельных участков:

  • на праве собственности, например частных домов или дачных участков ;
  • на праве постоянного пользования;
  • на праве безвозмездного временного пользования, согласно п.1 ст.498 Налогового кодекса РК.

Порядок начисления и уплаты земельного налога утвержден на законодательном уровне и регулируется нормами статьи 511 Налогового кодекса.
Порядок его расчета и сроки уплаты установлены:

  • для юридических лиц и ИП статьей 512 НК РК;
  • для физических лиц статьей 514 НК РК.

Земельный участок — это объект, облагаемый налогом. Существует несколько категорий налогообложения земли, при этом ряд из них под налогообложение не попадают.
Земельные участки могут быть следующих категорий:

  • для сельскохозяйственного назначения;
  • населенные пункты, то есть занятые жилищным фондом или свободные;
  • для использования под промышленность, назначения транспорта и прочие, но не сельхозназначения.

Но даже и эти земли могут подлежать налогообложению не в полной мере. Опираясь на п.2 ст.500 Налогового кодекса РК видим, что не являются объектами обложения следующие земельные участки:

  • находящиеся в черте населенных пунктов и относящиеся к общему пользованию, например улицы, парки, кладбища, пляжи и тп;
  • участки через которые проходят автодороги общего пользования;
  • участки с имеющимися законсервированными решением Правительства РК объектами.

Категории земель, которые совсем не подлежат налогообложению:

  • особо охраняемые территории;
  • лесной фонд;
  • водный запас;
  • земельный запас.

Как производится расчет земельного налога?

Сумма налога на землепользование напрямую зависит от нескольких факторов: где находится участок, какова его площадь, есть ли на участке постройки.

Налоговой базой для расчета устанавливается площадь участка, к единице которой применяется соответствующая ставка и, если есть, льгота.
И если юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сумму налога приходится высчитывать самостоятельно, то физическим лицам для проведения необходимых расчетов следует обратиться к инспектору Управления госдоходов МФ РК.

Если участком владелец владеет менее года, то сумма налога к уплате рассчитывается из фактического срока владения или пользования.

Базовые ставки налога узнать несложно, следует обратиться к следующим источникам:

  • статья 505 Налогового кодекса РК;
  • на Egov.kz., следуя по маршруту: «Главная», «Гражданам», «Недвижимость», «Земельные отношения», подраздел «Полезная информация», «Оплата налога на землю: где, как и сколько».

Порядок и механизм исчисления земельного налога

В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:

— при частной собственности на земельный участок — акт на право частной собственности на земельный участок;

— при постоянном землепользовании — акт на право постоянного землепользования;

— при временном безвозмездном землепользовании — акт на право временного безвозмездного землепользования.

Объектом налогообложения является земельный участок (при об щей долевой собственности на земельный участок — земельная доля). Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.

Для нерадивых налог на землю возрастет

На мой взгляд, это абсолютно справедливо. Ведь в нашем законодательстве сложилась парадоксальная ситуация. В отношении земель другого назначения налог может быть увеличен от 0,3 процента до трех процентов. А вот у земли сельхозназначения налог пока остается незыблемым: все те же 0,3 процента. Таким образом, например, в Калужской области кадастровая стоимость 100 гектаров земли сельхозназначения — 9 миллионов 190 тысяч рублей. И налог 0,3 процента составляет всего лишь 27 тысяч 570 рублей. То есть тот гражданин, который взял эту землю не для производства сельхозпродукции, пока платит за свой участок менее 30 тысяч рублей в год и спит спокойно. Этот собственник понимает, что города расширяются, его земля в любой момент может понадобиться для жилищной, промышленной или торговой застройки.

А между тем земля — ликвидный объект. Но граждане, аграрии и государство с этой земли не получают ничего. Поэтому и предлагается увеличить ставку налога для нерадивых землевладельцев до пяти процентов от кадастровой стоимости. И в таком случае налог на 100 гектаров земли в той же Калужской области будет составлять уже 450 тысяч рублей. А на 1000 гектаров — уже четыре с половиной миллиона рублей.

Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.

Читайте также:  Что делать если ответчик не является в суд

Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.

Ставки земельного налога

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 220,32 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 14,71 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 29,38 белорусского рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (прил. 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы.

С 1 января 2023 года предусматривается применение ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, — на земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется — в течение трех лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:

  • не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
  • не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется).

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается.

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства[1]>.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

Налог на земли сельскохозяйственного назначения

Земли, которые предназначаются и предоставляются для покрытия сельскохозяйственных нужд, а также располагаются за пределами территории населенных пунктов, называются землями сельскохозяйственного назначения. В составе таких земель выделяются здания и сооружения, целевое назначение которых — производство, хранение и первичная переработка с/х продукции, защитные лесные насаждения, внутрихозяйственные дороги и коммуникации (ст.77 ЗК РФ).

Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований служат основанием начала и прекращения действия земельного налога на сельскохозяйственные земли. К тому же эти органы определяют размер налоговой ставки и регулируют — в каком порядке и в какие сроки этот налог обязан быть выплачен. На территории данных муниципальных образований (МО) оплата земельного налога является обязательной. Упомянутые нормативно-правовые акты регулируют вопрос налоговых льгот, одновременно определяя порядок и основания их применения (ст.387 НК РФ).

Согласно НК РФ, налогоплательщиками признаются физические лица или организации, обладающие землями сельхозназначения на правах:

  • собственности;
  • бессрочного, постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Если земли с/х назначения являются частью имущества, которым обладает паевой инвестиционный фонд, то налогоплательщиком является управляющая компания. И в таком случае налог уплачивается за счет имущества, принадлежащего этому фонду. Физические лица или организации не признаются налогоплательщиками, если сельскохозяйственные участки принадлежат им на правах:

  • безвозмездного пользования;
  • безвозмездного срочного пользования;
  • договора аренды (ст.388 НК РФ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...